Государственные и муниципальные финансы
Публичные (государственные и муниципальные) финансы – это денежные средства, которые обеспечивают осуществление большинства функций государственных и муниципальных образований (публичных функций).
Формами муниципальных финансов являются индивидуальные платежи в бюджет лиц, в интересах которых осуществляются соответствующие действия (сборы), а формами государственных финансов – обезличенные индивидуально-безвозмездные платежи в бюджет (налоги).
Государственные и муниципальные финансы обеспечивают выполнение следующих функций власти:
· осуществление публичной власти в узком смысле (принятие правовых актов и осуществление действий, имеющих юридическое значение);
· защита интересов граждан (включая внешние функции государственных образований, оборону и безопасность, экологическую функцию);
· социальная поддержка малообеспеченных граждан в форме выделения им различных пособий;
· экономическая функция (финансирование приоритетных сфер национальной экономики);
· оказание группам граждан, имеющим льготы, безвозмездных услуг, финансируемых за счет соответствующих бюджетов.
Использование государственных и муниципальных финансов осуществляется при соблюдении следующих условий:
· использование финансов в соответствии с их назначением (невозможность выполнения действий, не имеющих юридического значения);
· независимости органов публичной власти при осуществлении конкретных действий;
· эффективность организации соответствующей деятельности и т.д.;
· невмешательство в общественные отношения, но защита одной из сторон, которая априори и слабее другой стороны и т.д.
Необходимость в использовании государственных и муниципальных финансов наступает в следующих случаях:
· Если какая-либо деятельность имеет общее для всех (большинства) граждан значение или объемы использования ее результатов отдельными гражданами не поддаются контролю.
· Если целью какой-либо деятельности является перераспределение полученных доходов, например в форме социальной поддержки малообеспеченных граждан, она финансируется из части публичных финансов, формируемых за счет налогов.
· Если какая-либо деятельность адресована конкретному гражданину (организации) или их определенному кругу и имеет юридическое значение, она должна финансироваться за счет сборов, т.е. оплачиваться в виде сбора гражданами (организациями) – получателями указанных публичных услуг.
· Не допускается (без каких-либо изъятий) осуществление какой-либо платной деятельности государственных (муниципальных) образований за исключением оплачиваемой установленными законом сборами.
Финансовые ресурсы, их источники.
Финансовые ресурсы — это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т.е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.
Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется на 2-х уровнях:
· Централизованные финансовые ресурсы – у органов гос. власти и местного самоуправления (макроуровень).
· Децентрализованные финансовые ресурсы – у финансовых организаций и домашних хозяйств (микроуровень).
Источники финансовых ресурсов на макроуровне (государства):
• валовой внутренний продукт (ВВП);
• доходы от внешнеэкономической деятельности;
• национальное богатство;
• привлеченные (заемные) ресурсы.
Источники финансовых ресурсов на микроуровне (организация, предприятие):
• источники собственных финансовых ресурсов (деятельность предприятия; богатство предприятия - оборудование и др.);
• средства предприятия, которые приравниваются к собственным (зарплата, отпускные деньги);
• привлеченные средства (заемные средства, средства от продажи акций и облигаций);
• средства, получаемые предприятиями в порядке перераспределения (от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения).
Содержание и значение финансовой политики.
Финансовая политика - это самостоятельная деятельность государства в области финансовых отношений, т.е. совокупность финансовых мероприятий направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его задач и функций.
Содержание финансовой политики сводится к трем элементам:
1.Определение и постановка главных целей и конкретных перспективных и ближайших задач
2.Разработка методов, средств и форм организации отношений, с помощью которых поставленные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимально.
3.Подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи и организовать их исполнение.
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, исторические условия и особенности жизни.
Задачи финансовой политики:
1.Обеспечение финансовыми ресурсами государственных программ экономического и социального развития
2.Обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений
3.Определение рациональных форм изъятия доходов предприятий и населения в пользу государства
4.Повышения уровня благосостояния народа
5.Укрепление и развитие экономических связей со всеми странами мира, обеспечение условий для проведения совместных мероприятий.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на:
· финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, предусматривающий решение крупномасштабных задач. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов и их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.
· финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии, финансовая тактика должна отличатся гибкостью.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны: стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач, а тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики, позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими потерями решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.
Цель финансовой политики – наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества.