Финансовая система Японии. Государственный бюджет. Государственный долг и тенденция развития. Особенности финансового регулирования экономики Японии.

В Японии принята и реализуется национальная программа создания информационного общества. Важная роль в данной программе отводится финансовой системе.

Финансовая система Японии состоит из б-та центрального прав-ва (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.

Б-тный год в Японии продолжается с 1.04 по 31.03.

Дох-ы и расх-ы б-та имеют опред-ую группировку, вкл-щую разделы, статьи, §-ы. Дох-ы подразд-ся на 7 разд-в, 11ст., 43§, расх-ы:13 разд-в, 41ст., 242§-а.

Подготовка проекта б-та осущ-ся Минфином и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения отн-но V-а и стр-ры своих бюд-тов, а также по некоторым др. фин-ым вопросам и не позднее 31.08 направляют соотв-щие док-ты в б-тный департамент Минфина.

С сент. по дек. Б-тный департамент рассм-ет поступившие мат-алы и на их основе разрабатывает проект б-та. Проект направ-ся для согласования в Управление эк-го план-ия, а затем на рассм-ие кабинета министров.

После внесения поправок, в январе правительство представляет проект б-та на рассм-ие парламента. После обсуждения в б-тной комиссии парламент утверждает б-т в виде закона.

Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться гос-ми фин-ми.

Исполнение б-та осущ-ся Минфином и иными минист-ми и ведомствами.

Кассовое обслуживание б-та производят Японский Банк(ЯБ) и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расх-в представляют в Минфин свои платежные сметы, которые Минфином рассм-ся и утверждаются. Далее копии смет направляются в ЯБ (осущ-ет соотв-щие операции).

Контроль за расх-ем утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры Минфина изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении б-та по дох-м и расх-м.

Общий отчет представляется прав-ву (отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро (даёт заключение)). Затем отчет утверждается прав-вом и передается на рассм-ие и утверж-ие в парламент.

Налоговая система Японии хар-ся множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального упр-я. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего гос-ых налогов в Я 25.

Налоги взимаются прямые и косвенные. Основу б-та сост-ют прямые налоги. К прямым налогам относятся подоходный налог с юр. и физ.лиц, н-г на имущ-во, на наследство, на дох-ы от операций с ц.б. и др.

Физ-ие лица уплачивают гос-ый подоходный налог по прогрессивной шкале ставок, начиная от 10% , "сверхдоходы" облагаются "сверхналогами" (max-ая ставка подоходного налога в Я 60 % от суммы дох-а. При опред-ии необлагаемого min-ма учитывается семейное полож-ие налогопл-ка. Кроме того, от уплаты налога освобождаются ср-ва, затраченные на лечение.

У среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.

Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам.

Среди косвенных налогов Я основным выступает налог на потребление, который взимается по ставке 5% (в 2011 увеличат до 10%). К косвенным налогам также отн-ся акцизы на спиртное, табач. изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах; таможенные пошлины.

В последние годы в Японии была провозглашена политика снижения налогового бремени. Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами гос. б-та обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета финансируется в Я Закон о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. К 2025 году планируется поднять расходы на соц. обеспечение, и в частности, повысить уровень соц. защищ-ти всех нуждающихся (75% выплат-из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти).

Прав-во Я увел-ет гос-ые ассигнования на НИОКР.

За счет гос-го б-та финан-ся дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнод-го транспорта, системы связи, расх-ы по ликвидации последствий стих-х бедствий и т.п.

Военные расходы в Японии 4,9 триллиона¥(почти 48 млрд $).

Государственный долг Японии несколько снизился, но остается самым крупным среди других промышленно развитых стран. Как сообщило сегодня японское министерство финансов, объем обязательств правительства в конце марта (окончание 2008-го финансового года) составил 846,50 трлн иен (около $8,5 трлн по текущему валютному курсу).

Это на почти 2,74 трлн иен ($27,4 млрд) меньше, чем годом раньше. В пересчете на душу населения госдолг составляет почти $65 тыс.

Наши рекомендации