Классификация доходов и расходов гос. бюджета. Исполнение бюджета

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Бюджетная классификация РФ включает:
1) классификацию доходов бюджетов РФ;
функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
2) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
3) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
4) классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
5) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;
6) классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;
7) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетная классификация РФ в части классифик. доходов бюджетов РФ, функциональной классифик. расходов бюджетов РФ, экономич. классифик. расходов бюджетов РФ, классифик. источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классифик. видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга, классифик. источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, классифик. видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления при утверждении бюдж. классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюдж. классификаций, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классифик. РФ.
Построение бюджетной классифик. регламентируется Федеральным Законом от 05/08/2000г. №115-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон О бюджетной классифик. РФ (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 07/07/2000г.) Этот документ обеспечивает общероссийскую сопоставимость показателей бюджетов.

Исполнение бюджета — наиболее ответственный этап бюджетного процесса. На этом этапе обеспечивается сбор запланированных доходов и осуществляются расходы в соответствии с разработанной экономич. и социальной политикой. Поэтому исполнение бюджета состоит из двух параллельных процессов — сбора доходов и осуществления расходов.

Исполнение бюджета основывается на принципе единства кассы. Этот принцип означает зачисление всех доходов на единый счет бюджета и осуществление всех расходов с этого единого счета.

При исполнении федерального бюджета по доходам обеспечивается:

  • перечисление всех доходов на единый счет;
  • распределение регулирующих налогов в соответствии с утвержденным бюджетом;
  • учет доходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение федерального бюджета по расходам предусматривает:

  • составление и утверждение сводной бюджетной росписи;
  • утверждение уведомлений о бюдж. ассигнованиях и их доведение до распорядителей и получателей бюдж. ср-в;
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюдж. обязательств до распорядителей и получателей бюдж. ср-в;
  • принятие денежных обязательств получателями бюдж. ср-в;
  • подтверждение денежных обязательств, принятых получателями бюдж. ср-в со стороны Федерального казначейства;
  • расходование ср-в.

1. Исполнение федерального бюджета, как и бюджетов других уровней, обеспечивается на основе бюджетной росписи. Она подготавливается главным распорядителем бюдж. ср-в с разбивкой по получателям ср-в на основе функциональной и экономич. классификаций расходов. Бюджетная роспись составляется с поквартальной разбивкой и представляется в Министерство финансов.

Министерство финансов на основе бюдж. росписей главных распорядителей бюдж. ср-в подготавливает сводную бюджетную роспись, которая должна быть составлена в течение 15 дней после утверждения федерального бюджета.

2. В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи Федеральное казначейство доводит показатели росписи до распорядителей и получателей бюдж. ср-в. Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюдж. ассигнованиях.

Уведомление о бюдж. ассигнованиях не представляет бюджетополучателям права принятия обязательств по осуществлению платежей. Это значит, что они еще не могут заключать договоры на приобретение товаров и оплату услуг.

3. Федеральное казначейство принимает на себя бюджетные обязательства и выделяет главным распорядителям лимиты бюдж. обязательств.

Бюджетное обязательство — признанная Федеральным казначейством обязанность совершать расходование бюдж. ср-в. Эта обязанность возникает на основе закона о бюджете и сводной бюджетной росписи.

Лимит бюдж. ср-в — это объем бюдж. обязательств, утверждаемый для конкретного распорядителя и конкретного получателя бюдж. ср-в в соответствии со сводной бюджетной росписью.

Лимиты бюдж. обязательств федерального бюджета формируются на период до 3 мес.. Они утверждаются Федеральным казначейством как подразделением Минфина.

Распределение бюдж. обязательств между распорядителями и получателями ср-в утверждается главными распорядителями бюдж. ср-в. Утвержденные лимиты бюдж. обязательств доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей ср-в Федеральным казначейством в форме уведомления о лимите бюдж. обязательств федерального бюджета.

4. Имея уведомление о лимите бюдж. обязательств, получатели бюдж. ср-в могут осуществлять расходы в пределах выделенных им ср-в. Иными словами, они принимают на себя денежные обязательства, т. е. заключают договоры на приобретение товаров и оплату услуг, составляют платежные док-ты и передают их в Федеральное казначейство.

5. Федеральное казначейство проверяет правомочность получателя бюдж. ср-в осуществлять конкретные виды расходов. Ср-ва могут расходоваться лишь в пределах выделенных лимитов бюдж. обязательств.

6. Осуществляется расходование бюдж. ср-в, т. е. их списание с единого счета бюджета в пользу конкретных организаций.

Федеральное казначейство вправе осуществлять блокировку бюдж. ср-в.

Блокировка расходов бюджета — это сокращение лимитов бюдж. обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, либо отказ в подтверждении принятых бюдж. обязательств, если бюджетные ассигнования выделялись на определенных усл., оказавшихся невыполненными.

Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении органами гос. фин. контроля фактов нецелевого исп. бюдж. ср-в.

Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов не более чем на 5%, министр финансов вправе самостоятельно принять решение о сокращении расходов федерального бюджета.

Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов более чем на 5%, но не более чем на 10%, то правительство РФ может самостоятельно принять решение о сокращении расходов федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. В этот день прекращают действовать лимиты бюдж. обязательств.

Принятие бюдж. обязательств завершается до 25 декабря. Федеральное казначейство обязано оплатить до 31 декабря принятые и подтвержденные бюджетные обязательства.

После окончания фин. года остаток ср-в на едином счете федерального бюджета подлежит зачислению в доходы бюджета нового фин. года.

Наши рекомендации