Расходы бюджетов, их состав и структура

Социально-экономическая сущность государственного бюджета. Функции бюджета.

Бюджет – это централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач органов власти разных уровней, является основой функционирования государства. Денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода. Основной финансовый план государства, совокупность доходов и расходов, систематизированная и относящаяся к определенному периоду времени. Форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Особенности бюджета, как самостоятельной категории: форма перераспределения отношений, связанная с обособлением национального дохода в руках государства, его перераспределение, пропорции которого определяются потребностями расширенного воспроизводства.

Функции бюджета:

1) распределительная, перераспределительная

2) контрольная

3) государственное регулирование и стимулирование экономики с помощью механизма налогов, ставки

4) финансовое обеспечение социальной политики

Государственный бюджет функционирует посредством особых экономических форм расходов и доходов, выражающих этапы перераспределения стоимости общественного продукта аккумулированного в руках государства.

Доходы бюджетов, их состав и структура.

Доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся в соответствии с БК, источниками финансирования дефицита бюджета. Доходы бюджета – это денежные средства, поступившие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с БК РФ существуют следующие виды доходов:

1) налоговые доходы – это доходы от предусмотренных законодательством федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, а также пении и штрафы по ним. К налоговым доходам федерального бюджета относятся: НДС(100%); акцизы; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых и роялти (100%). Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ: налог на прибыль организаций (100%); налог на доходы физических лиц (70%); акцизы, НДПИ и роялти; все рациональные доходы (100%) и другие. Доходы местных бюджетов (населений, муниципальных районов, городских округов) формируются: за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, доходы от местных налогов и сборов (100%).

2) неналоговые доходы: доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи имущества; от платных услуг бюджетных учреждений; средства, полученные в результате, применения мер ответственности; средства самообложения граждан; иные неналоговые доходы.

3) безвозмездные поступления: дотации; субвенции; субсидии; другие межбюджетные трансферты; прочие безвозмездные поступления.

Дотация – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ безвозмездно и безвозвратно.

Субсидии – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическим или юридическим лицам на условиях долевого финансирования долевых расходов.

Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, или юридическому лицу на основании целевых расходов безвозмездно и безвозвратно.

Собственные доходы бюджетов:

1) ст.47 Налоговые доходы зачисляемые в данный бюджет в соответствии с законодательством

2) неналоговые доходы, зачисляемые в данный бюджет субъектами организации и другими

3) получаемые безвозмездные поступления, кроме субвенций.

Расходы бюджетов, их состав и структура.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В БК это выплачиваемые из бюджета денежные средства за исключением средств являющихся в соответствии с БК источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами – обусловленные законом разграничением полномочий органов власти обязанности РФ, ее субъекта или муниципального образования предоставить средства бюджета или бюджетного фонда. Исполнение расходных обязательств должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств бюджета. Виды бюджетных ассигнований – предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующе финансовом году для исполнения бюджетных обязательств: оказание государственных и муниципальных услуг; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных трансфертов; обслуживание государственного долга и другие.

В составе расходной части бюджета любого уровня кроме внебюджетных фондов предусмотрено создание резервных фондов: правительства РФ; высших исполнительных органов государственной власти; местных администраций. В размере не более 3% утвержденного объема расходов. В федеральном бюджете может создаваться резервный фонд президента РФ не более 1% утвержденного объема расходов федерального бюджета.

33.Бюджетный дефицит, управление им. Нефтегазовый и ненефтегазовый дефицит федерального бюджета.

Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если составляет не более 3% ВВП и имеются перспективы его преодоления. Если дефицит до 10% доходов, то это допустимый дефицит. Больше 20% доходов – критический дефицит. Дефицит федерального бюджета не может превышать размер не нефтегазового дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного годового объема доходов без учета безвозмездных поступлений. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% объема годовых доходов без учета безвозмездных поступлений и поступления налоговых доходов по дополнительным нормативам отчисления. Источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1) внутренние источники (разница между поступлениями и средствами на погашение государственных ценных бумаг; разница между полученными и погашенными бюджетными кредитами; разница между полученными и погашенными кредитами кредитных организаций, в том числе международных; изменение остатков средств на счетах по учету средств в течении года; иные источники (в валюте РФ)).

2) внешние источники (разница между поступившими от размещения государственных займов и средств, направленных на погашение; разница между полученными и погашенными кредитами иностранных государств, кредитных организаций и других; иные источники). Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ: внутренние аналогичны; внешние: разница между поступившими от размещения займов и средств направленных на их погашение; кредиты банка; иные источники. Местные бюджеты: внутренние источники, аналогичны.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета включают: НДПИ в виде углеводородного сырья; вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный и на товары выработанные из нефти.

Ненефтегазовый дефицит– разница между доходами федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами резервного фонда и фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета.

Наши рекомендации