Цели и задачи системы внутреннего контроля. 8

Принята 09.08.2013

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-44/2013-КпР
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ»

1.Общие положения. 3

2.Основные понятия и определения. 5

3.Общие требования к системе внутреннего контроля. 8

Цели и задачи системы внутреннего контроля. 8

Компоненты системы внутреннего контроля. 8

Система органов внутреннего контроля и функции субъектов внутреннего контроля. 10

Ограничения системы внутреннего контроля. 14

4.Особенности построения системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности. 15

4.1 Общие принципы построения системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности. 15

4.2 Порядок построения системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности 17

Описание существенных бизнес-процессов. 18

Выявление и оценка рисков на уровне бизнес-процессов. 18

Описание контрольных процедур бизнес-процессов. 19

Описание контрольных процедур корпоративного уровня. 20

Описание общих ИТ контролей. 21

Актуализация описания системы внутреннего контроля. 22

Мониторинг эффективности системы внутреннего контроля. 22

4.10 Отчетность в области системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности 25

5.Приложения. 27

Пример политики по внутреннему контролю.. 27

Уровни зрелости системы внутреннего контроля. 39

Пример матрицы рисков и контролей. 51

Роли субъектов СВК в рамках «трех линий защиты». 52

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 В соответствии с п.1 статьи 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ (далее - Закон) экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

1.2 Кроме того, согласно п. 2 вышеуказанной статьи экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

1.3 Методические рекомендации определяют цели и задачи системы внутреннего контроля в целом, основные принципы ее функционирования на основе риск-ориентированного подхода к осуществлению процедур внутреннего контроля и структуру системы внутреннего контроля (далее – СВК), характер взаимодействия субъектов внутреннего контроля, а также описывает особенности построения системы внутреннего контроля над подготовкой финансовой отчетности (далее – СВКФО).

1.4 Настоящие Методические рекомендации также устанавливают порядок организации и осуществления внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности),

1.5 Принципы построения СВК, описанные в данном документе, рекомендуются к применению и в отношении других видов отчетности организации (например, налоговой, управленческой и пр.).

1.6 Действие настоящих Методических рекомендаций распространяется на лица (экономические субъекты), указанные в пп. 1-5 статьи 2 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

1.7 При этом организации, на которые распространяется пункт 1 статьи 19 Закона (включая организации, не подлежащие обязательному аудиту, а также организации, в которых руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя), должны организовать и осуществлять внутренний контроль с учетом положений раздела 3 настоящих Методических рекомендаций в той степени, насколько это применимо с учетом особенностей организационной структуры, размеров организации, объема операций, наличия органов управления и т.д.

1.8 Организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, и на которые распространяется пункт 2 статьи 19 Закона, должны учитывать требования к формализации системы внутреннего контроля над подготовкой финансовой отчетности, указанные в разделе 4 настоящих Методических рекомендаций.

1.9 Степень формализации вышеперечисленных элементов зависит от уровня зрелости СВК в организации. Уровень зрелости СВК можно определить, исходя из характеристик, присущих тому или иному элементу, перечисленному в Приложении 5.2 (критерии оценки уровня зрелости являются ориентировочными). При необходимости организация должна продемонстрировать наличие СВК в рамках выбранного уровня зрелости.

1.10 Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, ожидаемым минимальным уровнем зрелости является «Устоявшийся», для прочих организаций – «Развивающийся».

1.11 Организациям необходимо самостоятельно утвердить и ввести в действие используемые критерии оценки уровней зрелости СВК и разработать план повышения уровня зрелости СВК до целевого уровня.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Бизнес-процесс (или процесс) – последовательность взаимосвязанных действий, направленная на достижение целей организации.

Владелец бизнес-процесса - работник организации, обладающий необходимыми полномочиями и несущий ответственность за организацию бизнес-процесса в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Под внутренним контролем в широком смысле понимается деятельность, которая осуществляется Советом директоров, руководством и другими работниками организации, с целью предоставления разумных гарантий достижения организацией целей по следующим категориям:

− Эффективность и рациональность финансово-хозяйственной деятельности (включая сохранность активов);

− Достоверность финансовой и нефинансовой отчетности;

− Соответствие действующему законодательству и нормам.

Внутренний контроль над процессом подготовки финансовой отчетности – это деятельность, которая осуществляется Советом директоров, руководством и другими работниками организации с целью предоставления разумных гарантий в области достоверности ее финансовой отчетности. Таким образом, система внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности является частью системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной деятельности.

Внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

Границы СВК - границы описания и тестирования СВК организации, определяющие объем документации по бизнес-процессам, рискам и контрольным процедурам, разрабатываемым организацией на определенный период для выявления и оценки рисков, оценки дизайна существующих и внедрения новых контрольных процедур, закрепления ответственности за их исполнение, отслеживание изменений в бизнес-процессах, оценки эффективности исполнения контролей и СВК в целом.

Контроль (контрольная процедура) - политики, процедуры, практики, действия работников или функциональность информационных систем, разрабатываемые для обеспечения разумных гарантий достижения организацией целей, а также своевременного выявления или предотвращения реализации рисков.

Ключевой контроль – контрольная процедура, обеспечивающая разумную уверенность в том, что цель контроля будет достигнута, и отсутствие которой даже при наличии других контролей не позволяет снизить риск в существенном процессе до приемлемого уровня.

Как правило, ключевые контроли покрывают несколько рисков, функционируют эффективно на постоянной основе, достаточно детально документируются или являются автоматизированными.

Альтернативный (компенсирующий) контроль - контрольная процедура, которая компенсирует неэффективность других контролей и позволяет получить (индивидуально или в комбинации с другими контролями) разумную уверенность в том, что риск, возникающий в бизнес-процессе, снижен до приемлемого уровня.

Автоматизированная (автоматическая) контрольная процедура -контрольная процедура, выполняемая автоматически в информационной системе. Примерами автоматизированных контрольных процедур являются: ограничения на ввод данных (например, отрицательных значений), автоматические сверки, расчеты, маршруты согласования и пр.

ИТ-зависимая ручная контрольная процедура – контрольная процедура, выполняемая вручную, но с использованием результатов автоматической обработки данных, проведенной соответствующей информационной системой. Примером ИТ-зависимой ручной контрольной процедуры является разбор специалистом ошибок на основании отчета, автоматически сформированного из системы.

Ручная контрольная процедура – контрольная процедура, выполняемая вручную без использования информационных систем. Например, ручная авторизация заказа на закупку, сверка счета с приходными документами или инвентаризация.

Контроль корпоративного уровня (ККУ)- управленческие механизмы, которые устанавливаются на уровне организации или подразделений и способствуют достижению целей организации, прямо или косвенно воздействуя на риски, присущие ее деятельности, позволяют более эффективно структурировать СВК за счет влияния на контрольную среду в целом и на эффективность и количество контрольных процедур процессного уровня.

Мониторинг – деятельность по оценке качества работы и эффективности системы внутреннего контроля.

Общие ИТ контроли- средства контроля, относящиеся ко всем компонентам ИТ-системы, процессам и данным, и включающие в себя разработку и внедрение программного обеспечения, внесение изменений в программное обеспечение, эксплуатацию ИТ-систем и доступ к программному обеспечению и базам данных.

Рациональная СВК – система внутреннего контроля с оптимальным соотношением затрат на ее поддержание и ожидаемых результатов.

Риск - событие, которое в случае его наступления негативно отразится на достижении целей организации. Риск представляет собой сочетание вероятности события и влияния его последствий.

Риск финансовой отчетности - событие, которое может привести к существенному искажению финансовой отчетности организации и/или несоответствию законодательству в области бухгалтерского учета.

Система внутреннего контроля – это совокупность организационных структур, политик, процедур и действий работников организации, направленных на минимизацию рисков, путем осуществления внутреннего контроля ее деятельности в соответствии с принятыми внутренними документами (методиками, регламентами, процедурами) для обеспечения достижения ее целей.

Факты хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Финансово-хозяйственная деятельность - совокупность совершаемых фактов хозяйственной жизни в рамках бизнес-процессов организации.

Эффективный контроль - контроль, имеющий эффективный дизайн и операционную эффективность, при этом:

- эффективность дизайна - потенциальная способность контроля при его выполнении согласно дизайну достичь цели и обеспечить достаточное покрытие риска;

- операционная эффективность - достижение цели контроля и обеспечение покрытия риска при выполнении контрольной процедуры согласно установленному дизайну.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НАД ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

4.1 Общие принципы построения системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности

4.1.1 В целях соблюдения требований к организации в части осуществления внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономический субъект должен выстроить СВК с достаточным уровнем формализации.

4.1.2 В целях формализации системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности организации следует:

− описать существенные бизнес-процессы, влияющие на подготовку финансовой отчетности;

− внедрить, разграничить ответственность за выполнение контрольных процедур и обеспечить их эффективное выполнение;

− проводить периодическую актуализацию элементов СВК;

− осуществлять постоянный мониторинг и регулярную оценку эффективности контрольных процедур.

4.1.3 В организации должны быть разработаны основные нормативные документы, регламентирующие порядок и принципы функционирования системы внутреннего контроля.

4.1.4 Нормативные документы в области внутреннего контроля организации должны определять:

− цели и принципы построения системы внутреннего контроля;

− распределение функций субъектов внутреннего контроля;

− основные шаги и процедуры процесса внутреннего контроля, ответственных и сроки их выполнения (функционирования, совершенствования и диагностики):

· выполнение контролей;

· обновление описания бизнес-процессов системы внутреннего контроля;

· планирование и проведение актуализации документации, содержащей описание системы внутреннего контроля;

· планирование и проведение диагностики (оценки эффективности) системы внутреннего контроля;

· подготовка и предоставление отчетности о состоянии системы внутреннего контроля.

4.1.5 Нормативные документы организации, к которым относятся регламенты взаимодействия подразделений и работников, положения о подразделениях, инструкции и прочие нормативные документы, должны разрабатываться в соответствии с высокоуровневыми нормативными документами (политиками, кодексами и другими документами, которые формируют контрольную среду организации). Нормативные документы, доводятся до сведения работников и последовательно применяются в рамках организации.

4.1.6 Нормативные документы детализируются таким образом, чтобы отражать компоненты системы внутреннего контроля, включая отдельные контрольные процедуры.

4.1.7 Нормативные документы разрабатываются с учетом требований, предъявляемых к организации и функционированию системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности, пересматриваются и обновляются на регулярной основе с целью отражения изменений в деятельности организации в целом и ее подразделений.

4.1.8 Ключевым элементом для построения СВКФО является эффективное взаимодействие между подразделениями организации.

4.1.9 Исполнителями контрольных процедур в рамках СВКФО могут являться не только работники бухгалтерии, но и других структурных подразделений (например, коммерческого, капитального строительства, ИТ, материально-технического обеспечения), поскольку отдельные контроли, выполняемые в операционных бизнес-процессах могут, в том числе, прямо или косвенно покрывать риски финансовой отчетности.

4.1.10 В частности, для покрытия отдельных рисков финансовой отчетности может потребоваться информация от структурных подразделений для правильного отражения операций, основанных на суждении руководства (например, начисление резерва под обесценение активов, оценка сроков полезного использования основных средств, оценочных сроков погашения задолженности, деление по сегментам бизнеса), или ожидаемые (будущие) события, способные оказать влияние на финансовые результаты или раскрытия в отчетности текущего периода (например, события после отчетной даты, планируемые существенные операции по продаже части бизнеса, выплате дивидендов или заключению новых существенных договоров).

4.1.11 В организации должны быть определены и формализованы порядок и процедуры осуществления всех форм мониторинга системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности, включая:

− цели, границы проведения мониторинга;

− виды мониторинга;

− порядок планирования и порядок осуществления всех видов мониторинга (техники и инструменты);

− способы и методы документирования результатов;

− порядок предоставления отчетности о текущем состоянии системе внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности заинтересованным пользователям.

4.1.12 Мониторинг системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности предусматривает:

− осуществление постоянного мониторинга за выполнением контрольных процедур руководством организации и руководителями подразделений;

− проведение самооценки системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности структурными подразделениями;

− проведение на регулярной основе мониторинга и выборочного тестирования наиболее рискованных операций;

− проведение независимой оценки системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности и отдельных ее компонент внутренним аудитом организации;

− своевременное доведение информации о выявленных недостатках системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности до заинтересованных лиц.

4.1.13 Критериями достоверности финансовой отчетности являются:

− существование - транзакции и события, отраженные в финансовой отчетности, фактически произошли и имеют отношение к организации;

− полнота - все транзакции и события, все активы и обязательства, которые должны быть отражены в финансовой отчетности, отражены в ней; все расшифровки строк финансовой отчетности, которые должны быть включены в состав финансовой отчетности, включены в нее;

− оценка - элементы финансовой отчетности отражены в правильном стоимостном и количественном выражении;

− права и обязательства - организация имеет права на отраженные в финансовой отчетности активы и несет обязательства по отраженным в отчетности долгам;

− представление и раскрытие – порядок отражения информации в финансовой отчетности соответствует применяемым стандартам бухгалтерского учета (в том числе, операции отражены на правильных счетах и корректно классифицированы, все необходимые раскрытия сделаны).

4.2 Порядок построения системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности

4.2.1 При построении системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности организациям следует применять риск-ориентированный подход. Риск-ориентированный подход предусматривает внедрение элементов внутреннего контроля во всех существенных бизнес-процессах, оказывающих влияние на финансовую отчетность.

4.2.2 Границы СВКФО должны охватывать существенную часть активов и пассивов, доходов и расходов организации.

4.2.3 Основными этапами построения эффективной системы внутреннего контроля над процессом подготовки финансовой отчетности является:

− описание существенных бизнес-процессов подготовки финансовой отчетности;

− выявление и оценка рисков на уровне бизнес-процессов (влияющих на достоверность отчетности), а также разграничение ответственности за управление данными рисками;

− описание, оценка и внедрение контрольных процедур, направленных на снижение рисков на уровне бизнес-процессов;

− описание, оценка и внедрение контрольных процедур корпоративного уровня, а также разграничение ответственности за их выполнение;

− описание, оценка и внедрение общих ИТ контролей, а также разграничение ответственности за их выполнение.

Описание общих ИТ контролей

4.7.1 Общие ИТ контроли – это политики, процедуры и практики в области разработки, тестирования, внедрения, сопровождения и эксплуатации информационных систем, включая поддерживающие работу приложений аппаратное и системное обеспечение, необходимые для управления рисками.

4.7.2 В организации должен быть определен порядок и требования к документированию общих ИТ контролей. Например, они могут быть представлены в виде отдельной матрицы общих ИТ контролей[4].

Целесообразно документировать общие ИТ контроли только для существенных информационных систем организации.

4.7.3 Существенные информационные системы – это программные решения и поддерживающие их функционирование системные и аппаратные платформы, используемые при выполнении существенных бизнес-процессов.

4.7.4 Организации следует определить порядок документирования перечня существенных информационных систем. Например, состав существенных информационных систем может быть представлен в виде реестра с указанием следующих атрибутов:

− должность и имя владельца информационной системы со стороны бизнеса;

− перечень существенных бизнес-процессов, для автоматизации которых применяется информационная система;

− должность и имя ответственного лица со стороны подразделений ИТ;

− перечень элементов существенной ИТ инфраструктуры.

4.7.5 Перечень существенных информационных систем должен актуализироваться по мере возникновения необходимости и пересматриваться не реже одного раза в год.

4.7.6 Для целей построения СВК в области финансовой отчетности должны быть определены информационные системы, влияющие на подготовку финансовой отчетности и соответствующие общие ИТ контроли.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Пример политики по внутреннему контролю

Утверждено

Распоряжением № _______________________

от _______________________

ПОЛИТИКА

Общие положения

1.1 Настоящая Политика определяет порядок организации и функционирования системы внутреннего контроля (далее – СВК) в Обществе, в том числе описывает цель и задачи СВК, а также роли и ответственность ее субъектов.

1.2 Настоящая Политика разработана c учетом требований и рекомендаций:

  • действующего законодательством Российской Федерации (в т.ч. ст.19 закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»);
  • внутренних нормативных документов Общества;
  • Кодекса корпоративного поведения ФСФР РФ;
  • руководства Комитетом спонсорских организаций Комиссии Трэдуэя[6] «Внутренний контроль. Интегрированная модель» (1992).

Роли

5.1 Для обеспечения эффективного функционирования СВК между руководителями и иными работниками Общества распределяются следующие роли:

  • Владелец процесса/ риска
  • Координатор СВК
  • Исполнитель контроля

5.2 Владелец процесса / риска – руководитель подразделения/отдела, который несет ответственность:

  • за эффективное функционирование всех компонентов СВК (см. компоненты СВК в Приложении 1) в части покрытия рисков хозяйственной деятельности и подготовки финансовой отчетности в рамках своих бизнес процессов/рисков, в том числе за их дизайн и операционную эффективность, а также за поддержание актуальной, точной и полной документации для процесса или подпроцесса;
  • за назначение исполнителей контролей и закрепление в должностных инструкциях соответствующих работников ответственности за выполнение данных процедур;
  • за обеспечение исполнения и документирования контролей исполнителями контролей в соответствии с документацией по СВК;
  • за выполнение процедур по самооценке эффективности СВК;
  • за выявление изменений в процессах, рисках либо контролях, требующего внесение изменений в документацию по СВК и информирование об этом работников Подразделения внутреннего контроля / Координатора СВК в соответствующем подразделении;
  • за своевременное согласование документации по СВК (детального описания рисков, унифицированных и адаптированных контролей и другой информации);
  • за устранение недостатков в СВК, выявленных по результату тестирования либо мониторинга.

5.3 Исполнитель контроля – работник любого уровня, который несет ответственность:

  • за своевременное и качественное выполнение контрольных процедур в соответствии с документацией СВК;
  • за уведомление, при необходимости, заместителя исполнителя контроля и работника Подразделения внутреннего контроля о необходимости выполнения соответствующей контрольной процедуры вместо исполнителя;
  • за своевременное согласование документации по СВК (детального описания рисков, контролей и другой информации);
  • за выполнение процедур по самооценке эффективности СВК;
  • за выявление изменений в процессах, рисках либо контролях, требующего внесение изменений в документацию по СВК и информирование об этом владельца риска/процесса, Координатора СВК в соответствующем подразделении и работников Подразделения по внутреннему контролю;
  • за устранение недостатков СВК, выявленных по результату тестирования и мониторинга.

5.4 Координатор СВК - работник в каждом подразделении, который несет ответственность:

  • за организацию и координацию процесса функционирования СВК в рамках соответствующего подразделения;
  • за проведение мониторинга качества выполнения и документирования контрольных процедур в части контролей, выполняемых в соответствующем подразделении;
  • за актуальность документации по СВК в части соответствующего структурного подразделения;
  • за информирование Подразделения по внутреннему контролю о необходимости изменения документации по СВК (изменение процессов, рисков либо контролей, вкл. предложение новых формулировок в части рисков, контролей и другой информации).

Требования и обязанности в области обеспечения эффективности СВК

6.1 Внутренний контроль является неотъемлемой частью функционирования любого подразделения Общества.

6.2 Все работники несут ответственность за функционирование и обеспечение эффективности СВК Общества. Однако, основная и главная часть ответственности лежит на владельцах процессов и исполнителях контрольных процедур: Руководителях и работниках структурных подразделений.

6.3 Руководство Общества должно доводить до работников важность наличия и обеспечения эффективности функционирования СВК, а также роль каждого работника в данной системе, в том числе следующие основные требования:

  • Ни один работник прямо или косвенно не может допускать либо являться причиной намеренного фальсифицирования данных бухгалтерской, управленческой либо иной отчетности.
  • Никакие изменения не могут быть внесены в учетные данные, если заведомо известно, что эти изменения могут исказить суть соответствующих операций.
  • Никакие денежные суммы/счета/операции не могут укрываться для цели их неполного отражения в отчетности.
  • Все работники Общества обязаны сохранять активы Общества и обеспечивать их эффективное использование.

6.4 Если работник Общества обладает информацией о недостатке либо неэффективности процедур внутреннего контроля, он должен незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, а также руководителям подразделений внутреннего контроля и внутреннего аудита.

6.5 Если работник умышленно не соблюдает настоящую Политику и не выполняет контрольные процедуры, за которые он является ответственным, к данному работнику будет применено дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Пример матрицы рисков и контролей

Риск Существен-ный счет Критерии достоверности Влияние Вероят-ность Связан ли с риском мошенничества (да/нет) Об-щая оценка Контрольная процедура (КП) Исполни-тель КП Срок выполнения КП Частота выполнения КП Тип контроль-ной процедуры Вид контроль-ной процедуры Документальное подтверждение КП
Некорректное отражение приобретения материалов и основных средств в учете Запасы, Основные средства, Кредиторская задолженность Существование, Оценка Высокое Низкая Да Сред-няя Автоматическое формирование документа по приходу ТМЦ в соответствии с заказом. При оприходовании материала исполнитель контрольной процедуры в системе указывает номер заказа на поставку, из которого автоматически проставляется количество и сумма заказа. При этом система не позволяет изменить сумму заказа и оприходовать количество материала большее, чем указано в заказе. [Указывается должность работника ИТ подразделения] По мере необходимости По мере необходимости Автоматизированная Предотвращающая Не требуется
Некорректный перенос данных из модуля учета ТМЦ в Главную книгу Материалы, Основные средства Полнота, Существование, Оценка, Представление и Раскрытие Среднее Низкая Нет Низ-кая Сверка данных модуля по учету ТМЦ с модулем Главной книги. Исполнитель контрольной процедуры выгружает данные двух модулей и осуществляет сверку данных по остаткам в модулях в разрезе всех соответствующих счетов. В случае выявления расхождений Исполнитель контрольной процедуры дает соответствующие комментарии и при необходимости инициирует внесение корректировок в учет. [Указывается должность работника] До Х числа, следующего за отчетным Ежемесячно ИТ-зависимая ручная Выявляющая Отчеты из модулей,   Файл Exсel по сверке с комментариями по расхождениям
Несвоевременное отражение расходов в учете Текущие расходы (по видам), Кредиторская задолженность Полнота, Существование, Права и обязательства Высокое Высокая Да Высо-кая Сверка взаиморасчетов с контрагентами. Ежеквартально исполнитель контрольной процедуры формирует Акты сверки с информацией о состоянии расчетов на конец отчетного периода. Акты составляются выборочно по группам контрагентов согласно методике, утвержденной в организации. По результатам исполнитель контрольной процедуры анализирует полученные Акты и при необходимости инициирует внесение соответствующих корректировок в учет. [Указывается должность работника] До Х числа месяца, следующего за отчетным кварталом Ежеквартально Ручная Выявляющая Акты сверок взаиморасчетов,   Реестр актов сверок.

Принята 09.08.2013

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-44/2013-КпР
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ»

1.Общие положения. 3

2.Основные понятия и определения. 5

3.Общие требования к системе внутреннего контроля. 8

Цели и задачи системы внутреннего контроля. 8

Наши рекомендации