Составление бюджета коммерческих расходов
Бюджет коммерческих- расходов составляется в таблице 9.
Таблица 8 – Исходные данные к расчету задания №3 «Бюджет коммерческих расходов
Наименование | Вариант 18 |
Комиссионные по видам работ, % | Ежемесячно |
- доставка собственным транспортом, % | |
- премиальные, % | |
- прочие переменные, % | 0,7 |
- Постоянные коммерческие расходы, тыс.руб. | |
в том числе: - оклады торговых агентов | |
- командировочные | |
- прочие | |
Амортизация, тыс.руб. |
Методика расчета таблицы:
Первая строка таблицы 9 заполняется по таблице 5.
Для расчёта коммерческих расходов заданы нормативы в процентах от объёма продаж. Коммерческие расходы рассчитываются в стоимостном выражении и вписываются в таблицу 9.
Суммарная ставка переменных коммерческий расходов равна 2+2+0,7=4,7, таким образом, планируемые переменные коммерческие расходы можно посчитать следующим образом:
Январь: 27733,85 х 4,7% = 1251,79 тыс.руб,
Февраль: 26930 х 4,7% = 1265,72 тыс.руб.
Март: 29161,16 х 4,7% = 1370,57 тыс.руб.
3 Планируемые постоянные коммерческие расходы заданы фиксированной суммой на начало января, в том числе по элементам. Расчёты плана на другие месяцы выполняются с учётом ожидаемой инфляции:
Рком1 = Ркомнм х Iинф1 (6)
Рком2 = Рком1 х Iинф2 или Рком2 = Ркомнм х Iинф2
где Р ком 1; Р ком 2 - расходы коммерческие на конец января и февраля, руб;
Iинф - индекс инфляции на соответствующий месяц.
Оплата торговых агентов:
Рянв = 10 тыс.руб,
Рфевр = 10 х 1,006 = 10,06 тыс.руб,
Рмарт= 10,06 х 1,006 = 10,12 тыс.руб.
Командировочные расходы:
Рянв = 21 тыс.руб,
Рфевр = 21 х 1,006 = 21,13 тыс.руб.,
Рмарт = 21,13 х 1,006 = 21,25 тыс.руб.
Прочие постоянные расходы :
Рянв = 5 тыс.руб,
Рфевр =5 х 1,006 = 5,03 тыс.руб.,
Рмарт = 5,03 х 1,006 = 5,06 тыс.руб.
4 Общие планируемые коммерческие расходы определяются как сумма переменных и постоянных расходов.
5 Из общих планируемых коммерческих расходов следует вычесть амортизационные отчисления, так как они не являются затратами текущего периода.
6 Определяется сумма к выплате по коммерческим расходам как разность между общими планируемыми коммерческими расходами и амортизационными отчислениями.
Январь: 1287,79-5=1282,79 тыс.руб.
Февраль: 1301,94-5=1296,94 тыс.руб.
Март: 1407,01-5=1402,01 тыс.руб
7 Результаты расчётов сводятся в таблицу 9 и подводятся итоги на плановый год.
Таблица 9 – Бюджет коммерческих расходов на плановый год.
Наименование | Предплановый год (факт) | Месяц планового года | План года | |||||||||||
Запланированные продажи, тыс.руб. | 26633,9 | 26930,3 | 29161,2 | 27787,0 | 32003,0 | 32195,1 | 31428,9 | 30925,1 | 29316,6 | 39100,4 | 35853,3 | 35955,6 | 377290,4 | |
Ставки переменных коммерческих расходов на 1 руб.продаж, %: | ||||||||||||||
Доставка собственным транспортом, % | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | ||
Премиальные | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | ||
Прочие переменные расходы | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | |
Итого планируемые переменные коммерческие расходы | 12713,50 | 1251,79 | 1265,72 | 1370,57 | 1305,99 | 1504,14 | 1513,17 | 1477,16 | 1453,48 | 1377,88 | 1837,72 | 1685,11 | 1689,91 | 17732,65 |
Планируемые постоянные коммерческие расходы, тыс.руб. в том числе | 432,00 | 36,00 | 36,22 | 36,43 | 36,65 | 36,87 | 37,09 | 37,32 | 37,54 | 37,76 | 37,99 | 38,22 | 38,45 | 446,55 |
реклама и продвижение товара | ||||||||||||||
маркетинг | ||||||||||||||
оклады торговых агентов | 120,72 | 10,00 | 10,06 | 10,12 | 10,18 | 10,24 | 10,30 | 10,37 | 10,43 | 10,49 | 10,55 | 10,62 | 10,68 | 124,04 |
коммандировочные расходы | 253,51 | 21,00 | 21,13 | 21,25 | 21,38 | 21,51 | 21,64 | 21,77 | 21,90 | 22,03 | 22,16 | 22,29 | 22,43 | |
прочие постоянные расходы | 60,36 | 5,00 | 5,03 | 5,06 | 5,09 | 5,12 | 5,15 | 5,18 | 5,21 | 5,25 | 5,28 | 5,31 | 5,34 | 62,02 |
Итого планируемые коммерческие расходы тыс. руб | 13145,50 | 1287,79 | 1301,94 | 1407,01 | 1342,64 | 1541,02 | 1550,26 | 1514,47 | 1491,02 | 1415,65 | 1875,71 | 1723,32 | 1728,36 | 18179,19 |
Амортизация тыс.руюб | 60,00 | 5,00 | 5,00 | 5,00 | 5,00 | 5,00 | 5,00 | 5,00 | 5,00 | 5,00 | 5,00 | 5,00 | 5,00 | 60,00 |
Итого к выплате по коммерческим расходам, тыс.руб | 13085,50 | 1282,79 | 1296,94 | 1402,01 | 1337,64 | 1536,02 | 1545,26 | 1509,47 | 1486,02 | 1410,65 | 1870,71 | 1718,32 | 1723,36 | 18119,19 |
Вывод:
Рост переменных коммерческих расходов равен росту запланированных продаж т.е. 39,5%. Постоянные коммерческие расходы в планируемом периоде увеличатся на 3,4%, на их рост влияет инфляция. Общий рост коммерческих расходом в плановом периоде по сравнению с отчетным составляет 38,9%.
Планирование бюджета производства
Бюджет производства показывает, какое количество продукции необходимо произвести фирме в каждом плановом месяце и за весь плановый период (год), если известны величины спрогнозированного объёма продаж, и заданы остатки готовой продукции на конец и начало планового периода. Для расчёта бюджета производства по месяцам и за весь плановый год составляется таблица 10.
Методика расчёта таблицы 10:
1 Запланированные продажи в натуральных единицах переносим в таблицу 10 из таблицы 5 (это первые три строки).
2 Рассчитываем желаемый запас готовой продукции на конец периода, в размере 10% от объёма продаж последующего месяца.
Январь: 17 х 10% =1,7 тыс.ед.
Февраль: 19 х 10% =1,9 тыс.ед.
Март: 19 х 10% = 1,9 тыс.ед.
3 Рассчитываем запланированный запас продукции на начало периода, который определяется переносом («ёлочкой» в обратном направлении) с конца предыдущего месяца на начало следующего месяца.
Январь = 1,7 тыс.ед..
Февраль = 1,7 тыс.ед.
Март = 1,9 тыс.ед.
4 Определяем количество единиц продукции по видам, подлежащих изготовлению Кпр.i.
(7)
где - запланированные продажи i - вида продукции, единиц;
Зкон i - запас i- готовой продукции на конец каждого месяца;
Знач i - запас i - продукции на начало каждого месяца.
Кпр.янв = 17+1,7-1,7=17 тыс.ед.
Кпр.февр = 17+1,9-1,7=17,2 тыс.ед.
Кпр.март. = 19+1,9-1,9=19 тыс.ед..
Итоги запасов по горизонтали за плановый год по видам продукции не подводим, так как это переходящие остатки (сальдо), а они будут равны итогу на конец декабря. Разные виды продукции по вертикали также не суммируются, так как продукция разных видов в натуральных единицах не суммируется. Можно суммировать продукцию только в денежном выражении.
5 Итоги в таблице 10 по горизонтали подводятся только по видам продукции по разделам: «Запланированные продажи, единиц» и «Количество единиц продукции, подлежащих изготовлению».
Вывод:
Рост переменных коммерческих расходов равен росту запланированных продаж т.е. 39,5%. Постоянные коммерческие расходы в планируемом периоде увеличатся на 3,4%, на их рост влияет инфляция. Общий рост коммерческих расходом в плановом периоде по сравнению с отчетным составляет 38,9%.
Таблица 10 – Бюджет производства на плановый год.