Вопрос 14. Анализ экономических результатов деятельности предприятия
Основными экономическими результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются объем выпущенной и реализованной продукции, валовой доход, прибыль, стоимость имущественного комплекса предприятия. Экономические результаты работы предприятия зависят от конкурентоспособности, востребованности его продукции (работ, услуг), уровня рейтинга, деловой активности и деловой репутации. На результаты экономической деятельности предприятия влияют уровень безубыточности, ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости (см. раздел 3.2). Экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия отражают в целом эффективность использования его экономического потенциала, который включает кадровый, технический, производственный и финансовый потенциал и характеризует общие возможности, а также конкретные виды экономической деятельности предприятия.
Экономические результаты деятельности предприятия связаны с эффективностью использования экономических методов управления, действие которых основано на широком применении экономических регуляторов (рычагов). Оценить влияние экономических рычагов на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия очень сложно, так как они противоречивы в своей основе. Особенно это относится к таким экономическим рычагам, как материальные стимулы, льготы, компенсации, санкции, дотации, обязательные платежи во внебюджетные фонды, налоги. Данные экономические рычаги должны создать заинтересованность в развитии производства. Неправильное использование налоговых льгот, например, может нарушить пропорции между производством и потреблением. Непродуманная система материального стимулирования и налогообложения имеет негативные социально-экономические последствия. При прогрессивных налоговых ставках, когда при относительно низкой величине дохода значительная его часть идет в уплату налога, наиболее способная, творческая часть населения вынуждена ограничивать свою деятельность, так как оказывается, что чем больше люди работают, тем большую часть времени они работают бесплатно.
Объем реализованной продукции бесспорно является основным экономическим результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это показатель сводного характера, характеризующий общие результаты экономической деятельности предприятия. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником поступления финансовых ресурсов и денежных средств. Процесс материального производства завершается доведением готового продукта до потребителя путем реализации изготовленной продукции {работ, услуг). Реализация продукции является одним из основных показателей успешности завершения процесса производства и в то же время представляет собой законченную стадию кругооборота средств предприятия, имеющую огромное значение для его нормальной хозяйственной деятельности.
Реализованной продукцией считается готовая продукция, отпущенная потребителям или вывезенная ими со складов предприятия-изготовителя, в оплату которой в полном объеме поступили средства на счет поставщика. Выручка от реализации представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги. Она служит основным источником денежных доходов предприятия. Выручка от реализации является важнейшей финансовой категорией, выражающей денежные отношения между поставщиком и потребителем товара. Будучи финансовой категорией, выручка выступает как один из главных источников поступления финансовых -ресурсов предприятия и денежных средств. Отметим, что под финансовыми ресурсами понимается валовой доход, распределяемый на формирование фонда оплаты труда и денежных накоплений, а денежные средства — оборотные средства и амортизация.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) зависит от организации маркетинга и ценообразования. Цели маркетинга состоят в Следующем:
• изучение рынка ресурсов для переработки и рынков сбыта готовой продукции;
• содействие продвижению на рынок и реализации продукции (работ, услуг);
• привлечение постоянных потребителей путем их обслуживания с использованием системы скидок;
• реклама в местной печати, на радио и телевидении;
• обоснование уровня цен;
• прогнозирование сбалансированности спроса и потребления.
Маркетинговые исследования в настоящее время приобретают
большее значение в связи с тем, что в результате экономических преобразований последних лет нарушились четкие, годами отлаженные производственно-экономические связи, С одной стороны, хозяйствующие субъекты получили абсолютную финансовую свободу, а с другой — полностью зависимы от конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности. В условиях диспаритета цен на промышленную продукцию, горюче-смазочные материалы, топливо и электроэнергию повышается роль правильной стратегии и тактики технико-экономической деятельности предприятия.
Ценообразование является важным процессом определения реальной стоимости выпущенной продукции (работ, услуг). Цены являются конкретным выражением производственных результатов технико-экономической деятельности предприятия. Цена, согласно классическому определению экономической теории, является денежным выражением стоимости товара (услуги). Понятие цены тесно связано с понятием рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость понимается как общепризнанная стоимость произведенного товара, определяемая затратами общественно необходимого
труда. Ценз тесно связана с действием закона спроса и предложения. Соотношение спроса и предложения определяет в значительной степени общий уровень цен. В России классический механизм действия закона спроса и предложения корректируется на инфляцию и кризис неплатежей. Очень часто цены искусственно завышаются из-за обесценения денег, задержек платежей из-за отсутствия денег на счетах.
Основными факторами ценообразования являются: спрос, предложение, конкуренция. К основным принципам ценообразования общепринято относить следующие:
♦ отражение издержек производства, распределения, обмена и потребления;
♦ соответствие минимального уровня цены общему уровню издержек производства;
♦ отражение в цене качественных характеристик товара.
Рыночная цена отражает конечный результат общественного производства — непосредственную реализацию товаров и услуг потребителю, реальное соотношение спроса и предложения. При формировании рыночной цены большое значение имеют потребительские свойства и уровень качества, уровень цен на аналогичные товары и услуги, взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров и услуг, реальное соотношение спроса и предложения, покупательная способность населения в данный момент времени.
Свободные (рыночные) цены на отечественные товары народного потребления формируются исходя из отпускной цены с налогом на добавленную стоимость и торговой надбавки. Свободные (рыночные) цены на импортные товары народного потребления формируются исходя из отпускной цены (включая таможенные пошлины и сборы, акцизы) и торговой надбавки. Торговая надбавка определяется продавцом исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения). В торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные и другие расходы продавца, наценки оптовых и розничных торговых предприятий, а также налог на добавленную стоимость. В целом уровень цены реализации отражает востребованность, конкурентоспособность продукции (работ, услуг).
В условиях рыночных отношений основной целью финансово-хозяйственной деятельности является получение прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия; на основе налога на прибыль обеспечивается формирование бюджетных доходов. Прибыль является конечным результатом деятельности предприятия. Можно произвести большой объем продукции, однако, если она не будет
реализована или реализована по цене, не обеспечившей получение прибыли, то предприятие окажется в тяжелом финансовом состоянии. Пример отражения динамики показателей балансовой и чистой прибыли предприятия приведен в табл. 4.3.
Анализ данных таблицы за 1997 г. показывает увеличение балансовой прибыли в 1,3 раза, однако чистая прибыль уменьшилась в 1,3 раза за счет роста объема отвлеченных средств, направляемых на пополнение фонда потребления. Кроме того, уменьшилась прибыль от реализации с 720 тыс. до 660 тыс. руб. за счет увеличения себестоимости реализации продукции (работ) в 1,5 раза. Увеличение себестоимости связано с удорожанием сырья, материалов, полуфабрикатов, а также с повышением заработной платы производственных рабочих. Такая же тенденция наблюдалась и в 1999 г., когда себестоимость по вышеуказанным причинам возросла в 1,5 раза.
Снижение прибыли от финансово-хозяйственнои деятельности в 1997 г. с 761 тыс. до 729 тыс. руб. связано с увеличением операционных доходов и расходов. Наибольший удельный вес в составе операционных доходов занимают: поступления от реализации основных средств, "прочих активов", плата за аренду помещений. Операционные расходы включают: выбытие материалов, полуфабрикатов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, стоимость выбывших основных средств.
В 1998 г. наблюдался одновременный рост балансовой прибыл» в 1,4 раза и чистой прибыли в 1,5 раза, что связано с уменьшением доли отвлеченных средств. Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности увеличилась в 1,7 раза. Имело место сокращение операционных доходов и операционных расходов. В 1999 г. балансовая прибыль уменьшилась с 1236 тыс. до 477 тыс. руб. Увеличились операционные доходы в 3,3 раза и операционные расходы в 3,6 раза, что связано с окончанием строительства жилого 60-квар-тирногодома, в связи с чем предприятие понесло убыток на сумму 595 тыс. руб., оплатив 1/5стоимости квартир (работники предприятия получили квартиры, оплатив 1/5 их стоимости).
Делая общий вывод по данным табл. 4.3, отметим, что наиболее благоприятным периодом из трех анализируемых является 1998 г., в котором наблюдается снижение себестоимости, операционных доходов и операционных расходов, отвлеченных средств, вследствие чего произошло увеличение прибыли от реализации продукции и от финансово-хозяйственной деятельности, балансовой и чистой прибыли. 1999 г. характеризуется большим ростом себестоимости (в 1,5 раза), операционных доходов и операционных расходов, отвлеченных средств, в результате чего уменьшились балансовая прибыль, прибыль от реализации и от финансово-хозяйственной деятельности. Все это является отрицательной тенденцией.
Экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия также характеризуются распределением и использованием прибыли. К основным направлениям распределения прибыли относятся налоги, уплачиваемые за счет прибыли, купонные (процентные) выплаты по долговым ценным бумагам (облигациям, векселям), дивиденды по привилегированным и обыкДинамика показателей балансовой и чистой прибыли предп
новенным акциям, отчисления в фонды предприятия (накопления, развития производства, потребления, материального стимулирования, социально-культурного развития и др.).
Важным экономическим результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия является рыночная стоимость его имущественного комплекса. Стоимость предприятия (имущественного комплекса) является базовой характеристикой его экономической состоятельности. Имущественный комплекс предприятия включает все имущество, находящееся на балансе предприятия в данном периоде.
Рыночная стоимость имущества может рассматриваться как объективная цена, отражающая соотношение спроса и предложения на определенную дату. Рыночная стоимость имущественного комплекса предприятия зависит от ряда факторов. Основными факторами являются: отраслевая принадлежность, территориальное расположение, деловая репутация, торговая марка, стоимость основных фондов, стоимость ноу-хау, стоимость товарно-материальных запасов и нематериальных активов. Достаточно большое влияние на стоимость имущественного комплекса предприятия оказывает его рыночная доходность, стоимость аналогичных комплексов, ликвидность. Под ликвидностью в данном случае понимается способность имущественного комплекса (в целом или его части) быть реализованным. Важное значение для определения действительной рыночной стоимости имущественного комплекса предприятия имеет достоверность бухгалтерского баланса, т. е. соответствие значений его показателей объективной реальности.