Классификация видов экономического анализа
Роль экономического анализа управления организацией в рыночной экономике, предмет и метод.
В условиях рыночной экономики эффективно осуществлять свою производственно-финансовую деятельность могут только те предприятия, которые получают наивысший экономический результат.
Для обеспечения эффективности и экономической устойчивости производств необходимо иметь систему показателей, характеризующих различные функции и подсистемы экономической динамики предприятий, а также критерии оценки и пороговые величины, позволяющие при анализе относить полученные значения показателей к успешным или неудачным. Именно системный подход к оценке финансового состояния хозяйственных организаций позволит дать наиболее объективную основу для принятия управленческих решений.
Экономический анализ представляет собой прикладную экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.
Таким образом, предметом экономического анализа является имущественно-финансовое состояние и текущая хозяйственная деятельность организации, изучаемая с точки зрения ее соответствия заданиям бизнес-планов и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности работы организации.
Объектами экономического анализа являются имущественно-финансовое положение организации, ее производственная, снабженческо-сбытовая, финансовая деятельность, работа отдельных структурных подразделений организации (цехов, производственных участков, бригад).
Применительно к любой науке метод — это способ изучения предмета этой науки. Методы любых наук в своей основе имеют диалектический подход к изучению рассматриваемых ими предметов и явлений.
Диалектический подход означает, что все имеющие место в природе и обществе процессы, явления следует рассматривать в их постоянном развитии, взаимосвязи и взаимозависимости.
Метод экономического анализа в качестве способа изучения объектов анализа (т.е. деятельности организации) включает в себя несколько этапов (процедур):
Наблюдение за объектом анализа, определение, экономических показателей, характеризующих его состояние и деятельность, приведение этих показателей в сопоставимый вид;
Изучение взаимосвязей между экономическими показателями и влияющими на них отдельными факторами;
Обобщение результатов анализа, выявление резервов улучшения деятельности организации;
Подготовка материалов для принятия на основе проведенного анализа оптимальных управленческих решений, в частности, по использованию выявленных резервов.
Метод анализа хозяйственной деятельности включает в себя целую систему способов и приемов, дающих возможность научного исследования экономических явлений и процессов, составляющих хозяйственную деятельность организации.
Метод анализа представляет собой совокупность способов и приемов, обеспечивающих системное, комплексное исследование влияния отдельных факторов на изменение экономических показателей и выявление резервов улучшения деятельности организаций.
Классификация видов экономического анализа.
Экономический анализ классифицируется по следующим признакам:
По отраслевому признаку: отраслевой (учитывает специфику отдельных отраслей экономики) и межотраслевой (проводится во всех отраслях экономики).
По признаку времени: предварительный анализ (прогнозный, перспективный, проводится до совершения хозяйственной операции) и последующий (ретроспективный, проводится после совершения хозяйственных операций). Ретроспективный анализ – основа перспективного анализа, в то же время от качества перспективного анализа зависят результаты последующего анализа. Если плановые показатели не достаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ теряет смысл. Ретроспективный анализ подразделяется на:
оперативный (ситуационный) анализ (проводится за короткий промежуток времени (сутки, декада), с целью оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы)
итоговый (результативный) анализ (проводится за отчетный период (месяц, квартал, год), с целью всестороннего и комплексного изучения деятельности предприятия за период). Итоговый и оперативный анализы тесно взаимосвязаны.
По пространственному признаку: внутрихозяйственный (изучает деятельность только предприятия и его подразделений) и межхозяйственный (сравниваются результаты двух и более предприятий, следовательно, позволяет выявить резервы, недостатки, передовой опыт и на основе этого дать объективную оценку эффективности деятельности предприятия).
По объектам управления: технико-экономический анализ, финансово-экономический анализ, управленческий анализ, социально-экономический анализ, экономико-статистический анализ, экономико-экологический анализ, маркетинговый анализ. По субъектам (пользователям анализа): внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится на предприятии для нужд оперативно-краткосрочного и долгосрочного управления, производственной деятельности, финансово-коммерческой деятельности. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, инвесторами, акционерами.
По охвату изучаемых объектов: сплошной анализ (анализируются все объекты) и выборочный (анализируется часть объектов). По содержанию программ: комплексный анализ (анализируется деятельность всесторонне) и тематический (анализируются отдельные стороны деятельности, представляющие наибольший интерес).
К управленческому анализу относят внутрихозяйствнный финансовый и внутрихозяйственный производственный анализ, который основывается на данных управленческого учета.