Цели и задачи внутреннего контроля в коммерческом банке в целях ПОД/ФТ

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГ БОУ ВПО «Ивановский Государственный Университет»

Экономический факультет

Кафедра финансов и банковского дела

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Современное банковское дело»

на тему:

«Внутренний контроль в коммерческом банке как элемент системы противодействия отмывания доходов, полученных преступных путем, и финансирования терроризма»

  Выполнила: Студентка ОДО магистратуры 1 года обучения по программе «Банки и банковское дело» Грушина Наталья Александровна   Научный руководитель: д.э.н., профессор Амосова Наталия Анатольевна

Иваново - 2015

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Понятие и роль внутреннего контроля в коммерческом банке как элементе системы противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ПОД/ФТ) 5

1.1 Содержание внутреннего контроля в коммерческом банке как элементе системы ПОД/ФТ. 5

1.2 Цели и задачи внутреннего контроля в коммерческом банке в целях ПОД/ФТ 10

1.3 Направления внутреннего контроля в коммерческом банке в целях ПОД/ФТ 14

1.4 Субъекты внутреннего контроля в коммерческом банке, действующие в целях ПОД/ФТ. 18

Глава 2. Правовое и методическое сопровождение внутреннего контроля в коммерческом банке в целях ПОД/ФТ. 25

2.1 Нормативное правовое регулирование внутреннего контроля в коммерческом банке в целях ПОД/ФТ. 25

2.2 Методика выявления операций, подлежащих обязательному контролю.. 32

Глава 3. Анализ современной практики внутреннего контроля в коммерческом банке в целях ПОД/ФТ. 36

3.1 Современное состояние внутреннего контроля в коммерческом банке в целях ПОД/ФТ 36

3.2 Проблемы и направления совершенствования внутреннего контроля в коммерческом банке в целях ПОД/ФТ. 36

Заключение. 43

Список литературы.. 44

Приложения. 46

Введение

Банковская система обеспечивает перемещение финансовых средств в любую точку мира. Среди огромного множества проводимых операций перед банками стоит задача контролировать их на предмет законности, противодействовать в отмывании денежных средств и финансированию криминальных структур.

С этой проблемой сталкиваются многие страны, не исключение и Россия. Ежегодно объемы проведенных нелегитимных финансовых операций составляют миллиарды долларов США.

В свою очередь, легализация незаконных доходов тесно связана с такими явлениями, как бегство (вывод) капитала за рубеж, коррупция, финансирование терроризма, использование офшорных юрисдикций для сокрытия источника происхождения доходов и уклонения от налогов. В связи с большим объемом отмываемых средств борьба с легализацией незаконных доходов становится одной из наиболее актуальных задач как для мирового сообщества в целом, так и для государств.

Одним из ключевых каналов для отмывания незаконных доходов и финансирования криминальных структур являются на современном этапе коммерческие банки. Использование коммерческих банков для незаконных целей, обусловлено, прежде всего, множеством видов оказываемых услуг финансового посредничества и огромными объемами операций. В настоящее время масштабы проблемы отмывания незаконных доходов для банковской системы Российской Федерации можно охарактеризовать количеством отозванных у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций.

В современных условиях тесной взаимосвязи коммерческих банков выявление противозаконных операций у целого ряда банков перед другими субъектами ставится задача усилить контроль за проводимыми операциями.

Целью написания курсовой работы является анализ внутреннего контроля в коммерческих банках и направления его совершенствования.

Для реализации цели в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:

- Изучить сущность внутреннего контроля в коммерческом банке;

- определить роль внутреннего контроля в коммерческом банке как элемента системы ПОД/ФТ;

- изучить нормативные требования к построению внутреннего контроля в коммерческом банке;

- изучить методики выявления операций в рамках ПОД/ФТ;

- проанализировать современное состояние внутрибанковского контроля в коммерческом банке и выявить направления его совершенствования.

Предметом изучения в курсовой работе является внутренний контроль в коммерческом банке.

В качестве объекта исследования выбраны правила внутреннего контроля в коммерческом банке в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Исследование основано на работах

Методология курсовой работы основана на общих методах научного познания: дедукции и индукции, сравнительного анализа, синтеза теоретического и практического материала. При обработке и систематизации информации применялись методы группировок, классификации, системный и исторический подходы.

Глава 1. Понятие и роль внутреннего контроля в коммерческом банке как элементе системы противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ПОД/ФТ)

Содержание внутреннего контроля в коммерческом банке как элементе системы ПОД/ФТ

Понятие внутреннего контроля в коммерческом банке определено в Положении «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» ЦБ РФ от 16.12.2003 г. № 242-П. Согласно данному положению внутренний контроль - это деятельность, осуществляемая кредитной организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) и направленная на достижение обеспечения следующих целей:

1) Эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками.

2) Достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей), а также информационной безопасности (защищенности интересов (целей) кредитной организации в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений).

3) Соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации.

4) Исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России.

Последнее направление определяет внутрибанковский контроль в рамках ПОД/ФТ. Выделяя именно это направление для исследования, можно дать следующее более узкое определение внутреннего контроля как деятельности коммерческого банка по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Осуществление внутреннего контроля в коммерческих банках в сфере ПОД/ФТ должно основываться на понимании предмета, относимого к «легализации (отмыванию) незаконных доходов». Одной из распространенных теорий является придание авторства изобретению данного термина известному преступнику Аль Капоне, при котором денежные средства, полученные от незаконного производства и продажи спиртного, для придания им правомерного характера смешивались с наличным оборотом американских прачечных. При этом сам термин «отмывание» в переводе на английский язык звучит как «laundry», который также означает и прачечную. По другой версии, изобретателем «отмывания» считается Сальваторе Лучано, который в 1923 г. предложил владельцам нелегальных капиталов в США новую услугу - вывоз «грязных» денег в Европу и их инвестирование в акции промышленных предприятий Швейцарии, Германии и Италии.

Версий о происхождении этого термина много, однако суть их сводится к преобразованию средств, полученных за преступные деяния, в легальные доходы.

Определение «легализация (отмывание) незаконных доходов» можно найти в ряде международных правовых актов, в таких как Венская конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.), Страсбургская конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.), Директива Совета ЕС от 10 июня 1991 г. (91/308/ЕЕС) «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег», Конвенция против транснациональной организованной преступности (2000 г.). В соответствии с указанными международными правовыми актами, под легализацией (отмыванием) незаконных доходов понимаются действия (бездействие) относительно имущества, приобретенного преступным путем, независимо от того, желает ли лицо придать правомерный характер данному имуществу или нет. При этом преступной будет являться деятельность только в том случае, если лицо знало о незаконном происхождении данного имущества. С созданием в 1989 году Международной группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием незаконных доходов (далее - ФАТФ10 термин «отмывание» стал международным юридическим термином). С точки зрения ФАТФ, под отмыванием понимается процесс сокрытия или маскировки существования, незаконного происхождения, движения, назначения или использования имущества или денежных средств, полученных незаконным путем.

В российском законодательстве понятие легализация (отмывание) определено Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон №115-ФЗ). Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. Стоит отметить, что термины «отмывание» и «легализация», являются синонимами и могут употребляться в соответствии с российским законодательством как взаимозаменяемые термины.

Использование термина «легализация (отмывание) незаконных доходов» не только в финансовой, но и в юридической сферах позволяет выделить его аспекты.

В материальном аспекте легализация (отмывание) представляет собой процесс размещения различного рода имущества (денежных средств), полученного незаконным путем, в финансовые институты, проведение различных операций с данным имуществом (денежными средствами) и процесс интеграции имущества (денежных средств) в легальную экономику.

В экономическом аспекте легализация (отмывание) представляет собой переход имущества (денежных средств), полученного незаконным путем, из теневой экономики в легальную экономику.

В финансовом аспекте легализация (отмывание) представляет собой финансовые операции, целью которых является сокрытие источника денежных средств, полученных незаконным путем, для их последующего официального использования.

В правовом аспекте легализацию (отмывание) следует рассматривать как придание правомерного статуса владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным незаконным путем.

Процедура отмывания денег характерна практически для всех форм транснациональной и организованной преступности. Она способствует коррупции, деформирует процесс принятия экономических решений, усугубляет социальные проблемы и подрывает финансовые институты.

Различные меры экономического характера, призванные исключить или ограничить возможность использования преступниками приобретенных незаконными путями доходов, представляют собой важнейший компонент программ по борьбе с преступностью.

На практике деятельность организаторов «отмывочных схем» присутствует во многих сферах экономики, но ключевой является кредитно- финансовая (в частности, банковская), которая несмотря на усиление законодательства в этой сфере остается одним из ключевых каналов движения незаконных денежных средств.

Более того благодаря развитию технологий в банковской сфере и усилению банковского надзора кредитные организации являются основным источником сведений о подозрительных операциях (сделках). Для борьбы с отмыванием преступных доходов в банковской сфере создается единая целостная система ПОД/ФТ, которая строится на взаимодействии контролирующих органов и самих кредитных организаций. Кредитные организации в этом сотрудничестве обеспечивают передачу информации и затем на её основе пресекаются правоохранительными органами отмывочные схемы. В тоже время благодаря работе контролирующих и правоохранительных органов обеспечивается выявление схем и участников отмывочных схем, среди которых, как показывает практика, могут находиться и банки.

Кредитные организации, как и другие финансовые институты, представляют собой третий и последний уровень в рамках системы ПОД/ФТ после международного и национального уровней.

Банковские учреждения стран, ведущих борьбу с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, обязаны осуществлять комплекс мер, целью которого является выявление признаков возможной преступной деятельности, их документальное фиксирование и направление в уполномоченный орган исполнительной власти. Кредитной организации, как правило, предписывается систематизировать и обеспечивать сохранность собранной конфиденциальной информации, предоставлять ее по запросам уполномоченных государственных органов.

Все эти вопросы решаются в рамках правил внутреннего контроля, разрабатываемых в соответствии с российским законодательством и накопленным банком опытом. Эффективные действенные правила внутреннего контроля позволят предотвратить риски потерь вследствие проведения операций по легализации преступных доходов в виде штрафов, а также не допустить отзыв у кредитной организации лицензии из-за нарушения антиотмывочного законодательства.

Именно поэтому очень важно правильно организовать внутренний контроль в коммерческом банке в целях ПОД/ФТ.

Таким образом, под внутренним контролем в целях ПОД/ФТ понимают деятельность коммерческого банка по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

На практике деятельность по отмыванию доходов присутствует во многих сферах экономики, но ключевой является кредитно- финансовая (в частности, банковская), которая несмотря на усиление законодательства в этой сфере остается одним из ключевых каналов движения незаконных денежных средств. Для эффективного противодействия легализации преступных доходов контроль должен проводиться не только на международном и национальном уровнях, но и в самой кредитной организации.

Цели и задачи внутреннего контроля в коммерческом банке в целях ПОД/ФТ

Формирование системы внутреннего контроля для каждого коммерческого банка включает в себя определение целей и задач, а также принципов, на основе которых строятся правила внутреннего контроля в рамках ПОД/ФТ.

Целями организации и осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ являются:

- обеспечение выполнения коммерческим банком требований законодательства Российской Федерации в области ПОД/ФТ;

- поддержание эффективности системы внутреннего контроля по ПОД/ФТ коммерческого банка на уровне, достаточном для управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

- исключение вовлечения коммерческого банка, его руководителей и работников в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Основная цель системы внутреннего контроля российских кредитных организаций достигается путем организации контроля за соблюдением требований законодательства и иных нормативных актов, обеспечения контроля за банковскими рисками и надлежащим уровнем надежности кредитной организации, а также путем разрешения возникающих в процессе деятельности банка конфликтов интересов акционеров, Совета директоров и менеджмента.

Основными задачами организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма являются:

- обеспечение защиты коммерческого банка от проникновения в неё преступных доходов;

- управление риском легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в целях его минимизации;

- обеспечение независимости специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ;

- участие специального должностного лица коммерческого банка, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ, сотрудников службы, ответственной за противодействие отмыванию доходов, сотрудников, участвующих в осуществлении операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, сотрудников, осуществляющих юридическое сопровождение деятельности, сотрудников, выполняющих функции обеспечения безопасности, сотрудников, выполняющих функции внутреннего контроля, независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции, в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При реализации правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ коммерческий банк должен обеспечить:

- применение процедур управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

- документальное фиксирование сведений (информации) по вопросам ПОД/ФТ;

- сохранение конфиденциальности сведений о мерах, принимаемых кредитной организацией в целях ПОД/ФТ;

- своевременное направление сведений (информации) по вопросам ПОД/ФТ в уполномоченный орган.

Соответствие процедур внутреннего контроля установленным требованиям зависит от целого ряда факторов, таких, как организационная структура банка, его размеры и характер деятельности, конкретная область деятельности, в которой применяется тот или иной метод, и т. п.

Внутренний контроль в коммерческом банке в сфере ПОД/ФТ опирается на следующие принципы:

1) Принцип ответственности - каждый служащий банка, ответственный за реализацию мер в сфере ПОД/ФТ (каждая функция закреплена за конкретной должностной единицей) несет экономическую, административную и дисциплинарную ответственность за ненадлежащее использование своих функций.

2) Принцип сбалансированности - определение обязанностей каждого субъекта контроля в целях ПОД/ФТ осуществляется с предписанием ему определенных прав, возможностей, обязанностей.

3) Принцип интеграции - контроль предполагает четкое взаимодействие всех подразделений и служб банка.

4) Принцип заинтересованности - эффективное осуществление внутреннего контроля происходит только при наличии должной заинтересованности в нем топ-менеджеров кредитной организации.

5) Принцип соответствия - система внутреннего контроля в банке должна быть адекватна системе управления, зависеть от величины банка, сложности его организационной структуры, объемов и видов совершаемых им операций.

6) Принцип постоянства - функционирование внутреннего контроля должно осуществляться постоянно, т.к. только это позволяет своевременно предупреждать возникновение отрицательных изменений в деятельности банковского учреждения.

7) Принцип приоритетности - реализация контрольных функций должна происходить при правильном распределении имеющихся сил – наибольшее внимание уделяется сложным участкам деятельности кредитного учреждения.

8) Принцип комплексности - абсолютно все структуры коммерческого банка должны быть охвачены системой внутреннего контроля.

9) Принцип регламента - эффективность функционирования внутреннего контроля напрямую связана с тем, насколько подчинена регламенту вся банковская деятельность.

Таким образом, внутренний контроль в коммерческом банке обеспечивает выполнение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, а также способствует противодействию вовлечения банка в отмывание доходов. Для достижения этой цели коммерческие банки вырабатывают направления внутреннего контроля в рамках ПОД/ФТ.

Наши рекомендации