Расчет показателей экономической эффективности проекта

Таблица 3.1 - Показатели эффективности ERP-системы

Показатель эффективности Среднеотраслевой процент
Улучшение послепродажного обслуживания 60%
Уменьшение страховых запасов (уровня неснижаемых остатков на складах) -40%
Более точный учет затрат 30%
Снижение транспортно-заготовительных расходов -60%
Уменьшение сроков закрытия учетного периода - 500% (в 5 раз)
Увеличение оборачиваемости средств в расчетах 30%
Уменьшение затрат на административно-управленческий аппарат -30%
Устранение ручной подготовки и сопровождения документов 90%
Увеличение оборачиваемости Товаро Материальных Запасов ТМЗ 65%
Увеличение поставок точно в срок 80%
Снижение производственного брака -35%
Снижение задержек с отгрузкой готовой продукции -45%
Уменьшение складских площадей -25%

Таким образом, ERP-система помогает предприятиям минимизировать расходы на управление запасами, предоставляя полный контроль за уровнем запасов (таблица 3.1). В настоящее время для ООО «РосТехБыт» актуально внедрение такой информационной системы как EPR. Ведь основным назначение данной системы является автоматизация процессов планирования, учета и управления по ключевым направления деятельности предприятия. Для предприятия сейчас важен учет запасов. Эта информационная система управления будет анализировать и давать полную картину всех возможностей предприятия. EPR упрощает процесс пополнения запасов, контролирует пополнение склада, помогая обеспечивать наличие достаточного количества товара для удовлетворения предполагаемых заказов, одновременно сводя излишки к минимуму. Совокупность этих факторов приведет к эффективному управлению запасов, а значит и целого предприятия.

3.2 Разработка мероприятий по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность (ДЗ) является важной частью активов предприятия. Следует отметить, что доля дебиторской задолженности в валюте баланса ООО «РосТехБыт» на 31.12.10 составляет 26%. Поэтому управление дебиторской задолженностью - важный участок работы финансовой службы предприятия.

Дебиторская задолженность в экономике имеет два существенных признака:

- источник бесплатных средств для дебитора;

- возможность увеличения рынка распространения продукции, работ и
услуг для кредитора.

В проектируемой системе управления не рассматривается дебиторская задолженность, которая связана с образованием имущественных требований к покупателям не оплатившим товары, работы, услуги. Хотя средства в отгруженных товарах и составляют значительную долю всей дебиторской задолженности предприятия, но это не является критическим для него, поскольку сроки ее погашения контролируются, и, в основном, уравновешиваются наличием внутренней кредиторской задолженности по договорам поставки.

Наиболее уместным является акцент на снижении внешней дебиторской задолженности, возникающей по поставщикам и заказчикам. В реальной практике дебиторскую задолженность сократить до нуля невозможно, и не оправдано преследовать такую цель. В противном случае, рыночная экономика не могла бы функционировать.

В целях минимизации риска возникновения просроченной дебиторской задолженности, которая может обернуться для предприятия убытками, нужно совершенствовать систему управления ДЗ. Проектируемая система предполагает ее создание на основе модели, иллюстрируемой рисунком 3.2.

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru

Рисунок 3.2 - Предлагаемая модель системы управления дебиторской задолженностью ООО «РосТехБыт»

Главная цель, преследуемая системой управления ДЗ в ООО «РосТехБыт» состоит в том, чтобы обеспечить своевременный возврат средств и проведение постоянной и согласованной работы причастных к ней структурных подразделений предприятия. Поэтому важно выделить основные принципы, соблюдение которых способствует эффективному функционированию системы управления ДЗ (см. рисунок 3.3).

Рассмотрим эти принципы более подробно.

Проверка финансового состояния контрагента основывается на анализе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Если компания прозрачна, то можно запросить у нее баланс, справку об оборотах, расшифровку отдельных статей баланса и на основании этих данных достаточно быстро оценить ее платежеспособность. Эти действия достаточно просты и подробно описаны в финансовой литературе, поэтому нет смысла рассматривать в рамках проекта. Между тем, отчетность российских компаний зачастую является искаженной и нe отражает реального положения дел, что усложняет объективную оценку их платежеспособности на основе финансовых коэффициентов. В этой связи, правомерно создание и использование специализированной информационной системы. Грамотно построенная база статистических данных и их анализ о выполнении контрагентом своих обязательств позволяют принять обоснованное решение о возможности перечисления авансового платежа и дальнейшей работы с контрагентом.

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru

Рисунок 3.3 - Принципы управления ДЗ в ООО «РосТехБыт»

Поэтому в финансовом отделе ООО «РосТехБыт» целесообразно формирование досье на неблагонадежных контрагентов, так называемый «черный список дебиторов», взаиморасчеты с которыми негативно отражались на финансовом состоянии предприятия. В этом досье отражаются случаи, когда по вине контрагента задерживалась поставка или выполнение работ, а также случаи неудовлетворительного исполнения обязательств по договору, и ведение претензионно-исковой работы. В результате анализа работы контрагентов возможно создание системы балльной оценки надежности контрагента. Все контрагенты по уровню надежности могут быть условно распределены на 4 группы:

- риска;

- повышенного внимания;

- надежных контрагентов;

- «золотых» контрагентов.

Отнесение контрагента к той или иной группе позволит определить взвешенное решение о возможности заключения договора с данным контрагентом. Оптимальное взаимодействие структурных подразделений аппарата заводоуправления, причастных к возникновению и ликвидации ДЗ в системе управления ДЗ, обеспечивает эффективное ее функционирование (рисунок 3.4). Важным принципом в управлении ДЗ является разработка собственной для предприятия стратегии заключения договоров.

Снижение количества недобросовестных клиентов предполагает использование следующих правил в стратегии заключения договоров:

1. Стремиться уменьшить сумму авансовых платежей при подписании договоров с поставщиками и заказчиками.

2. Если все же сумма авансового платежа по договору остается очень высокой и существует вероятность риска, а тщательный анализ платежеспособности провести по той или иной причине невозможно, то существуют следующие альтернативы минимизировать риск неисполнения договора контрагентом:

- залоговое обеспечение;

- поручительство компаний с хорошей деловой репутацией;

- банковская гарантия;

- вексель;

- -страхование;

- безотзывный аккредитив;

- факторинг.

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru

Рисунок 3.4 - Участники процесса возникновения ДЗ в ООО «РосТехБыт»

Остановимся на самых практичных способах минимизации коммерческих рисков, которые, на наш взгляд, могли бы найти применение в ООО «РосТехБыт».

Для гарантированной поставки продукции и выполнения работ и услуг на предприятии правомерно применение безотзывного аккредитива, основанного на участии в сделке не только продавца и покупателя, но и их банков. Заслуживает внимания вариант непокрытого аккредитива, представляющего собой так называемое финансирование «отсроченного платежа». Предоставление отсрочки платежа во многом помогает избежать отвлечения денежных средств на большой период. Использование данного способа минимизации коммерческого риска в основном оправдано при заключении импортных договоров. Организация при нарушении условий договора ее контрагентом, предоставившим банковскую гарантию, может получить денежные средства от гаранта (кредитной, страховой организации). Порядок истребования денежных средств следующий: в течение срока действия гарантии следует обратиться к гаранту с письменным требованием, в котором
приводятся доказательства того, что принципал вовремя не выполнил свои
обязательства.

Сущность залогового обеспечения заключается в том, что кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства возместить свои убытки из стоимости заложенного имущества. Для залогодержателя наиболее надежным видом залога является недвижимое имущество:

- земельные участки;

- предприятия;

- жилые дома и другие строения.

Залог может предоставляться как самим должником, так и третьими лицами (например, акционерами). Условие о залоге может быть включено в текст основного договора (купли-продажи, услуг, подряда и пр.). Но может быть заключен и отдельный договор или приложение к основному договору.

По договору поручительства поручитель обязуется перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в какой-либо оговоренной его части. Договор поручительства, так же как и банковская гарантия, является односторонней сделкой, поскольку обязательство с момента его заключения появляется только у поручителя. Как правило, такие договора применяются для минимизации коммерческих рисков при заключении договоров купли-продажи, поставки с отсрочкой платежа.

Рассмотренные выше меры защиты от коммерческих рисков, реализуемые в процессе функционирования предлагаемой в проекте системы управления ДЗ, носят предупреждающий характер. Если эти меры не были приняты и контрагент отказался (в силу любых причин) от исполнения своих обязанностей по договору, следовательно, избежать риска возникновения сомнительных долгов не удалось. Однако можно попытаться минимизировать риски потерь и убытков от неплатежей, избавить организацию от участия в продолжительном судебном процессе, прибегнув к так называемой продаже долга (уступке права требования). Обычно задолженность покупают предприятия, которые сами являются должниками дебитора. Они заинтересованы в том, чтобы приобрести дебиторскую задолженность со скидкой от номинала долга (дисконтом), а затем предъявить ее к погашению по полной стоимости.

Переуступка права требования - это переоформление первоначального договора, где в качестве одной из его сторон будет выступать другое предприятие. В этом случае предприятие приобретает не только право требовать погашения долга, но и другие права и обязанности первоначального кредитора, вытекающие из договора, по которому возникла дебиторская задолженность. Причем для того, чтобы переуступить право требования дебиторской задолженности не требуется согласия должника. Однако его все же следует известить о переводе долга, чтобы он расплачивался уже с новым кредитором.

Следующий принцип, соблюдение которого может способствовать эффективному функционированию системы управления ДЗ в ООО «РосТехБыт» - это анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения и суммам просроченной дебиторской задолженности. Результаты анализа позволят определить вероятность безнадежных долгов, создать резерв по сомнительным долгам, и выявить наиболее крупных дебиторов, долги которых требуют постоянного учета, контроля и концентрации внимания руководства. Эффективность работы по погашению дебиторской задолженности во многом повышается при постоянном проведении совещаний с представителями этих служб, Правового управления и Службы Безопасности. На основе этого может быть составлен протокол, являющийся регламентирующим документом и требующим безусловного исполнения в указанные сроки.

Методы ликвидации дебиторской задолженности (рисунок 3.5). Существует два основных способа взыскания дебиторской задолженности: досудебный (претензионный) и судебный (исковой). Какой из них наиболее эффективен? Учитывая работу службы судебных приставов лучше дело до судебного взыскания долга не доводить. Торопиться подавать судебный иск не стоит. Зачастую, чтобы получить свои деньги, вполне достаточно направить должнику претензию. В ней нужно, опираясь на условия договора и нормы закона, указать на те нарушения, которые допустил дебитор.

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru

Рисунок 3.5 - Методы снижения ДЗ и ликвидации просроченной ДЗ в ООО «РосТехБыт»

Досудебные методы снижения ДЗ предполагает соблюдение определенного набора условий и выполнение ряда действий. В частности:

- чем раньше начинается работа по возврату задолженности, тем больше вероятность успеха;

- использование массовой рассылки писем и телефонных переговоров
позволяет с минимальными затратами исключить из числа должников тех, кто не знает о долге (такое тоже бывает), кто надеется, что про него забыли (и такое бывает очень часто);

- оперативное и грамотное взыскание задолженности в судебном порядке - очень мощный рычаг воздействия на должников.

Практика показывает, что в ряде случаев претензионный порядок оказывается очень эффективным способом взыскания долгов. По сравнению с судебной тяжбой он более оперативный и менее дорогой.

В ходе судебного разбирательства немаловажную роль играет грамотный в юридических вопросах юрисконсульт, в обязанности которого входит решение вопросов о взыскании дебиторской задолженности через Арбитражный Суд. Отстаивание интересов предприятия во многом будет зависеть от материального стимулирования. Проценты от взысканных сумм в пользу юрисконсульта хороший стимул для более плодотворной его работы.

Для повышения эффективности системы мотивации, ориентированной на снижение объема просроченной дебиторской задолженности, каждый сотрудник должен быть заинтересован в достижении запланированного уровня дебиторской задолженности. Правомерно придерживаться строгого распределения ответственности за управление ДЗ между коммерческой, финансовой и юридической службами, а также службой безопасности. По факту возникновения просроченной ДЗ должна вестись детальная аналитическая работа. Чтобы службы, в которых образовалась просроченная дебиторская задолженность более плодотворно сотрудничали с финансовыми и юридическими службами по взысканию штрафных санкций целесообразно ввести систему премирования. Система премирования может оказаться эффективной если она уравновешена с системой наказаний (замечания, предупреждения, лишение премий, служебное расследование, увольнение сотрудника). Но штрафовать нужно не за образовавшуюся просроченную ДЗ, а за нарушение куратором договора регламента и процедур управления ДЗ.

Создание регламента. Для успешного управления просроченной ДЗ необходимо регламентировать процесс внутренними документами и создать для персонала компании условия, позволяющие следовать данному регламенту. Должен быть формализован подход к работе с каждым клиентом, налажен документооборот, назначены ответственные и утверждены их права и обязанности, а также полномочия для решения нетипичных проблем. Оправдана схема распределения ответственности, при которой коммерческая служба отвечает за продажи и поступления, финансовая служба берет на себя информационную и аналитическую поддержку, а юридическая служба обеспечивает юридическое сопровождение (оформление кредитного договора, работа по взиманию задолженности через суд).

В обязанности куратора должна входить предупредительная работа, составление писем, телефонные переговоры и др. Все это позволяет избежать необходимости решать вопрос о взыскании дебиторской задолженности в арбитражном суде. Необходимо в регламенте не только распределить ответственность между подразделениями, но и описать действия всех занятых в управлении ДЗ сотрудников.

Этапы управления ДЗ должны включать в себя указание сроков, порядок подключения службы безопасности и юридического отдела. Главное в управлении ДЗ создание четких и понятных правил.

Конечным этапом проектирования системы управления ДЗ в ООО «РосТехБыт» является разработка ее организационно-функциональной структуры (рисунок 3.6).

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru

Рисунок 3.6 - Организационная структура управления дебиторской задолженностью в ООО «РосТехБыт»

Приведенная на рисунке 3.6 схема предполагает регламентацию
функционального взаимодействия между структурными подразделениями
предприятия, непосредственно причастными к возникновению и постоянному контролю ДЗ, в том числе и, просроченной.

Комиссия по управлению ДЗ постоянно-действующая, является совещательным органом с функциональными обязанностями по разработке управленческих решений и собирается с определенной периодичностью. Принятие и контроль исполнения разработанных комиссией решений осуществляется заместителем генерального директора по экономике и финансов.

3.3 Экономический эффект предлагаемых мероприятий на ООО «РосТехБыт»

На современном этапе управления промышленным производством информационные технологии требуются затраты или инвестиции. В целом, инвестиции в ИТ-систему складываются из капитальных затрат на формирование и развитие ИТ-системы, а также долгосрочных вложений в оборотный капитал, необходимый для эксплуатации этой системы.

На российском рынке ERP-систем присутствует множество поставщиков: как иностранных, так и отечественных. По оценкам экспертов, львиную долю отечественного рынка (свыше 40%) занимает немецкий SAP AG, следом за ним идут продукты Oracle с долей около 18%, а замыкает тройку лидеров компания Microsoft Dynamics, занимающая 8% российского рынка ERP-систем. Столь значительный отрыв SAP можно отчасти объяснить тем, что немецкий концерн первым вышел на российский рынок, открыв свое представительство еще в 1992 году. На мировом рынке ситуация несколько иная и основная борьба за лидерство разворачивается между SAP и Oracle.

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru

Рисунок 3.7 - Доли ведущих ERP-систем в России

Решения SAP предполагают выстраивание бизнеса в соответствии с лучшими мировыми практиками. Система SAP обеспечивает полную функциональность для комплексного управления всей административной и операционной деятельностью компании, объединяя в единую цепочку финансовый учет, процессы сбыта, производства, управления материальными потоками, планирования, взаимодействия с партнерами и поставщиками. Также система предоставляет инструменты для стратегического управления и анализа результатов деятельности компании. Решения SAP устраняют организационные барьеры и создают единое информационное пространство для всех подразделения и служб компании, в том числе, географически удаленных друг от друга.

Система SAP - программный продукт, совершенствующийся на протяжении более чем 30 лет. Разработчиками SAP накоплен уникальный опыт, позволяющий следовать концепции «best-of-breed» - введению в стандартную функциональность системы лучших мировых практик, основанных на опыте самых успешных международных компаний. Этот опыт позволил разработчикам системы SAP создать более 30 предварительно сконфигурированных отраслевых решений, основанных на отраслевых стандартах и поддерживающих все уникальные для отраслей процессы. Использование таких решений позволяет существенно сократить сроки и стоимость проекта. Говоря «SAP» обычно подразумевают SAP R3. SAP R3 - обобщённое название интегрированной автоматизированной системы управления, которая и является основным продаваемым продуктом SAP.

Внедрение SAP R3 - это инвестиция в совершенствование бизнеса с быстрым возвратом вложенных средств. По исследованию, проведенному среди компаний, использующих решение SAP, были получены следующие среднестатистические показатели эффекта от внедрения:

1. Снижение количества задержек при поставках продукции заказчикам на 90%.

2. Уменьшение неснижаемых остатков на складах материалов на 30%.

3. Повышение оборачиваемости запасов на 20%.

4. Сокращение объемов незавершенного производства на 17%.

5. Повышение производительности оборудования и работников на 10%.

Целесообразно провести расчет годового экономического эффекта от внедряемой системы планирования ресурсами предприятия SAP R/3 двумя методами.

На анализируемом предприятии планируется внедрение ERP-системы SAP R/3, предназначенная в конечном итоге для повышения эффективности работы и выживания предприятия в условиях конкурентной борьбы.

Таблица 3.2 – Затраты на внедрение системы SAP R/3

№ п/п Вид оборудования, материала Количество, шт. Сумма, тыс. руб.
Программное обеспечение SAP R/3, лицензии на ПО, документация
Оборудование и технические средства для вычислительного центра: - концентратор 8-ми портовый - маршрутизатор - стойка серверная -источники бесперебойного питания - сетевые фильтры - стабилизаторы напряжения - системы охлаждения для серверных станций Итого:           7,5 184,5
Компьютеры и другие вычислительные средства на вычислительный центр и в подразделениях предприятия: - сервер -компьютеры -программное обеспечение для сервера -программное обеспечение для компьютеров Итого:          
Базы данных
Запасные части для ремонта АСОИУ
Компьютеры
Потери по материалам при эксплуатации АСОИУ, % 3,51
  Итого:   12615,01

Заработная плата специалистов финансово-экономического отдела составляет в среднем 50 000 руб., а численность колеблется в пределах 50 человек. Проектирование ERP-системы колеблется в пределах половины стоимости программного продукта, и равно 5 075 000 руб.

С помощью тестовой программы, была проанализирована действующая на предприятии система. По результатам проверки было выявлено, что программа работает с задержками, образуя простои в работе, что задерживает решение многих важных проблем.

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru

Рисунок 3.8 - График работы действующей системы на предприятии и внедряемой системы

Результат внедрения новой ERP-системы уменьшит простои, и специалисты будут меньше тратить времени на решение вопросов по ИТ, отдавая их своей основной работе. Тестовая программа показала, что в среднем простои составляют 38 минут, что равно 0,63 часа.

1) Коэффициент, определяемый отношением суммы условно-постоянных расходов к заработной плате основных работников равен:

Ку=70%/100% = 0,7 (3.1)

2) Экономия заработной платы за год составит:

Эз=50*50000*12*(0,63/8)=2 362 500 руб. (3.2)

3) Прирост производительности труда и равный ему прирост объема работ:

Р=8*100%/(8-0,63)-100%=8,55 % (3.3)

4) Балансовая стоимость средств, фондоотдача которых увеличилась в результате внедрения новой системы:

Сб=12 615 010 руб. (3.4)

5) Единовременные затраты, связанные с проектированием системы:

Зед=5 075 000 руб. (3.5)

6) Расчет годового экономического эффекта свидится к формуле:

Эгз*(1+Ку)-Ен*(Зедб*Р/100) ((3.6)  
Эг=2 362 500*(1+0,7)-0,4*(5 075 000-12 615 010*8,55/100)=2 417 683,342 руб.

где Ен – нормативный коэффициент эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости). Принимаем для ERP-систем нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных затрат (инвестиций) в народном хозяйстве равным 0,4.

Полученные значения представлены в таблице 3.3.

Таблица 3.3 – Расчет эффективности внедрения АСОИУ. Вариант 1.

Показатели Значения
Коэффициент условно-постоянных расходов, % 0,7
Экономия заработной платы, тыс. руб. 2 362
Прирост производительности труда, % 8,55
Балансовая стоимость средств, тыс. руб. 12 615,01
Затраты на проектирование системы, тыс. руб. 5 075
Годовой экономический эффект, тыс. руб. 2 417,683

Внедрение предлагаемой программы может дать предприятию ощутимую экономию средств. Помимо приведенных прямых потерь, связанных с низким качеством работы действующей программы, имелись и неизменяемые потери.

Штат ИТ специалистов можно снизить с 20 до 7 человек, из которых 4 будут системных администратора, а 3 программиста. Это позволит экономить фонд заработной платы специалистов в области информационных технологий в год на 2 640 000 руб.

Предлагаемый продукт бесперебойно поддерживает функции снабжения и управления запасами, используемые в различных хозяйственных операциях. Ключевые элементы: Закупка материалов, Управление запасами, Управление складами, Контроль счетов, Оценка запасов материала, Аттестация поставщика, Обработка работ и услуг, Информационная система закупок и информационная система управления запасами. Введенные данные моментально отражаются и специалистам не нужно терять время на то, чтобы программа обработала данные.

Внедряемая система позволяет проводить анализ актуальных данных, не нарушая работу системы и других пользователей, в то время как действующая программа не дает проводить такой анализ без ощутимого воздействия на конечного пользователя и систему в целом.

Проведем второй метод расчета годового экономического эффекта от внедряемой системы.

Годовой экономический эффект рассчитывается по формуле:

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru руб., (3.7)

где Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – годовой экономический эффект;

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – годовая себестоимость эксплуатации действующей системы управления производством на предприятии;

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – годовая себестоимость эксплуатации EPR-системы (SAP R/3) управления планирования ресурсов предприятия;

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – восстановительная стоимость технических средств системы действующего производства;

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – стоимость затрат на внедрение ERP-системы (разработка, покупка комплектующих, изготовление и монтаж арматуры, внедрение и др.);

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных затрат (инвестиций) в народном хозяйстве.

Принимаем для ERP-систем нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных затрат (инвестиций) в народном хозяйстве равным 0,4 и нормативный срок окупаемости инвестиций составит 2,5 года.

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru года. (3.8)

Расчет капитальных затрат (инвестиций) на осуществление проекта производится по следующей формуле:

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru руб., (3.9)

где Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – затраты на покупку ERP-системы;

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – затраты на проектирование системы;

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – затраты на монтаж системы;

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – затраты на эксплуатационное обслуживание.

Таблица 3.4 - Расчет затрат на покупку и изготовление основных средств системы

№ п/п Вид оборудования и технические средства Цена за ед., тыс.руб. Кол- во, шт. Сумма, тыс.руб.
Программное обеспечение SAP R/3, лицензии на ПО, документация
Оборудование и технические средства для вычислительного центра: - концентратор 8-ми портовый - маршрутизатор - стойка серверная -источники бесперебойного питания - сетевые фильтры - стабилизаторы напряжения - системы охлаждения для серверных станций     0,5         7,5
Компьютеры и другие вычислительные средства на вычислительный центр и в подразделениях предприятия: - сервер -компьютеры -программное обеспечение для сервера -программное обеспечение для компьютеров      
Базы данных
  Итого:     12244,5

Затраты на проектирование составят 5075 тысяч рублей, затраты на монтаж, эксплуатационное обслуживание системы составят 220 тысяч рублей.

Расчет затрат на покупку и изготовление основных средств системы проведен табличным методом и представлен в таблице 3.4.

Расчет капитальных затрат (инвестиций) на осуществление проекта:

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru тыс.руб. (3.10)

Затраты на осуществление проекта составят 17 539 500 рублей.

Годовая себестоимость по проекту рассчитывается по формуле:

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru руб., (3.11)

где Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – затраты на материалы и комплектующие;

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – фонд оплаты труда;

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – затраты на энергоресурсы;

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – отчисления в социальные фонды;

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – амортизация;

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – накладные расходы.

Расчет затрат на материалы и комплектующие приведён в таблице 3.5.

Таблица 3.5 - Расчет годовых затрат на материалы

№ п/п Вид материала Цена за ед. Количество, шт. Сумма, тыс.руб.
Запасные части для ремонта -
Компьютеры
Потери по материалам при эксплуатации АСОИУ, % - 3,51
Всего: 120,51

Принимаем затраты на материалы и комплектующие внедряемой системы равными 120 510 руб.

По данным предприятия затраты на материалы и комплектующие равны 310 760 рублей.

По данным предприятия затраты не энергоресурсы действующей системы в год составляют приблизительно 1 036 000 рублей.

Годовая потребность внедряемой системы по электроэнергии равна 446400 кВт*ч. Цена за 1 киловатт в час равна 2 рублям.

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru руб., (3.12)

где Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – годовая потребность системы по электроэнергии;

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – цена за 1 киловатт в час.

Расчет годовых затрат на энергоресурсы:

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru руб., (3.13)

где Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – затраты на другие энергоресурсы.

Расчет затрат на оплату труда:

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru руб., (3.14)

где Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – численность работников обслуживающих систему автоматизированной обработки производственной информации;

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – средняя месячная зарплата одного работника.

Численность работников по проекту 4 системного администратора (с месячной зарплатой 25000 руб.) и 3 программиста (с месячной зарплатой 40000 руб.). Численность работников действующей системы 20 человека. Средняя месячная зарплата одного работника действующей системы: 22000 рублей (по данным предприятия).

Зарплата с отчислениями с учетом «отпускных» равна:

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru руб., Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru руб (3.15)

Расчет отчислений в социальные фонды:

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru руб., Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru руб., (3.16)

где Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – процент отчислений от фонда оплаты труда.

Процент отчислений составляет 26 % от фонда оплаты труда.

Расчет амортизационных отчислений:

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru руб., Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru руб., (3.17)

где Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – балансовая стоимость;

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – средняя годовая норма амортизации;

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – цена покупки оборудования;

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – затраты на транспортировку;

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – затраты на монтаж.

По балансовой стоимости рассчитывают амортизацию в течение всего времени эксплуатации (срок службы) оборудования в производстве (до списания).

Амортизация - это способ перенесения стоимости оборудования (основных фондов) на себестоимость продукции по нормам годовых амортизационных отчислений. Если средняя годовая норма амортизации равна 10%, то срок службы равен 10 годам:

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru руб. Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru руб. (3.18)

где Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru – срок службы.

По данным предприятия балансовая стоимость равна 610 542 000 рублей, восстановительная стоимость технических средств действующей системы планирования ресурсов предприятия равна 9 811 558,4 рублей, средняя годовая норма амортизации равна 10%.

Расчет показателей экономической эффективности проекта - student2.ru тыс. руб. (3.19)

Для автоматизированных систем среднегодовая норма амортизации системы равна 30%.

Наши рекомендации