Тема 5. Управление финансами
Управление финансами – это целенаправленное воздействие субъектов управления на систему финансов, отдельные звенья и элементы при помощи специальных приемов, методов и инструментов для достижения целей и задач финансовой политики
Понятие финансовой политики как основы управления финансами.
Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства или организации (предприятия), направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для достижения поставленных целей.
Финансовая политика включает разработку общей концепции, определение целей, направлений и задач в области финансов, и создание адекватного финансового механизма. Реализация финансовой политики происходит в процессе управления финансовой деятельностью посредством использования финансового механизма.
Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых этапов подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия – это долговременный план, рассчитанный на перспективу. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, принципы их использования и организации, определяется необходимость концентрации финансовых ресурсов. Финансовая тактика направлена на решение задач на конкретном этапе развития. Финансовые стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.
Управление финансами как система.
Управление финансами целесообразно рассматривать как систему взаимосвязанных элементов (субъекты, объекты, принципы, цели, задачи, функции, методы, инструменты и т.п.). Основными элементами системы управления финансами выступают:
субъект управления - совокупность управленческих структур и органов, включенных в финансовую систему (органы государственной и муниципальной власти, собственники, менеджеры высшего звена и финансовые службы предприятий, физические лица как субъект домашних хозяйств; специализированные финансовые институты);
объект управления - финансовые отношения, реализующиеся через финансовые ресурсы. Поскольку вопрос о границах финансовых отношений является дискуссионным, дискуссионными является и определение объекта. Объект управления можно классифицировать по звеньям системы финансов.
Например, на макро уровне субъектом управления могут выступать государственные органы управления финансами, а объектом управления - формирование и использование централизованных денежных фондов для достижения поставленных целей. На микро уровне в качестве субъекта управления может быть определена финансовая служба, а объектом управления - денежные оборот как непрерывный поток выплат и поступлений, обеспечивающий цели организации (предприятия).
Цель управления финансами вытекает их финансовой политики субъекта и конкретизируется в задачах. Между целью и результатом лежит финансовый механизм как совокупность приемов, методов, способов, рычагов управления.
Классификация методов управления финансами.
Методы управления - это приёмы и способы воздействия субъекта управления на объект управления.
Управление финансами может осуществляться экономическими и административными методами.
ü Экономические методы предполагают использование экономических стимулов, воздействие на экономические интересы участников финансовых отношений.
ü Административные методы (организационно-распорядительные) предполагают прямое воздействие одних субъектов финансовых отношений на других субъектов на основе принципа принуждения в силу действующих нормативно-правовых актов, заключенных договоров, административных приказов и распоряжений, уставов и регламентов, правил, инструкций и других документов, организационно регламентирующих деятельность подчиненных лиц, обеспечивающих надлежащую дисциплину и ответственность.
Управление и регулирование финансов.
Отсюда вытекает различие между управлением и регулированием финансами. Управление базируется на принципе принуждения и требует подчинения административным актам, а регулирование означает создание условий для развития финансов в заданном направлении, однако у субъектов остаётся право выбора конкретных методов достижения поставленной цели.
С точки зрения особенностей объекта управленияметоды, используемые на макро и микро уровнях, различаются. Это связано с особенностями объекта управления на каждом уровне.
Например, на макро уровне используют:
ü фискальные (налоговые) методы;
ü неналоговые методы формирования бюджета;
ü методы финансового выравнивания;
ü методы использования бюджета.
Например, на микро уровне используют:
ü методы определения степени финансового риска;
ü методы управления налоговым бременем;
ü методы определения доходности активов и инвестиций;
ü методы управления долговыми обязательствами;
ü методы управления кредиторской и дебиторской задолженностью и др.
По управленческим функциям различают
ü методы анализа, диагностики состояния финансов;
ü методы финансового прогнозирования и планирования;
ü методы финансового контроля.
Управление финансами и финансовый менеджмент.
В современной экономической литературе существует дискуссия о соотношении понятий «управление финансами» и «финансовый менеджмент». Одни авторы отождествляют эти понятия, используют их как синонимы; другие - делают различие: термин «управление финансами» применяется относительно маркро-уровня, а «финансовый менеджмент» - относительно микроуровня. Исторически понятие финансового менеджмента связано с управлением финансами акционерных обществ (корпораций).
Управление финансами на макро уровне и финансовый менеджмент имеют схожие цели и задачи.
Цели вытекают из принятой финансовой политики. Они предполагают обеспечение максимизации благосостояния граждан государства (собственников организации (предприятия)) в текущем и перспективном периоде. Задачи, стоящие как перед государством, так и перед организацией (предприятием) включают:
ü обеспечение формирования достаточного объема финансовых средств для достижения целей финансовой политики;
ü обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объёма финансовых средств для достижения целей финансовой политики;
ü оптимизация денежного оборота;
ü обеспечение финансового сбалансирования.
Конечно, у государства и организации (предприятия) существуют и специфические задачи.
Например, специфической задачей коммерческой организации (предприятия) является обеспечение максимизации прибыли при предусматриваемом уровне риска или обеспечение минимизации риска при предусматриваемом уровне прибыли.
Функциональный, правовой и организационный аспекты управления финансами.
С функциональной точки зрения управление финансами включает:
финансовое прогнозирование и планирование (оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов, их сбалансированности и пропорциональности);
оперативное управление финансами;
финансовый контроль (деятельность специальных органов и их работников по проверке законности и экономической целесообразности совершения финансовых операций).
Однако, некоторые экономисты добавляют, уточняют перечень указанных функции: например, включают:
финансовый анализ, финансовое прогнозирование, планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности, оперативное регулирование финансов, контроль и учет (Финансово-экономический энциклопедический словарь);
разработку финансовой стратегии, создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений в финансовой сфере; формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений; анализ различных аспектов финансовой деятельности; планирование финансовой деятельности, разработка действенной системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в области финансовой деятельности, эффективный контроль за реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности (И.А. Бланк).
Финансовое планирование и прогнозирование: понятие, этапы, цель, методы, инструменты. Типы планирования. Понятие бюджетирования. Виды финансовых планов.
Финансовое планирование – оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов, их сбалансированности и пропорциональности. Финансовое планирование рассматривается как процесс разработки и принятия количественных и качественных показателей движения финансовых ресурсов на определенный период. Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, которые включают доходную и расходную части.
Прогнозирование – оценка ожидаемых изменений финансовых показателей в будущем. Цель прогнозов _ определить реально возможные объемы финансовых ресурсов, источников их формирования и путей использования. Финансовое прогнозирование - процесс составления прогнозов, научно обоснованных гипотез о вероятном будущем состоянии финансов. Обычно прогнозы предшествуют планированию.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа накопленного национального богатства, научно-технического потенциала, демографической ситуации, социальной структуры общества, наличия природных ресурсов, внешнего положения РФ и лежат в основе финансового планирования на макро уровне.
Прогнозы бывают:
долгосрочные – разрабатываются раз в 5 лет и рассчитываются на 10 летний период и более длительный период;
среднесрочные – разрабатываются на срок от 3 до 5 лет и ежегодно корректируются;
краткосрочные – разрабатываются на каждый следующий финансовый год.
Обычно прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах: оптимистический, пессимистический, реалистический. На базе одного из вариантов прогноза составляется финансовый план.
Эффективное финансовое планирование должно осуществляться на основе принципов: системности, и координации, непрерывности, гибкости (учёта изменяющихся факторов.
Цель и задачи финансового планирования вытекают из финансовой политики субъекта управления финансами. Различают следующие типы финансового планирования:
стратегическое планирование,
текущее планирование,
оперативное планирование.
Этапы планирования
1. анализ сложившейся ситуации,
2. сбор необходимой информации,
3. непосредственное составление планов,
4. контроль и корректировка плановых показателей.
К основным методам финансового планирования относятся:
расчетно-аналитический метод: планируемый показатель рассчитывается на основе фактического показателя текущего года, скорректированного на величину коэффициента. Коэффициент либо устанавливается государством, либо рассчитывается на основе динамики прошлых лет;
нормативный метод: плановый показатель устанавливается на основе нормы или норматива (например, ставки налога);
балансовый метод – метод сопоставления ресурсов и потребностей (первичными являются расходы, а вторичными – источники финансовых с ресурсов).
Инструментом и результатом финансового планирования является документ – финансовый план.
На макро и микро уровня используются различные формы финансовых планов, что связано с особенностями объекта управления финансами.
На макро уровне используются следующие формы финансовых планов на примере Российской Федерации:
• бюджет - финансовый план государства в форме федерального закона, финансовый план субъекта федерации в форме закона субъекта федерации, финансовый план муниципального образования в форме правового акта представительных органов местного самоуправления. Основными планируемыми финансовыми показателями являются доходы, расходы, дефицит (профицит);
• баланс (роспись) доходов и расходов _оперативный кассовый план исполнения бюджета, в котором отражаются планируемые поступления бюджетных средств и направления их использования сроком на год, полугодие, квартал, месяц, декаду (10 дней), и даже на меньшие сроки (при необходимости). В росписи доходов и расходов отдельно устанавливаются срочные и первоочередные расходы.
среднесрочный финансовый план территории - субъекта Российской Федерации (муниципального образования) – финансовый план, содержащий основные финансовые показатели бюджета на 2 года, следующие за очередным финансовым годом. Он должен содержать следующие параметры:
прогнозируемый общий объем доходов и расходов соответствующего бюджета и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального района);
дефицит (профицит) бюджета аспределение в очередном финансовом году и плановом периоде между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии такового), верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года,
Показатели среднесрочного финансового плана носят индикативный характер и могут быть изменены при разработке плана на очередной финансовый год и плановый период;
сводный финансовый баланс страны – финансовый план, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. Он составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
На микро уровне в зависимости от цели организации (предприятия), применяемой системы планирования, могут использоваться следующие формы финансовых планов:
смета бюджетной организации – финансовый план, на основе которого производится финансирование бюджетной организации. Смета может использоваться и на макро уровне для отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Смета доходов и расходов бюджетной организации составляется в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ. В ней отражаются все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от предпринимательской деятельности (в т.ч. доходов от оказания платных услуг), других доходы от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления. Расходы определяются по прогнозируемым объемам предоставления государственных или муниципальных услуг и нормам и нормативам финансовых затрат на их предоставление.
финансовый план организации (предприятия)или план притока и оттока финансовых ресурсов - составляется в виде баланса доходов и расходов, который выражает в денежной форме результаты хозяйственно-финансовой деятельности, взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами, банками. Показатели финансового плана позволяют определить состав расходов и источники их покрытия в планируемом периоде.
бюджет- это план на определенный период в количественных (обычно денежных) показателях, составленный с целью оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.
Организации (предприятия), использующие систему бюджетирования, составляют два основных вида бюджета:
• операционный бюджет. Он включает в себя бюджет доходов и расходов (БДР), базой операционного бюджета являются бюджет производства, бюджет продажи продукции, прочих доходов, затрат на материалы и энергию, бюджет оплаты труда, амортизационных отчислений, общехозяйственных и общепроизводственных расходов, бюджет расходов по налогам;
• финансовый бюджет. Он включает:
ü бюджет движения денежных средств (БДДС)
ü прогнозный баланс активов и пассивов ( бюджет по балансовому листу)
Система бюджетирования отличается от традиционного финансового планирования в делегировании финансовой ответственности центрам ответственности. Бюджетирование представляет собой единую систему планирования, контроля и анализа денежных потоков, а также финансовых результатов организации (предприятия);
• финансовый план в составе бизнес-плана.Бизнес-планы составляются:
во-первых, в целях привлечения финансовых ресурсов (в том числе кредитных) для реализации инвестиционных проектов организации (предприятия), получения банковского кредита. В этом случае бизнес-план (внешний) представляет программу деятельности организации (предприятия) по достижению определённых целей его деятельности, включающую оценку ожидаемых расходов и доходов;
во-вторых, в целях определения перспектив развития организации (предприятия) Такой бизнес-план является внутренним документом.
Финансовый план является составной частью любого бизнес плана и включает прогноз объёмов реализации товаров (работ, услуг), баланс денежных доходов и расходов, баланс активов и пассивов, график достижения безубыточности. Но в зависимости от целей составления бизнес-плана состав документов и планируемых финансовых показателей может отличаться.
Финансовый контроль: задачи, объект, предмет, субъекты, принципы, этапы, виды (формы), разновидности, методы
Финансовый контроль - это деятельность специальных органов и их работников по проверке законности и экономической целесообразности совершения финансовых операций.
Система финансового контроля включает субъект, объект, принципы, задачи, цель, методы, виды и формы финансового контроля.
Субъектами финансового контролявыступают специальные государственные и муниципальные контрольные органы, подразделения организаций (предприятий), негосударственные специализированные организации, отдельные высококвалифицированные специалисты органы.
Финансовый контроль с точки зрения субъектов подразделяется на контроль:
общегосударственный (контроль осуществляют государственные органы: например, Министерство финансов, Счётная палата и т.д.);
внутрихозяйственный (контроль осуществляется службами организаций (предприятий));
общественный (контроль осуществляют группы либо физических, либо юридических лиц на добровольной и безвозмездной основе);
независимый (аудиторский).
Объект контроля– организации (предприятия), органы управления в которых осуществляются денежные распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов.
С точки зрения объекта контроля существует несколько его классификаций:
1. по объектному признаку различают финансовый контроль:
внешний (контроль осуществляют аудиторские фирмы, государство, банки, другие организации (предприятия), с которыми в предприятии сложились отношения);
внутренний (контроль осуществляется внутри предприятия – контроль со стороны собственника, руководства и внутренних служб.) Некоторые организации (предприятия) обязаны иметь специальную службу внутреннего контроля. К ним относят профессиональных участников РЦБ, в том числе банки, которые работают на РЦБ.
2. по видам деятельности:
ü бюджетный (контроль за формированием бюджетов разных уровней и бюджетов внебюджетных фондов, за их исполнением, за этапами бюджетного процесса (на этапе составления проекта бюджета, на этапе его исполнения предполагает рассмотрение и утверждение отчетов об его исполнении));
ü налоговый (контроль осуществляют налоговые органы; основная цель — контроль за сбором налогов);
ü таможенный (контроль за сбором таможенных пошлин);
ü банковский, в том числе:
• контроль Центрального Банка за деятельностью коммерческих банков (ЦБ контролирует нормативы, устанавливаемые для коммерческих банков и необходимые для безопасности банковской системы, контролирует соблюдение законодательства банками. Особой формой контроля является лицензирование деятельности банков);
• банковский контроль внутри банков (руководство, специальные отделы контролирует деятельность банка на соответствие его законодательству);
• контроль за контрагентами, в том числе за предприятиями, с которыми у банка возникают отношения (банк отслеживает целевое использование кредита, его своевременный и полный возврат с процентом);
ü страховой (осуществляется в форме надзора за страховой деятельностью страховых организаций Госстрахнадзором. Страховой контроль предполагает лицензирование страховых организаций, контроль за обоснованностью страховых тарифов, контролирует соблюдение законодательства в страховой сфере);
ü контроль в области РЦБ – осуществляется федеральной комиссией по ценным бумагам. Контроль происходит в форме лицензирования и обеспечивает защиту интересов инвесторов. Особенность: существуют саморегулируемые организации, которые осуществляют общественный контроль (НАУФОР – национальная ассоциация участников фондового рынка, НФА – национальная фондовая ассоциация, ПАРТАД – профессиональная ассоциация регистраторов трансфертагентов и депозитариев);
ü валютный контроль – осуществляет ЦБ и агенты валютных операций, прежде всего коммерческие банки;
Целью финансового контроля является устранение или предотвращение ошибок в ходе осуществления деятельности финансовых операций.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
ü обеспечение соблюдения действующего законодательства в финансовой сфере;
ü обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетами;
ü обеспечение своевременности и полноты выполнения взаимных обязательств по расчетам между хозяйствующими субъектами;
ü оценка экономической эффективности финансовой деятельности и ее целесообразности;
ü выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов;
ü содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях;
ü обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности;
ü обеспечение соблюдения действующего законодательства в области внешнеэкономической деятельности предприятий по валютным операциям.
Эффективный финансовый контроль должен базироваться на принципах:
ü законности (точное следование нормам и правилам, определённых законодательством);
ü ответственности субъектов, осуществляющих финансовый контроль за соблюдением законов и за достоверность информации;
ü объективности действий субъектов финансового контроля;
ü системности (В.М. Родионова, В.И. Шлейников).
Методы контроля - это способы проверки, оценки и анализа состояния элементов объекта финансового контроля. Их использование позволяет сопоставлять полученный результат с плановыми показателями; предупреждать денежные потоки нецелевого характера; выявлять нарушения в ходе формирования и использования финансовых ресурсов.
Основными методами финансового контроля являются:
ü проверка – контроль за отдельными вопросами финансовой деятельности на основе отчетной документации. Различают следующие виды проверок:
· формальная проверка (наличие исправлений, реквизитов);
· юридическая проверка (соответствие законодательству);
· арифметическая проверка (на предмет ошибок вычисления);
· встречная проверка (сличение операций с данными контрагента);
· логическая проверка (проверка последовательности операций, финансовых потоков);
ü обследование – в отличие от проверки охватывает более широкий круг вопросов;
ü надзор – контроль за соблюдением установленных нормативов, требований, правил;
ü наблюдение (мониторинг) – используется банками для наблюдения за финансовым состоянием заемщика и целевым использованием заемных средств;
ü ревизия – наиболее полный контроль всей деятельности предприятия на основе проверки первичных документов;
ü анализ финансовой деятельности.
Различают виды и формы финансового контроля.
Признак | Характеристики | |
Виды | ||
По объектам | Внешний, внутренний | |
По субъектам | Общегосударственный, внутрихозяйственный, общественный, независимый (аудиторский) | |
По видам деятельности | Бюджетный, налоговый, таможенный, банковский, страховой, валютный, в области РЦБ | |
Разновидности финансового контроля | Полный, частичный, комплексный, тематический, сплошной, выборочный, документальный, фактический | |
Формы | ||
По времени проведения | Предварительный, текущий, последующий | |
По продолжительности | Постоянный, периодический |
Форма отражает организацию конкретных действий субъекта финансового контроля. В зависимости от времени проведения финансового контроля различают контроль
ü предварительный (контроль предшествует свершению финансовых операций);
ü текущий (контроль проводится в ходе совершения финансовых операций);
ü последующий (контроль осуществляется после совершения финансовых операций).
По продолжительности финансовый контроль подразделяется на постоянный и периодический финансовый контроль.
Процесс контроля – непосредственно контрольная деятельность субъекта финансового контроля. Практическая деятельность начинается с формирования специальных органов финансового контроля. Этапами процесса финансового контроля являются:
ü этап планирования контрольных мероприятий, определения целей и задач контрольных мероприятий;
ü этап непосредственно финансового контроля;
ü этап оформления результатов финансового контроля.
Результат контроля -выявление либо невыявление нарушений, неэффективного использования финансовых ресурсов, что фиксируется в специальных документах – актах о проверках и ревизиях.
Управление финансами на макроуровне в РФ.
Как было указано в начале данной темы,финансовая политика государства - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для выполнения государством своих функций.
цели,
Цели финансовой политики государства подчинены целям социально-экономической политики, поскольку финансовая политика является часть социально-экономической политики государства.
В зависимости от вида финансовой политики (стратегии или тактики) цели могут быть стратегическими и тактическими.
Финансовая стратегия государства предусматривает разработку целей и крупномасштабных задач, рассчитанных на перспективу (на срок от 5 лет и более). Финансовая стратегия воплощается в концепциях развития отдельных направлений, секторов экономики и нацелена на определение источников, концентрацию и аккумуляцию необходимых финансовых ресурсов, а также на их рациональное распределение по соответствующим направлениям развития. Финансовая стратегия позволяет видеть перспективы изменения финансовых пропорций в экономике.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна быть более гибкой, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.
Задачами финансовой политики является:
ü обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
ü установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
ü организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
ü выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
ü создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами (В.В. Ковалев).
содержание,
Содержанием финансовой политики является:
ü разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;
ü создание адекватного финансового механизма;
ü управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики
ü типы,
Мировой практике известно несколько типов финансовой политики. Эти типы сформировались в ходе исторического развития экономики различных государств. Тип финансовой политики определяется степенью развитости и особенностями текущего этапа развития национальной экономики, степенью интегрированности национальной экономики в мировое экономическое пространство, интересами правящих партий и социальных групп, господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.
ü 1. Классическая финансовая политика. Считается, что она была господствующей до конца 20-х годов ХХ века. Эта политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита, Д. Рикардо и их последователей, которые считали, что государство не должно вмешиваться в экономику, главным механизмом регулирования экономики должен быть рынок и механизм свободной конкуренции. Классическая финансовая политика предусматривала ограничение государственных расходов и налогов, рассматривала дефицит бюджета как отрицательное явление в экономике государства. Доходы государства формировались в основном за счёт косвенных и имущественных налогов. Основными расходами были расходы на военные нужды, расходы по обслуживанию государственного долга. Финансовая система была проста, финансовые рынки практически не регулировались.
ü 2. Регулирующая финансовая политика сформировалась как альтернативный тип классической финансовой политики в конце 20 годов ХХ века в связи с необходимостью преодоления кризисных явлений в экономике. Изначально она базировалась на трудах Дж. Кейнса и его последователей, которые считали, что государство должно вмешиваться в экономику и регулировать не только экономические, но и социальные процессы (занятость населения) в ходе экономического цикла. Основными инструментами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Главным источником поступлений в бюджет государства и регулирующим инструментом определён подоходный налог, взимаемый по прогрессивным ставкам. Этот налог обеспечивает изъятие у ЭСИФС доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Данный тип политики предусматривает регулирование финансовых рынков.
ü 3. Неоконсервативная финансовая политика.Сформировалась в 70-х годах ХХ века, как некий синтез классической и регулирующей финансовой политики. Теоретической основной послужили труды А. Лаффера, М. Фридмена. Изменились направления государственного регулирования (кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные процессы, структурную перестройку экономики), что повлекло изменения в направлениях расходов государства. При этом снижается налоговое бремя на экономических субъектов, стимулируется рост сбережений как источник инвестирования финансовых средств в экономику. Важная роль отводится финансовым рынкам и их регулированию.
4. Планово-директивная финансовая политика. Она характерна для стран с административно-командной системой управления экономикой. Теоретической основной послужили труды К. Маркса. Особенностями этого типа финансовой политики являются: государственная собственность на средства производства, отсутствие рынков (средств производства, рабочей силы, финансовых рынков). Директивное руководство экономикой и финансами было нацелено на максимальную концентрацию финансовых ресурсов в руках государства для последующего перераспределения, решения задач, преимущественно политического характера.
В рамках каждого типа финансовой политики государства различают виды финансовой политики. Наиболее важными видами являются:
ü бюджетная политика;
ü налоговая политика;
ü таможенная политика;
ü денежно-кредитная политика;
ü инвестиционная политика.
Включение с состав финансовой политики денежно-кредитной политики дискуссионно (некоторые учёные и практики считают, что это самостоятельный вид экономической политики).
Бюджетная политика – это политика в области перераспределения финансовых средств, политика в области доходов и расходов. Её содержанием является оптимизация расходов, межбюджетных отношений, финансирование дефицита бюджета и управление государственным долгом. В бюджетной политике находят отражение социальные процессы, регулируемые государством.
Налоговая политика –рассматривается как относительно самостоятельный вид финансовой политики, поскольку налоговые доходы являются основными доходами бюджета. Налоговая политика должна обеспечивать поступления в бюджет в достаточном объеме для выполнения задач и функций государства и при этом учитывать интересы государства и налогоплательщиков.
Таможенная политика- это политика перераспределения финансовых средств между организациями (предприятиями) и государством, между организациями (предприятиями) разных отраслей. Она ограничивает или расширяет возможности доступа на внутренний рынок импортных товаров и услуг и вывоз товаров. Одновременно таможенная политика является политикой в области неналоговых доходов государства.
Инвестиционная политика –это политика в области создания условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения, привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику.
Формирование финансовой политики государства.
Финансовая политика Российской Федерации определяется Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации, Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики и другими документами.
Бюджетное Послание Президента РФ.
Основным документом, в котором отражаются и стратегические и тактические планы бюджетной политики государства, является Бюджетное послание Президента РФ.С этим посланием Президент РФ должен выступать пе