Состав и структура доходов и расходов бюджетов.

По экономическому содержанию доходы бюджета – это экономические (денежные) отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда государства.

БК РФ предлагает следующее определение доходов бюджета. Это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Классификация доходов бюджетов отражена в бюджетной классификации РФ. В соответствии с БК РФ бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Бюджетная классификация РФ включает: классификацию доходов бюджетов; классификацию расходов бюджетов; классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; классификацию операций публично-правовых образований.

Код классификации доходов бюджетов РФ состоит из:

1. кода главного администратора доходов бюджета;

2. кода вида доходов;

3. кода подвида доходов;

Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете. Согласно ст. 20 БК РФ едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

1. Налоговые и неналоговые доходы:

Налоговые доходы:

- налоги на прибыль, доходы;

- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

- налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

- налоги на совокупный доход;

- налоги на имущество;

- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

- государственная пошлина;

- задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

Неналоговые доходы:

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- платежи при пользовании природными ресурсами;

- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

- административные платежи и сборы;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба;

- поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- прочие неналоговые доходы;

2. безвозмездные поступления:

- безвозмездные поступления от нерезидентов;

- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

- безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

- безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

- возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

- прочие безвозмездные поступления.

Состав и структуру доходов федерального бюджета РФ можно представить в табличной форме (табл. 2).

Таблица 2

Доходы федерального бюджета РФ за 2013-2014 гг.

  Доходы
Млн.руб. % Млн.руб. %
Доходы, всего 13 019 939,5 100,0 14 496 880,5 100,0
Нефтегазовые 6 534 035,8 50,2 7 433 805,8 51,3
Ненефтегазовые 6 485 903,7 49,8 7 063 074,7 48,7
Налоговые 7 063 812,6 54,3 7 921 213,9 55,1
Налог на прибыль организаций 352 213,3 5,0 411 316,4 5,2
Налог на доходы физических лиц - - 9 189,4 0,1
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1 868 209,2 26,4 2 181 420,0 27,5
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 1 670 803,8 23,7 1 750 236,8 22,1
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 461 046,0 6,5 520 829,4 6,6
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации 63 363,2 0,9 71 551,0 0,9
Налог на добычу полезных ископаемых 2 535 256,2 35,9 2 857 963,4 36,1
Государственная пошлина 92 163,6 1,3 90 864,5 1,1
Задолженность и перерасчеты по налогам, сборам и иным обязательным платежам 1 196,6 0,0 1 188,2 0,0
Неналоговые доходы 5 905 007,1 45,4 6 464 701,4 44,6
Ввозные таможенные пошлины, всего 683 825,6 11,6 652 524,2 10,1
Вывозные таможенные пошлины, всего 4 162 975,1 70,5 4 747 283,7 73,4
Платежи при пользовании недрами 160 519,1 2,7 90 378,8 1,4
Доходы от оказания платных услуг (работ) 117 542,0 2,0 116 302,1 1,8
Безвозмездные поступления 51 119,8 0,4 110 965,1 0,8

*таблица составлена авторами по данным Счетной палаты РФ http://audit.gov.ru/

Таблица 2 наглядно отражает наличие еще одной группировки доходов федерального бюджета деление доходов на нефтегазовые и ненефтегазовые. Согласно БК РФ к нефтегазовым доходам федерального бюджета относят доходы федерального бюджета от уплаты:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных таможенных пошлин на газ природный;

вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Величина налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений бюджета Забайкальского края представим также в табличном виде (см. табл. 3).

Таблица 3

Наши рекомендации