Финансовая система Японии
Финансовая система Японии включает: государственный бюджет, бюджеты местных органов власти, специальные фоны, финансы государственных предприятий. Госбюджет и бюджеты местных органов власти составляют бюджетную систему.
Специальные фонды
В 80-е гг. в Японии насчитывалось 12 специальных фондов. К ним относятся: страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие. С середины 80-х гг. в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Она включила в себя национальную пенсионную систему (базовую пенсию), которая охватывает все население, и пенсии, выплачиваемые наемным работникам. Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. На 2/3 финансирование обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 1994 г. каждый работающий японец вносил в тот или иной фонд около 100 долл. в месяц. Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины. Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций. Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет. В середине 90-х гг. базовая пенсия составляла 65 тыс. иен (примерно 600 долл.). Таким образом, доход семейной пары пенсионеров складывается из базовых пенсий мужа и жены плюс пенсия по страхованию наемного работника. В 1994 гг. в совокупности это составляло в среднем свыше 2200 долл. В 2000 г. в Программу дерегулирования были включены пенсионная реформа и реформа государственного медицинского страхования.
Система государственных почтово-сберегательных касс. Они являются источником текущего финансирования государственного строительства, а также государственных смешанных предприятий и учреждений. Сумма их депозитов, по данным на март 2001 г., в 24000 ее отделений составила 258 трлн. иен. Это примерно 20% всей массы финансовых активов населения. Ставки по ним такие же низкие, как в банках (0,1–0,2% годовых). В 2000–2001 гг. истек срок почтовых депозитов на сумму в 106 трлн. иен. Эти вклады были сделаны 10 лет назад, еще при высоких процентных ставках. Однако население снова депонировало 70% депозитов, срок которых закончился, на счетах почтово-сберегательных касс. Остальные средства были инвестированы в облигации и акции инвестиционных фондов с низкой степенью риска.
В 2000 г. начата реформа пенсионного обеспечения и медицинского страхования, реформа системы почтово-сберегательных касс, которые предлагается превратить в банк и затем приватизировать.
Финансы государственных предприятий
В Японии, как и в США, государственный сектор невелик. В отличие от стран Западной Европы он действует не в промышленности, а в отраслях инфраструктуры. Центральному правительству принадлежат всего пять казенных (унитарных) предприятий (в том числе Монетный двор и государственное лесное хозяйство), 13 банков, сеть высших учебных заведений и паевое участие в 73 организациях, преимущественно некоммерческих. К их числу принадлежат занятые фундаментальными исследованиями институты и лаборатории, Центр научно-технической информации, Японский фонд культурного обмена, а также предприятия, оказывающие помощь в разработке лесных ресурсов, разведке нефтяных месторождений, развитии сельского хозяйства, группа предприятий, специализирующихся на строительстве и содержании автомобильных дорог, мостов, дамб, уникальных инженерных сооружений. Ряд крупных государственных предприятий был приватизирован во второй половине 80-х гг., в том числе Корпорация государственных железных дорог, национальная телефонно-телеграфная система, табачная и алкогольная монополии, авиалинии «JAL» и др.
На местном уровне государству принадлежат водопровод и канализация, предприятия по сбору и утилизации мусора, городской транспорт, школы, больницы и пр., а также несколько тысяч акционерных и паевых компаний, занятых строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автодорог, портовых сооружений, крытых рынков и др.
Япония – страна с сильной государственной экономической политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности и охватывающей налогово-бюджетные и денежно-кредитные рычаги, таможенно - тарифное регулирование внешней торговли и др. В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного – в производственную сферу, государственного – в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций. Госсектор Японии невелик. Во многих акционерных компаниях и паевых товариществах государство (в лице главы соответствующего министерства) – единственный или главный акционер, но в среднем доля участия правительства в их капитале составляет 38,3%. По данным на 1990 г., все государственное имущество составило 15,8% национального богатства Японии. Государственные предприятия не участвуют в материальном производстве, что отличает Японию от ведущих стран Западной Европы.
В ряде отраслей существуют государственные и полугосударственные предприятия. Однако основное направление их функционирования – не производственная деятельность, а проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи в целях рационализации и ускорения технического прогресса, а также разработка различных организационных вопросов. Главная особенность регулирования государственных предприятий в Японии состоит в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев. У государственных предприятий есть общий верховный хозяин – парламент. Он принимает решения по планам и исполнению специальных счетов центрального бюджета, которые включают и балансы этих предприятий. Парламент утверждает цены, планы развития, объемы и источники финансирования и программы использования прибыли. Помимо этого есть непосредственные хозяева: у Монетного двора, издательства и спиртовой монополии – Министерство финансов; у почты и почтовых сберкасс – Министерство связи и т. д. Кроме того, Министерство финансов отвечает за выдачу бюджетных кредитов. При изменении отпускных цен (тарифов) требуется обязательное согласие Управления экономического планирования, которое отвечает за то, чтобы эти тарифы не стали причиной общей дестабилизации цен. Правительственная финансовая инспекция проверяет периодически состояние дел на предприятиях.
На местном уровне действует подобная модель управления финансами государственных предприятий. Большую роль в успешном функционировании японской экономики играет элемент «организованности» японских предприятий всех секторов экономики. Практически все частные предприятия – от самых крупных до малых – объединены в различные ассоциации, федерации, союзы и кооперативы и другие органы. К числу мировых лидеров относятся такие фирмы-производители: «Тоета Моторс», «Мацусита Электрик», «Сони корпорейшин», «Хонда мотор», «Хитачи», «Канонинк» и др.
В ходе реформ государство активно вмешивалось в распределение ресурсов между отраслями. Специфически японский метод помощи приоритетным отраслям, не применявшийся ни в одной стране, состоял в предоставлении отраслевым союзам предпринимателей права на создание подконтрольных правительству картелей во время циклических спадов. Компаниям разрешалось фиксировать цены и лимитировать выпуск продукции до момента возникновения достаточного спроса на внутреннем рынке страны.
Финансовый капитал
Япония сводит баланс движения капиталов с постоянным отрицательным сальдо, которое компенсируется балансом по торговле. Огромный отток капитала (в десятки раз больший, чем приток) идет в форме вложений в краткосрочные ценные бумаги на рынках США, Европы и Азии, а также в облигации американского казначейства, крупнейшим кредитором которого является Япония. Объем японских прямых вложений за границей на конец 1997 г. составил 285 млрд. долл., в то время как сумма прямых иностранных вложений в Японии – всего 33 млрд. долл. Эта диспропорция нередко расценивается как свидетельство недостаточной открытости страны. Кризис 90-х гг. заставил правительство пойти в 1999 г. на настоящую реформу финансового сектора. Она получила название «большого взрыва» по аналогии с финансовой реформой, успешно проведенной в Англии в 1986 г. Реформа сводилась к пакетному пересмотру законов о банках, сделках с ценными бумагами и биржах и о страховом деле. В частности, были устранены барьеры доступа на финансовые рынки – разрушена так называемая кирпичная стена, разделявшая банковское дело, страхование и операции с ценными бумагами. Банки, брокерские и страховые компании получили возможность заниматься всеми видами финансовых операций. Отменен запрет нефинансовым компаниям проникать на финансовые рынки. Разрешены торговля ценными бумагами вне фондовых бирж и создание электронных торговых систем. Для финансовых учреждений введены жесткие правила открытия информации о неработающих активах, аналогичные стандартам, которые применяются Комиссией по ценным бумагам и биржам США. «Большой взрыв» положил начало крупномасштабной реорганизации финансового сектора Японии. Этот сектор стал конкурентным: различные игроки работают на одних и тех же финансовых рынках, большую активность проявляют иностранные финансовые институты. В 1999 г. доля индивидуальных вкладчиков в структуре совокупного акционерного капитала страны достигла 6,8%, а их численность впервые превысила 30 млн. чел. Ценные бумаги еще не сделались для населения объектом помещения сбережений. Доля акций в активах домашних хозяйств составляет всего 7,4% (1/5 от уровня США).
Японский рынок облигаций – второй по величине в мире рынок долговых финансовых инструментов. Инвесторы, действующие на нем, держат более 74 трлн. иен. Инвесторская база японского рынка облигаций ограничена несколькими обособленными группами – банками, связанными с банками финансовыми инструментами, сельскохозяйственными и прочими малыми кооперативными ассоциациями, почтовой сберегательной системой, банками, предоставляющими долгосрочные кредиты, и индивидуальными инвесторами. Иностранными кредитополучателями в Японии эмитируются «самурай-облигации», выплаты купонов по которым осуществляются раз в полгода; эти бумаги занимают значительную долю японского фондового рынка. Среди эмитентов облигаций на первом месте стоит центральное правительство (46%), затем финансовые институты (37%), предприниматели (10%), местные органы власти (4%) и иностранцы (3%). На выход экономики из кризиса в начале ХХI в. сильное торможение оказывали: неработающие активы в банках, задолженность корпораций в строительстве, риэлтерский сектор и сектор торговли и др. В 2000 г. правительство надеялось поправить положение путем инвестирования бюджетных средств в инфраструктуру, оно надеялось на рост курсов акций и оборотов фондовых бирж. Однако единственной движущей силой, поддерживавшей экономическую динамику, были частные инвестиции в основной капитал (годовой прирост составил 4,5%).Они были связаны с новейшими информационными технологиями. Сейчас в Японии инвестиции в эти технологии достигают только 15–20% общего объема капиталовложений против 30–40% в США. Нестабильность фондового рынка характеризуется тем, что задолженность компаний всех отраслей по кредитам и облигациям выросла в 2000 г. по отношению к предыдущему году на 16% и составила 581,9 трлн. иен (5466 млрд. долл.). При нынешнем уровне прибылей на выплату этой задолженности потребуется 11,6 лет. Среди банкротов – 12 корпораций, котировавших акции на фондовых биржах. Поэтому корпорации распределяют текущую чистую выручку между капиталовложениями и выплатой долгов, не берут новых кредитов, отказываются от сделок с постоянными клиентами и распродают их акции, находившиеся в перекрестном владении (за год их сократилось на 28,2%). Кроме этого, иностранные инвестиционные фонды скупают обесцененные акции неплатежеспособных компаний и банков и занимаются оздоровлением этих предприятий. В результате только за 2000 г. объем прямых иностранных инвестиций в Японии увеличился на 1,1 трлн. иен, или на 22,7%, по сравнению с 1999 г. Из 1297 японских компаний, состоящих в листинге Токийской биржи, уже в 27 компаниях иностранные акционеры держат пакеты, «вес» которых превышает 30%. В то же время объем прямых инвестиций японских компаний за границей начал сокращаться.