Пути повышения эффективности расходов регионального бюджета
Мировой финансовый кризис, остро затронувший Россию, вызвал дисбаланс доходов и расходов бюджетной системы, и, соответственно, регионального бюджета Пензенской области. Возникший бюджетный дефицит не может быть сокращен без пересмотра расходной части бюджета.
Сложившаяся структура расходов регионального бюджета сочетается с низкой их эффективностью практически по всем направлениям.
Необходимостью является повышение эффективности расходов и корректировка их структуры в сторону увеличения «продуктивных» – при сокращении непродуктивных и низкоэффективных расходов.
Структура расходов должна быть ориентирована на решение задач модернизации экономики, создавая для нее максимально благоприятные условия. С этой точки зрения приоритет должен отдаваться тем расходам, которые принято называть производительными, или продуктивными: на развитие инфраструктуры, образование, здравоохранение, на содействие накоплению физического и человеческого потенциалов.
Объем социальных расходов регионального бюджета имеет достаточно высокое значение. Большая часть социальных расходов носит характер принятых публичных обязательств, поэтому речь об их сокращении не идет – основной подход здесь должен состоять в повышении адресности расходов, лучшем их распределении.
Известно, что рост расходов на социальную поддержку населения не может стимулировать рост экономики – вне зависимости от способа их финансирования, за счет повышения налоговой нагрузки. Текущий уровень социальных обязательств можно назвать критическим, его дальнейшее наращивание недопустимо. Таким образом, в сфере социальной поддержки вопрос реформирования и повышения эффективности – адресности помощи и ее реального влияния на снижение неравенства доходов – стоит довольно остро и требует целенаправленных мер.
В ситуации, когда снижение расходов регионального бюджета является необходимым для возвращения к бюджетной устойчивости и для развития экономики, особое внимание целесообразно уделить проведению назревших структурных реформ, способствующих повышению эффективности расходов.
Вопрос повышения эффективности расходов практически по всем направлениям ставится уже давно, сделан ряд шагов в этом направлении (частичный переход на принципы бюджетирования по результатам, начало реструктуризации бюджетной сети и т.д.).
Законопроект, предусматривающий изменение показателей бюджета Пензенской области на 2014 год, внесен в Заксобрание региона.
Предлагаемые изменения вызваны рядом причин. Так, в связи c отставанием фактически сложившихся темпов роста от предусмотренных и ожидаемым недовыполнением плана уменьшены плановые назначения по доходам от уплаты акцизов на дизельное топливо, производимое на территории РФ, на 166 млн. рублей. Объем безвозмездных поступлений в целом планируется увеличить на 14 млн. 916,4 тыс. рублей.
В целях оптимизации расходов на содержание исполнительных органов государственной власти Пензенской области их предлагается уменьшить на 6 млн. 98,9 тыс. рублей.
В то же время предусмотрено увеличение расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» на 30 млн. рублей в связи c необходимостью оплаты исполнительных листов к казне региона по судебным решениям по искам МП «Автотранс», ООО «Корпорация Дилижанс», ООО «Меркурий», а также ОАО «Самарская ППK».
В числе предлагаемых изменений – уменьшение расходов министерству строительства и ЖКХ Пензенской области на 916,3 тыс. рублей в связи c отсутствием в бюджете Нижнего Ломова средств на софинансирование строительства инженерных коммуникаций для участков массовой жилищной застройки.
Также намечено дополнительно направить в Минздрав региона 700 тыс. рублей в целях создания реабилитационного центра на базе горбольницы №3.
В связи с планируемой сдачей объекта капитального строительства – дворца силовых единоборств в Пензе – и необходимостью изготовления вывески облспорткомитету планируется дополнительно выделить 300 тыс. рублей.
По разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» законопроектом предусмотрено увеличение расходов Минфину Пензенской области на 50 млн. рублей в связи с необходимостью увеличения расходов на обслуживание госдолга региона.
Помимо этого, планируется перераспределение расходов бюджета без общего увеличения объема расходной части. Так, расходы министерства строительства и ЖКХ Пензенской области в сумме 1 млн. 308,7 тыс. рублей намечено перераспределить департаменту информационной политики и СМИ региона в целях создания системы активного информирования населения o проводимой тарифной политике, работе по ремонту и сносу аварийного жилья, управлении многоквартирным домом через создание ТСЖ.
С учетом предлагаемых изменений доходы бюджета Пензенской области на 2015 год будут уменьшены в целом на 151 млн. 83,6 тыс. рублей и составят 44 млрд. 191 млн. 936,1 тыс. рублей; на 2016 год не изменятся и составят 38 млрд. 690 млн. 878,6 тыс. рублей.
Расходы бюджета на 2015 и 2016 годы не изменятся и составят 42 млрд. 675 млн. 301,3 тыс. рублей и 42 млрд. 249 млн. 436,2 тыс. рублей.
Дефицит бюджета Пензенской области на 2015 и 2016 годы не изменится и составит соответственно 2 млрд. 676 млн. 579,8 тыс. рублей (9,5% от объема собственных доходов) и 3 млрд. 558 млн. 557,6 тыс. рублей (11,6%).
Потенциал увеличения эффективности бюджетных расходов имеется по всем рассмотренным направлениям, и поэтому важнейшая задача бюджетной политики региона заключается в практической реализации соответствующих возможностей.
Заключение
Уточненные доходы бюджета области на 2012 год составили 42 615 078,4 тыс. рублей, что на 4 877 411,4 тыс. рублей или на 12,9% больше первоначально утвержденного показателя, расходы – 49 359 784,3 тыс. рублей (плюс 7 153 706,6 тыс. рублей или 16,9%).
Объем налоговых и неналоговых доходов в бюджет Пензенской области увеличился в результате внесенных изменений на 869 824,0 тыс. рублей или на 4,4 %, дефицит бюджета увеличился на 2 276 295,2 тыс. рублей и составил 6 744 705,9 тыс. рублей или 32,6% к доходам без учета безвозмездных поступлений и не превысил предельно допустимого бюджетным законодательством уровня.
Анализ доходов бюджета показал, что в структуре доходов бюджета преобладают безвозмездные и налоговые поступления.
Так, в 2012 году доля безвозмездных поступлений составляла: 59,2% или 16162718,8 тыс. руб., в 2013 году доля этой статьи доходов в общей структуре доходов составила 53,4% или 16617335,8 тыс. руб.
В 2013 году сумма безвозмездных поступлений возросла на 454617 тыс. руб., при этом доля данного вида поступлений в общей структуре налогов сократилась на 5,8%. В 2014 г. сумма безвозмездных поступлений сократилась на 3727901 тыс. руб. или на 12%.
В 2014 г. доля безвозмездных поступлений снизилась до 41,4% в структуре доходов регионального бюджета Пензенской области.
Таким образом, доля налоговых поступлений регионального бюджета в 2014 г. составляет 16385016,4 тыс. руб. или 52,7%.
Основными источниками налоговых поступлений в 2014 г. являются:
– налог на доходы физических лиц (5199684 тыс. руб.), поступление которых в объеме налоговых доходов составило 16,7%;
– налог на товары, работы, услуги, реализованные на территории РФ (4083078 тыс. руб.), поступление которых в объеме налоговых доходов составило 13,1%;
– налог на прибыль организаций (3694465,4 тыс. руб.), поступление которых в объеме налоговых доходов составило 11,9%.
Доля неналоговых доходов в составе доходов регионального бюджета составляет 5,9%.
Наибольшую долю в структуре расходов бюджета составляют межбюджетные трансферты (41,9% в 2012 г., 48,3% в 2014 г.), далее следуют расходы на национальную экономику (15,2% в 2012 г., 17,47% в 2014 г.) и здравоохранение (17,6% в 2012 г., 8,97% в 2014 г.). Расходы по другим статьям составляют менее 7% в общей структуре расходов регионального бюджета.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 31.07.1998 № 145-ФЗ по состоянию на 1 ноября 2009 г.] – М.: Издательство Юрайт, 2009;
2. Закон Пензенской области от 21 декабря 2011 г. N 2173-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (с изменениями и дополнениями)
3. Закон Пензенской области от 24 декабря 2012 г. N 2323-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (с изменениями и дополнениями)
4. Закон Пензенской области от 24 декабря 2013 г. N 2488-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (с изменениями и дополнениями)
5. Большой экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2010. – 600 с.
6. Баканов М.И. Теория экономического анализа/М.И. Баканов – М.: Финансы и статистика,2011. – 416 с.
7. Бункина М. К. Национальная экономика: Учебное пособие. – М.: Дело, 2012. – 27 с.
8. Баликоев В. З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. –М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2012. – 528 с.
9. Борисов Е. Ф. Основы экономической теории. – М.: ВШ, 2013. – 240 с.
10. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник/Пер. с дат. А. Н. Чеканского,О. В. Рождественского. – М.: ВШ, 2012. – 294 с.
11. Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательство. – М.: СОФИТ, 2012. – 496 с.
12. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель: Пер. с англ. / Общ.ред.Б. Лисовика и Б. Лукашевича. – СПб.: Печатный двор, 2012. – 562 с.
13. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2012. –336 с.
14. Кейлер В. А. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, НТАЭиГ, 2013. – 132 с.
15. Козырев В. М. Основы современной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2012. –326 с.
16. http://sp-penza.ru
17. http://minfin.pnzreg.ru
18. http://penzanews.ru/economy/76286-2014
Приложение
Таблица 1
Структура доходной части бюджета Пензенской области [15]
Наименование | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | |||
тыс. руб. | уд.вес | тыс. руб. | уд.вес | тыс. руб. | уд.вес | |
Налоговые доходы | 38,9% | 13446540,7 | 43,2% | 16385016,4 | 52,7% | |
Налог на прибыль организаций | 8,4% | 3083573,3 | 9,9 | 3694465,4 | 11,9% | |
НДФЛ | 14,2% | 4130963,8 | 13,3% | 16,7% | ||
Налог на товары (работы, услуги), реализованные на территории РФ | 6,6% | 3229311,1 | 10,4% | 13,1% | ||
Налоги на совокупный доход | 440261,4 | 1,6% | 525292,9 | 1,7% | 2,3% | |
Налог на имущество организаций | 1796712,7 | 6,6% | 1896258,7 | 6,1% | 6,7% | |
Транспортный налог | 373647,4 | 1,4% | 573156,1 | 1,8% | 1,9% | |
НДПИ | 22774,4 | 0,1% | 7984,8 | 0,0% | 0,0% | |
Неналоговые доходы | 505947,7 | 1,9% | 1072980,8 | 3,4% | 5,9% | |
Безвозмездные поступления | 16162718,8 | 59,2% | 16617335,8 | 53,4% | 12889434,8 | 41,4% |
ВСЕГО | 27302657,5 | - | 31136857,3 | - | 31118847,2 | - |
Таблица 2
Динамика доходной части бюджета Пензенской области [15]
Наименование | изменение в 2013 г. | изменение в 2014 г. | ||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Налоговые доходы | 4,30 | 9,50 | ||
Налог на прибыль организаций | 790630,3 | 1,50 | 610892,1 | 2,00 |
НДФЛ | 246880,8 | -0,90 | 3,40 | |
Налог на товары (работы, услуги), реализованные на территории РФ | 3,80 | 853766,9 | 2,70 | |
Налоги на совокупный доход | 85031,5 | 0,10 | 201116,1 | 0,60 |
Налог на имущество организаций | -0,50 | 185188,3 | 0,60 | |
Транспортный налог | 199508,7 | 0,40 | 18432,9 | 0,10 |
НДПИ | -14789,6 | -0,10 | 359,2 | 0,00 |
Неналоговые доходы | 567033,1 | 1,50 | 771415,2 | 2,50 |
Безвозмездные поступления | -5,80 | -3727901 | -12,00 | |
ВСЕГО | - | -18010,1 | - |
Таблица 3. Структура расходов регионального бюджета в 2012 – 2014 гг.
Расходные статьи | Сумма расходов, руб. | % к общей сумме расходов | Сумма расходов, руб. | % к общей сумме расходов | Темп роста, % | Сумма расходов, руб. | % к общей сумме расходов | Темп роста, % |
Общегосударственные вопросы | 570188,7 | 2,9 | 1431266,9 | 5,2 | 251,0 | 1831296,5 | 5,22 | 127,9% |
Национальная оборона | 13344,3 | 0,1 | 16742,4 | 0,1 | 125,5 | 18540,4 | 0,05 | 110,7% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 738397,6 | 3,8 | 980247,2 | 3,6 | 132,8 | 1180561,9 | 3,37 | 120,4% |
Национальная экономика | 2972771,9 | 15,2 | 4069251,9 | 14,8 | 136,9 | 6126541,4 | 17,47 | 150,6% |
Образование | 9,0 | 2008023,1 | 7,3 | 114,8 | 2249726,1 | 6,41 | 112,0% | |
Культура | 366214,7 | 1,9 | 930799,3 | 3,4 | 254,2 | 1430635,1 | 4,08 | 153,7% |
Здравоохранение | 17,6 | 2816042,9 | 10,2 | 81,7 | 3146041,7 | 8,97 | 111,7% | |
Социальная политика | 1067002,5 | 5,5 | 1963671,4 | 7,1 | 184,0 | 2243673,4 | 6,40 | 114,3% |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 0,0 | 0,0 | 0,00 | |||||
Межбюджетные трансферты | 8180654,9 | 41,9 | 12649860,4 | 46,0 | 154,6% | 48,03 | 133,2% | |
ВСЕГО | 42771391,8 | - | 46600000,0 | - | 140,8 | - | 134,8% |
Таблица 4. Сводные данные по доходам и расходам Пензенской области за 2012-2014 гг.
(тыс. руб.)
Наименование показателя | 2014 прогноз | Динамика показателя | ||
1. Доходы, в т. ч.: | 42615078,4 | 49300000,0 | 717529,5 | 6684921,6/ 115% |
- налоговые и неналоговые доходы | 6744705,9 | 30000000,0 | - | 23255294,1 |
-Объем безвозмездных поступлений | 21917181,5 | 19300000,0 | 580606,9 | -2617181,5 |
2. Расходы | 42771391,8 | 46600000,0 | 738443,4 | 3828608,2 |