Финансовый контроль в РФ: виды, методы и формы финансового контроля
В системе управления финансами особое место с точки зрения эффективности их формирования, распределения и использования в общественном воспроизводстве занимает система финансового контроля. Финансовый контроль, с одной стороны, относится к завершающим стадиям управления финансами, а с другой - выступает необходимым условием эффективности управления ими.
В экономически развитых странах финансовый контроль делится на две взаимодействующие, но обособленные сферы - государственный и негосударственный финансовый контроль.
При государственном финансовом контроле основное внимание уделяется своевременности и полноте мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев государственной финансовой системы, соблюдению правил учета и отчетности.
Главная цель государственного контроля - максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного, в основном внутрифирменного, - напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Самостоятельным звеном финансового контроля является финансовый контроль независимых аудиторских служб. Аудиторская проверка направлена на оценку достоверности финансовой отчетности, глубокий экономический анализ финансовой деятельности, оценку финансовой надежности контролируемого юридического лица и подготовку соответствующего заключения.
Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:
1) по регламенту осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
2) по времени проведения - предварительный, текущий, последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Примером такого контроля на макроуровне служит процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней, на микроуровне - процесс разработки финансовых планов и смет.
Текущий финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и т.д.
Последующий финансовый контроль обычно проводится либо по наступлении отчетного периода, либо по завершении определенных этапов деятельности с целью выявления ее эффективности;
3) по субъектам контроля - президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;
4) по объектам контроля - бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.
Различают следующие методы проведения контроля:
- проверки;
- обследования;
- надзор;
- анализ финансового состояния;
- наблюдение;
- ревизии.
Государственный контроль финансовой деятельности осуществляется прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.
Особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Счетной палате РФ - не зависимому от Правительства РФ органу государственного финансового контроля, подотчетному Федеральному Собранию РФ. Контролю Счетной палаты подлежат все юридические лица в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.
Счетная палата должна помимо прочего контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов и т.п.
Основные методы контроля, проводимого Счетной палатой, - тематические проверки и ревизии. По закону деятельность Счетной палаты является гласной, т.е. ее результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка РФ.
Главное контрольное управление Президента РФ осуществляет контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти.
Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег, кредита. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.
Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ, которое прежде всего осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.
Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующий в рамках Министерства финансов РФ Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.
Важная роль в проведении финансового контроля принадлежит налоговым органам.
Государственные налоговые инспекции уполномочены осуществлять контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет всеми юридическими и физическими лицами, подлежащими налогообложению. Инспекции наделены широкими правами. Они осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг и иных документов, связанных с исчислением и уплатой в бюджет налоговых и других обязательных платежей; могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках; производят обследования любых производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых для извлечения доходов.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку РФ (Банку России). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. Банк России осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.
На Федеральную таможенную службу возложен контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
В странах с рыночной экономикой давно используется форма независимого финансово-экономического контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, называемая аудитам. Форма аудиторского контроля применяется для удовлетворения потребностей заинтересованных юридических и физических лиц в объективной информации о финансовом состоянии объекта проверки, получаемой из бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аудиторская деятельность, аудит - это деятельность по независимому контролю за соблюдением установленных правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).
В России необходимость независимого аудиторского контроля возникла с началом перехода от централизованно-плановой экономики к рыночной. Аудиторская деятельность может быть также направлена на предотвращение финансовых нарушений и неудач в организациях, заказавших аудиторское обслуживание.
В настоящее время аудиторский контроль в России регулируется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01г № 119-ФЗ. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, проводимого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти.
Аудиторскую деятельность осуществляют специализированные аудиторские организации и индивидуальные аудиторы (предприниматели, занимающиеся аудиторской деятельностью без образования юридического лица).
Аудиторские организации — это коммерческие организации, осуществляющие контроль и оказывающие сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация приобретает право заниматься аудиторской деятельностью после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством.
По результатам аудита составляется аудиторское заключение официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установлений форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудиторское заключение по результатам проверки может быть с выражением безоговорочно положительного мнения или модифицированным.
Являясь независимым и не предусматривающим санкций за выявленные недостатки и нарушения, аудиторский контроль гарантирует конфиденциальность полученной информации и сохранение коммерческой тайны контролируемых организаций.
Заказчиками аудита в основном выступают коммерческие организации, для которых обязательность проведения ежегодного аудита определена нормами законодательства (коммерческие банки, страховые организации, биржи, фонды), и собственники коммерческих организаций (учредители, акционеры, участники). Объектами аудиторского контроля являются собственность акционеров и инвесторов и управленческая деятельность их исполнительных органов.
Государство также может выступать заказчиком аудиторского контроля. Для независимого контроля выполнения государственных программ, использования государственных субсидий в коммерческих организациях и в других случаях, когда органы государственного управления считают проведение финансового контроля независимыми аудиторскими организациями более выгодным или необходимым, могут привлекаться независимые аудиторские фирмы.
В России для определенного круга коммерческих организаций проведение ежегодного независимого аудиторского контроля является обязательным.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.
Устанавливая обязательность проведения аудиторского контроля части субъектов экономической деятельности, государство тем самым передает часть своих контрольных функций, являющихся по сути коммерческими, аудиторским организациям. Аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности субъектов хозяйственной деятельности, подлежащих обязательному ежегодному аудиту, что позволяет обеспечить косвенный государственный контроль налоговых органов. Аудиторский контроль в этом случае выступает как дополнительное средство государственного налогового контроля.
Вопрос 35
Федеральный бюджет РФ: особенности бюджетного планирования и методы сбалансирования бюджета
Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разных уровней. Бюджетное планирование осуществляется органами государственной власти, уполномоченными законом. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод.
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей и финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет. В Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Средства федерального бюджета - главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Для решения всех этих задач федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексомРФ и Налоговым кодексом РФнаделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.
Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделяются дотации и субвенции.
Обязательным условием финансово-бюджетной деятельности служит сбалансированность бюджетов,означающая равенство или баланс поступлений и расходов. Различают три вида сбалансированности бюджета:
• плановую,которая происходит в ходе его составления, обсуждения и утверждения;
• оперативнуюсбалансированность, характерную для исполнения бюджета;
• фактическую,которая отражает итог исполнения бюджета.
Необходимость сбалансирования бюджета возникает в случае образования профицита или дефицита.
Наиболее сложную проблему для государственных органов составляет сбалансирование при дефиците- превышении расходов бюджета над доходами.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета бывают внутренние и внешние.
В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
· разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;
· разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;
· разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций;
· разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами международных финансовых организаций;
· изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
· иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.
В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
· поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ;
· поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
· курсовая разница по средствам федерального бюджета;
· объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ в валюте РФ, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
· разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ;
· разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов в валюте РФ;
· разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
· разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;
· прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.
В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
· разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
· разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
· разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
· объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
· разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
· прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
Вопрос 36