Определение прибыли строительной организации путем расчета бюджета доходов и расходов. Основные принципы формирования бюджета доходов и расходов.

Основные принципы и методы планирования.

Принципы планированияопределяют характер и содержание планирования деятельности в организации. Правильность соблюдения принципов планирования обеспечивает правильность организации процесса планирования:

1. принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Понятие «системы» означает существование совокупности элементов, взаимосвязь между ними, наличие единого направления развития элементов системы ориентированного на общие цели предприятия;

2. принцип непрерывности выражается:процесс план-я должен осущся постоянно, разраб-ные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу

3. Понятие гибкости связано с понятием непрерывности и заключается в предании плану и самому процессу планирования способность менять свое направление в связи с возникновением непредвиденного обстоятельства. Планы необходимо составлять так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с меняющимися внутр и внеш условиями;

4. принцип точности – планы должны быть детализированы и конкретизированы в той степени, в какой позволяют внутренние и внешние условия деятельности фирмы;

5. принцип участия тесно связан с принципом единства и означает, что каждый работник предприятия становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемым им функциям. Процесс планирования должен привлекать к себе всех, кого он непосредственно затрагивает.

Методы планирования

Методы планирования – совокупность способов, приемов или операций плановых технико-экономических расчетов и обоснований, плановых заданий и показателей. Способ получить плановую цифру.

нормативный – сущность заключается в том, что на основе заранее устраненных нормативных и технико-экономических нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и их источниках. Подобными нормативами служат: ставки налогов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребностей в общих средствах. Система норм и нормативов включает в себя: федеральные; нормативы отдельных субъектов РФ; нормативы, принятые на предприятии; отраслевые нормативы.

Норма – регламентированная абсолютная величина расхода ресурсов на единицу продукции по отношению к выполненной единице работы.

Норматив – относительный показатель расхода каких-либо ресурсов в пересчете на другую единицу (кроме производственных работ).

расчетно-аналитический – состоит в том, что на основе анализа показателя, принимаемого за базу его расчета и индексов его изменения в плановом периоде, рассчитывается плановая величина его изменения этого показателя.

Фактическая данная за предыдущий период --- оценка динамики данных за предыдущий период --- оценка перспективы --- расчетно-плановые показатели.

Данный метод применяется при отсутствии технико-экономических нормативов, а взаимосвязь между ними может быть установлена не прямо, а косвенно не основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит применение экспертной оценки.

Также этот метод используется при планировании прибыли и доходов, при определении суммы отчислений от прибыли в различные фонды;

балансовый – посредством построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Этот метод применяется при планировании и распределении прибыли и др. финансовых ресурсов, при планировании поступлений средств в различные финансовые фонды. Остаток на нач+поступ-я=расходы+остаток на конец.

экономико-математическое моделирование – позволяет выявить количественное выражение взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами, их определяющими.

Функциональная связь выражается уравнением вида:

y = f(x), где у – показатель х – множество факторов

Особую роль играет определение периода исследования. Важно, чтобы исходные данные были однородными, так как при большом периоде исследования экономические закономерности существенно изменятся ( данные финансовой деятельности предприятия за 3-5 лет).

ЭкономМатемМодел-е позволяет перейти к планированию от средней величины в оптимальным.

В условиях рыночных отношений предприятие самостоятельно разрабатывает свои планы, определяет перспективы развития предприятия с целью достижения максимальных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В связи с этим наибольшее внимание уделяется выявлению внутренних резервов предприятия, эффективному использованию всех ресурсов и оптимизации процессов производства и труда.

Система планов предприятия и их взаимосвязь.

Результатом процесса планирования является система планов. План включает в себя основные показатели деятельности предприятия, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. Сложность процесса обуславливает комплексный характер системы планов. Система планов может быть поделена на несколько элементов:

· стратегическое планир-е предусматр-ет разраб-ку глобальных целей развития предпр-я в отдаленной перспективе с учетом неконтролируемых факторов внеш среды: политич соб-й, инфляции, безработицы и т п Здесь устанав-ся глав цели и важнейшие рез-ты деят-т и предпр-я при условии сохран-я действующей политики. Затем их срав-ют с рез-ми, кот-ые д б получены при достиж-ии уровня поставленных целей и выявляют резервы. Сущ-ет неск-ко вар-тов стратегич-их планов раз-тия предпр-я:

-суммативный (главный) – основ цели, направ-я и стратегии развития

=функциональный – отображает новые направ-я деят пред-я без учета его отдельных подразд-ний для оптимального распред-я матер-ых, трудовых и финн ресурсов в перспективе

=экономический – по возмож-ти конкретизирует сумматив план в показателях прибыли,рентаб-ти, оборота, инвестиций, доли рынка, а также показывает направ-я и способы конкуренции, возмож-ые послед-я реализации различных стратегий.

=план развития предприятия – мероп-я по перестройке и совершенст-ю его структуры и сис-мы управ-я в связи с реализ-ей суммативного плана.

· Тактическое планирование сориентировано во исполнение определенной задачи, которая возникает перед банком и сформулированное в стратегическом плане. Такие задачи большей частью имеют средне- и краткосрочный характер. В тактическом плане формулируются способы достижения целей и решение конкретных задач в каждой функциональной сфере банковской деятельности (финансы, организация, кадры, маркетинг и т.п.).Тактическое планирование реализуется в форме конкретного плана действий, в котором перечислены основные мероприятия, дать завершения определенных этапов работы, конкретные исполнители и уровень их ответственности, а также финансовые результаты, которые их запланировано получить. Внедрение новых программ и проектов, разработка новых видов услуг или финансовых инструментов, расширение сети филиалов, выход на новые рынки - все эти задачи нуждаются в подробном тактическом плане, который определяет последовательность действий, конкретные сроки и исполнителей. Тактический план может использоваться как на уровне отдельных подразделов, отделений, так и на уровне банковского учреждения, в зависимости от характера поставленной задачи.

Оперативное планирование направлено на решение конкретных вопросов деятельности банка в краткосрочном периоде. Целью оперативного планирования есть обеспечения бесперебойной, ритмической, сбалансированной работы банка как во временном разрезе (по дням, неделям, месяцам), так и в разрезе его структурных подразделов. Оперативные планы разрабатываются на основе стратегического и тактического планов деятельности банка и зависят от принятой стратегии управления, структуры потенциала, системы управления.Макси-ная продолж-ость временного горизонта для оперативного план-ия ограничивается одним годом. Такие планы также составляются на полугодие, квартал, месяц, декаду. Оперативные планы имеют высокую степень детализации плановых показателей, перечень которых зависит от временных границ его реализации. Оперативный план в пределах месяца более детализирован и конкретизирован, для длительных периодов могут использоваться укрупненные показатели.

В зависимости от продолжительности периода планирования выделяют такие его виды:

Долгосрочное 10-15;

среднесрочное;3-5

краткосрочное.1

Общефирменное, краткосрочное и тактическое планирование отражают существующую в настоящий момент ситуацию на рынке и определяют ежегодный производственный план. Это планирование, охватывающее значительно меньший промежуток времени (обычно не более 1 года), стремится оценить текущие перспективы бизнеса и в соответствии с ними планировать деятельность предприятия, чтобы наиболее экономично и с максимальным доходом использовать собственные ресурсы предприятия с учетом потенциальных возможностей рынка. Хотя текущее планирование составляется в финансовых показателях, он в основе своей связан с планированием эффективного и приносящего прибыль использования людских, материальных, финансовых ресурсов бизнеса в рассматриваемом периоде и утверждается как реальная программа деятельности фирмы.

Программы обычно определяют развитие одного из важнейших аспектов жизни организации:

· программы по совершенствованию технологий;

· программы организации контроля качества;

· программы выхода на новый рынок.

Проекты ориентируются на определенный аспект жизнедеятельности развития организации. В проектах реализуется совокупность идей и замыслов предпринимательского характера. Они имеют установленную стоимость выполнения, включая технический и финансовый характеры. Т.е. отличается высоким уровнем конкретности. До последнего времени они были связаны с созданием и продвижением на рынок новой продукции и услуги фирмы.

4. Операционные (производственные) и финансовые бюджеты и их взаимосвязь. Структура сводного (генерального) бюджета строительной организации.Операционный и финансовый бюджет. С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности заключается в построении генерального бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных оперативного и финансового бюджетов. Подробный генеральный бюджет описывает в структурированной форме ожидания менеджера относительно продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. Обычно генеральный бюджет содержит прогноз о прибылях и убытках, прогноз балансового отчета, прогноз отчета о движении денежных средств. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план – норму. В конце играет роль измерителя, позволяющего руководителю сравнивать полученные результаты с запланированными. Укрупненный генеральный бюджет состоит из 2-х частей: 1) операционный бюджет и 2) финансовый бюджет. В свою очередь операционный бюджет включает в себя: - бюджет продаж; - бюджет производства; - бюджет прямых материальных затрат (бюджет затрат сырья и материалом); - бюджет прямых затрат труда; - бюджет производственные НР; - бюджет сбытовых и административных расходов (бюджет коммерческих и управленческих расходов). Финансовый бюджет включает в себя: - прогнозный отчет о прибылях и убытках (Б. Доходов и расходов); - прогнозный отчет о движении денежных средств; - прогнозный бух баланст (Б. формирования и распределения финансовых ресурсов). Структура генерального бюджета:Главные шаги при подготовке бюджета (генерального): 1) спрогнозировать объем продаж; 2) определить ожидаемый объем производства;

3) рассчитать производственные издержки и операционные затраты;

4) определить денежный поток другие финансовые параметры;

5) сформулировать прогнозные финансовые документы.

5. Годовая производственная программа строительной организации: общие принципы формирования и пример расчета.План СМР состав-ся в целом по орг-ии и каждому подразд, по источникам фин-ия, по заказчикам и объектам стр-ва. Осн задачей планирования стр пр-ва яв-ся обес-ние ввода в действие объектов и мощностей, а также высокоэкономичной эффек-ти работы стро-ых орга-ций. План стро-го пр-ва яв-ся цент-ым разделом годового плана стр-ой орг-ии и служит основой для разработки всех других его разделов. Основным содержанием этого раздела являются планы по вводу в действие произ-ых мощностей и объектов стр-ва. Т.к. выпо-е этих планов связано с деят-ю многих орг-ций, то в плане пр-ва выделяют СМР, вып-ые соб-ми силами и привлеченными орг-ми (субподрядные СМО). Смета на стр-во яв-ся осн-м документом на весь период стр-ва (плановый документ) Непосредственно на ее основе осуществляется планирование капитальных вложений и СМР. Наряду с разработкой плана пр-ва в стоимостном выражении (по сметной стоимости), для определенных потребностей данной организации в трудовых и материальных ресурсах, объем СМР определяется в натуральных показателях (кв.м.. куб. м.). При планировании произв-й программы нужно учитывать прогнозные изменения цен, условия договоров подряда, нормативные сроки строительства объектов и др. В СМО произ-ые программы составляет перечень объектов строительства, сроки ввода в действие мощностей. Сроки сдачи заказчику этапов стр-ва, а также объемы СМР, подлежащие вып-ю в планируемом периоде. План стр-го пр-ва (производственная программа) состоит из планируемых (задаваемых руководством)и расчетных показателей. При разработке плана стр-го про-ва исп-ют инф-ю о заключенных заказчиками договорах подряда на капитальное строительство, проектно-сметную документацию, ППР, сетевые и календарные графики производства СМР, планы технического развития.

В план стр-го пр-ва включаются объекты, обеспеченные проектно-сметной документацией; финансированием (за счет собственных и заемных средств); технологическим, энергетическим и другим оборудованием; конструкциями и материалами. Разработке пр-ой программы на планируемый период обычно предшествует анализ выполнения плана производства за предшествующий базовый период, а также ожидаемый расчет выполнения плана. Планирование СМР в физическом выражении. Для определения трудоемкости и материалоемкости строительного производства СМО должны располагать информацией о физическом объеме СМР в плановом периоде. Эта информация нужна для того, чтобы рационально распределить по времени отдельные виды работ, не допуская чрезмерного сосредоточения аналогичных работ в каком-то промежутке времени. Неравномерное распределение физического объема работ СМО в отдельные периоды может привести к неритмичной работе. По материалам технической части проектной документации производят выборку и составляют ведомость физического объема СМР. Сведения в этой ведомости приводят по всем строящимся объектам, после чего составляют графики выполнения работ в целом по организации, по каждому объекту, этапу строительства, а также по исполнителям. Графики учитывают сроки выполнения работ по объектам и по исполнителям. Планирование СМР по исполнителям. В целях повышения эффективности управления всеми организациями, предприятиями, транспортными хозяйствами, работающими на объектах составляются графики работ на объектах (сетевые, календарные). В этих графиках приводят последовательность и объем работ, подлежащих выполнению каждым исполнителем. На основе этих графиков составляют сводный календарный план СМР на объекте.

Генеральные подрядчики в соответствии со сметной документацией и сводным календарным планом СМР составляют по каждому объекту перечень-комлекс работ, подлежащих выполнению каждой субподрядной организацией с указанием объема работ в физическом и денежном выражении и с распределением по кварталам. Их обязательно согласуют с субподрядными организациями. Важным условием достоверности и реальности плановых показателей является изучение и анализ производственной деятельности СМО по показателям ввода в действие объектов, выполненным и сданным объемам СМР, НСП, использованию мощностей данной СМО. После подробного анализа и характеристики выполнения плана приступают к выявлению причин, вызвавших отклонение от плана. Для определения производственной программы текущего года в поквартальном разрезе, изучают ритмичность производства работ в предплановом периоде, а также ПОС и ППР.

6 Планирование накладных расходов строительной организации:
основные разделы плана, нормативная база и методы планирования.

Планирование НР в стр. организации.

В строительстве НР связваны с обеспечением общ. условий стр. Производства. При составлении смет величин НР определяется косвенным путем, т.е. установление нормы по отношению к прямым затратам или по отношению к основной з/п произв. рабочих.

К НР отн-ся адм.-хоз. расходы, расходы на обслуживание работников в стр-ве, на организацию на стр. площадках и прочие НР. Смета НР составляется по организации в целом.

Исходными данными для ее разработки служат:

-сметный лимит НР определяемый исходя из объемов и структуры СМР, выполненных собств. силами и установленных норм НР. -суммы НР по подсобным производствам и в проч. Хозяйстве, находящемся на балансе стр. организации. -Отчисления субподрядчиков на возмещение части НР генподрядчикам.

Общ. сумма НР относится соответственно на стоимость СМР выполненных собственными силами, на стоимость продукций подсобных производств, на проч.хоз-ва, а также на счет работ выполненных субподрядной организацией. В отличии от ПЗ, НР связаны с выполнением не отдельных конструктивных элементов здан. и сооруж., а со всем комплексом работ, выполненных стр. организацией.

НР составляют значит. долю всех издержек стр. пр-ва., поэтому их величина оказывает существ. влияние на цену стр. продукции и уровень себест-ти СМР. В плане НР не только определяют предплоаг. размер или лимит НР, но и орп-ют размер этих расходов по отдельным статьям.

Как правило стр. орг-и сост. смету НР на год. В эту смету вкл.все НР независимо от источников их покрытия.

В общую смету вкл. НР подсобных производств и обслуживающих хозяйств, а также долю НР оплачиваемая субподряд. орг-ми генподрядчику.

Система норм НР:

1. укрупненные нормативы по осн.видам стр-ва.Целесообразно исп-ть для разработки инвестор .смет, на стадии подг-ки тендер. докум-и при провед-и подряд. работ.

2.Нормативы по видам СМР.Следует применять на стадии разработки рабоч. проект. смет. докум-и, а также при расчетах за выполненные работы.

3.Индивид.нормы НР для конкретных СМР или иной стр.орг-и. Опр-ся на основе расчета расчет.затрат необх.дя упр-я,орг-и и обслуж-я процесса произ-ва стр. работ и должны учитывать реальн. усл-я конкр. стр-ва отлич-ся от усредн-х, укруп-х нормативов НР. Расчет индив.норм НР целес-но осущ-ть мет-ом пост.калькулирования, представляющим расчет массы НР для конкр.подряд. орг-й расчет-аналог.мет-ом по статьям затрат с отнесение ее ФОТ рабочих-строителей и мех-ов.

4.Предельные нормы НР на монтаж., стр-ые, спец.строит-е работы предприятия для опр-я работ в базисн.ур-не цен.

НР норм-ся косвен.способом в % от выбранной базы исчисления.

1 вар-т стр-ва на оплату труда раб-х, мех-ов в составе ПЗ.

2 вар-т смет.ст-ти ПЗ в базис.ур-не цен.

Ресурсный метод, когда в процессе сост-я локал.смет стр-ва на оплату труда рабочих опред-ны в текущ.ур-не цен, вел-на НР м.б. опр-на.

На стадии проекта На стадии проект.докум-и

Н=(З*Нс)/100 1.Н=(З*Нп)/100

3.на стадии раб док по видам работ Н=сумма от n до i (З*Нрi)/100

З-ср-ва на оплату труда рабочих стр-ей и мех-ов, учит. в сост.ПЗ лок.сметы,руб.

Нс-укруп.норматив Нр по видам стр-ва.

Нп-индив.норма НР для подряд.орг-й (%,долях)

Нрi-норматив НР по i-му виду стр-ва в долях,в %

Базисный метод, когда расчет средств на оплату труда рабочих пр-ся на основе смет.вел-ны осн.з/п учтенной в смет,нормат.базе, действующей по сост,на 01.01.91

На стадии разработки проекта На стадии рабоч.докум-и

Н=((Зс+Зм)ИотНс)/100 1.Н=((Зс+Зм)ИотНп)/100

3. Н=Иот/100 сумма (Зс+Зм)*Нрi

Иот-индекс текущего ур-ня средств на оплату труда в стр-ве по отнош. к ур-ню смет.з/п рабочих, учтен.смет.нормами и ценами 01.01.91

Зс, Зм – суммар.по iму виду работ смет.величины осн.з/п рабочих и мех-ов в ур-не смет.цен 01.01.91

n-общ.кол-во работ по данному объекту.

Для вновь образованных орг-й след. исп-ть пред.нормы НР в размере 14,2% от сметПЗ.

В стр.орг-ях сумма НР основ.пр-ва ежемесячно полностью относится на затраты по пр-ву СМР и распред-ся по объектам учета. Т.о. следует планировать и распределять планируемые НР. При исп-и маржин.подхода необх. разделение затрат на пост.и перем. Статьи НР м. разделить на –производ.НР и –адм.-хоз.расходы

Определение прибыли строительной организации путем расчета бюджета доходов и расходов. Основные принципы формирования бюджета доходов и расходов.

Совокупность краткосрочных планов предприятия (до одного года) обычно обозначается термином «бюджет».

Бюджет - детализированный план деятельности предприятия на ближайший период (обычно бюджет формируется сроком на один год), который охватывает доход от продаж, производственные и финан­совые расходы, движение денежных средств, формирование прибыли предприятия.

Бюджет доходов и расходов – основа финансового плана. Он отвечает на вопрос о прибыли предприятия, поэтому при подведении итогов поБДиР специалисты по планированию обяз-но проводят анализ безубыточности и расчет показателей рентабельности.

В бюджете доходов и расходов (прогнозном отчете о прибылях и убытках) необходимо рассчитать прогнозные значения объема реализации, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов и др.

Большая часть исходных данных формируется входе построения операционных бюджетов: в нашем случае - это годовой производственный план, план по выручке и расчет величины накладных расходов. При более тщательном планировании доходов и расходов расчет налогов и обязательных платежей производится отдельно в соответствующих самостоятельных бюджетах и фин.планах.

наим.статьи всего
1.выручка
2.перем.затраты          
Стоимость реализ прод-ции
3. сбыт и админ издержки
4.=маржин-ная прибыль
5.постоянные затраты          
НР  
сбыт-адм.изд-ки
=операц.прибыль
выплаты % за кредит      
=прибыль до налогов
вычет налогов
=чистая прибыль

При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы применяются нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ.Порядок начисления норматива сметной прибыли в сметной документации (и при планировании) зависит от метода определения сметной стоимости строительной продукции и стадийности проектирования.В случае обширной номенкл товаров расчеты ведут укруп-но с разбивкой по товар группам. Для строит орг-ций в БДиР обязат-но д б выделены все объекты стр-ва.

8.Прогнозирование и контроль движения денежных средств. Бюджет движения денежных средств: общие принципы формирования и пример расчета бюджета.Финансовое благополучие предприятия во многом зависит от притока денежных средств, обеспечивающих покрытие его обязательств. Отсутствие минимально необходимого запаса денежных средств указывает на финансовые затруднения. Избыток денежных средств свидетельствует о том, что предприятие терпит убытки, связанные, во-первых, с инфляцией и обесцениванием денег и, во-вторых, с упущенной возможностью их выгодного размещения я получения дополнительного дохода. В этой связи возникает необходимость проведения анализа движения денежных средств на предприятии.Плановый бюджет движения денежных средств (баланс денежных средств).Осуществляя перспективное планирование необходимо составить прогноз движения денежных средств, что позволит увидеть, откуда и когдапоступят денежные средства, а также когда и в каком количестве они будут израсходованы. Цель годового бюджета движения денежных средств дать оценку обпей сбалансированности плана прибылей и убытков и обеспеченности запланированных затрат финансовыми ресурсами (денежными средствами).Сумма денежных средств на начало планируемого периода берется из отчетных балансов активов и пассивов предприятия, а на последующие планируемые периоды из соответствующей строки предшествующего периода.Отчет о движении ден. редств обычно состоит из 4-х главных разделов:1.Раздел по поступлению ден.средств, к-й содержит нач.ден.баланс, поступления платежей от покупателей и дебиторов.2.Раздел по платежам ден.средств, описываемый все платежи кредиторов.3.Раздел, характеризующий чист.ден.поток, представляющий собой разность м/у потоками и оттоками ден.средств.4.Финансовый раздел, в к-м детально учитываются полученные и погашенные заем.ср-ва.Исход. Данные:1.Кампания стремится поддерживать баланс на конец квартала 5000р.2,Объем заем-х средств и выплат по заемным средствам д.б. кратны 500р. %ставка 10%годовых. Получение заемных средств вначале кажд. Квартала, погашение в конце. Планирование выручки осуществляется с учетом времени поступления денежных средств на счет предприятия. Платежи на сторону складываются из: затрат на производство без амортизация оборудования; уплаты налогов, относимых на финансовый результат; затрет на приобретение основных фондов; уплаты процентов за кредит; прироста оборотных средств; погашения кредита; уплаты налога на прибыль и НДС.При нормальных условиях, к-а организация находится на пороге классич.кризиса ликвидности, к-а у нее нет регулярных избытков ден.ср-в, нет резких отклонений от допущений принятых при составлении плана приемлемо составление ежемесячного отчета о движ.ден.ср-в.

9. Понятие прогнозного баланса, его роль в составе комплексного финансового
плана организации

После подготовки бюджета движения денежных средств, зная прогнозное начальное сальдо денежных средств,а также определив чистый доход и сумму капитальных вложений, можно подготовить прогнозный бухгалтерский баланс, который являйся конечным продуктом всего процесса составления бюджета. В процессе формирования прогнозного баланса на предстоящий плановый период отправной точкой при его расчете будет служить фактический баланс на конец предыдущего (предпланового) года или баланс на дату составления плана.

Именно на этом этапе, когда разработан прогнозный баланс, руководство предприятия должно решить, принять предлагаемый генеральный (сводный) бюджет предприятия или изменить планы и пересмотреть отдельные его части.

Баланс подводит итог положению активов и пассивов в определенный момент времени. Обычно баланс составляется на конец финансового года, хотя в принципе может быть подготовлен на любую другую дату. Баланс показывает, сколько компания задолжала поставщикам и сколько ей должны клиенты. Он отражает такие активы, как оборудование и транспортные средства, используемые в бизнесе, и сумму капитала, который вложен в бизнес его владельцами. Баланс сообщает руководителю предприятия:

-Сколько капитала используется в бизнесе. (Какова стоимость бизнеса.)

-Какова ликвидность бизнеса. (Как быстро могут быть активы превращены вналичные деньги.)

-Насколько платежеспособен бизнес. (Какова вероятность, что бизнес можетобанкротиться.)

-Как финансируется бизнес. (Откуда средства поступают, и какую долю в нихсоставляют заемные ср-ва.)

Следует отметить ряд аргументов в пользу составления прогнозного балансового отчета:

-Прогнозный баланс помогает выявить некоторые неудовлетворительные финансовые условия, которые желательно предотвратить

-Прогнозный баланс исп-я как окончательная проверка математической корректности остальных отчетов

-Прогноз баланс позволяет вып-нить расчет различ коэф-тов для финн-го анализа составленного плана

-Прогнозный баланс выявляет будущие ресурсы и обязательства

Именно поэтому завершающей, итоговой формой финансового плана организации является прогнозный баланс, составленный на основе фактического баланса на конец предыдущего года (или на дату составления плана), данных бюджета доходов и расходов (плана прибылей и убытков), а также бюджета движения денежных средств.

Прогнозный баланс отражает предполагаемые результаты экономической и финансовой работы предприятия на предстоящий (плановый) период. В составе документов финансового планирования он выступает в качестве заключительного.

Баланс фирмы представляет собой сводную таблицу, свидетельствующую об источниках капитала и средствах его размещения. В левой ее части представлены активы

предприятия, т.е. материально-денежные средства, которыми оно располагает и которые задействованы в бизнесе. Правая часть баланса - пассивы, представляющие источники получения необходимых средств.

Главное в балансовом методе планирования финансовых показателей - в прогнозировании ключевых статей баланса (наличность, прочие текущие активы -материалы, суммы, подлежащие получению, незавершенное строительство и готовая продукция, основной, акционерный и заемный капитал, а также текущие пассивы, необходимые для нормального функционирования предприятия).

Оборотные средства (иначе текущие активы) превращаются в наличность в рамках года. Две основные части оборотных средств - денежные средства и материально-товарные запасы - самая мобильная доля средств, имеющихся у предприятия.

Основные средства оборачиваются обычно через несколько лет, служат длительное время. Нематериальные активы формируются из стоимости патентов, лицензий и т.п.

Пассивы включают обязательства компании перед своими кредиторами и собственный (акционерный) капитал фирмы. Обязательства, в свою очередь, делятся на текущие (краткосрочные) - предполагается выплатить в течение года и долгосрочные, принятые на более длительный срок.

Следовательно, прогнозный баланс предприятия формируется для того, чтобы выявить, в какие виды активов направляются денежные средства, а также за счет каких пассивов финансируется приобретение или создание этих активов. Этот документ необходим при определении чистой стоимости и ликвидности компании.

При составлении баланса необходимо спрогнозировать остатки по основным балансовым статьям: денежные средства, дебиторская задолженность, запасы, внеоборотные активы, кредиторская задолженность, долгосрочные пассивы и т.д. Каждая укрупненная балансовая статья оценивается по стандартному алгоритму, представляющему собой, по сути, мини-баланс:

статья актива: Be=Bb + Td- Tc,

статья пассива: Ве = Вь + Тс- Td,

где Ве - конечное сальдо (расчетная величина); Вь - начальное сальдо (из отчетности); Тс - оборот по кредиту (прогнозная оценка); Тd - оборот по дебету (прогнозная оценка).

За основу текущего балансового отчета берется балансовый отчет, составленный на конец предыдущего года, в который добавляются все операции, ожидаемые в бюджетируемом периоде.

В заключение процесса формирования годового планаорганизации специалист по планированию выполняет финансовый анализ планируемых результатов хозяйственной деятельности и дает свое заключение о финансовом состоянии строительной организации в плановом периоде. Проводимый анализ основывается на расчете показателей рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости предприятия и т.д.

Исходя из характера заключения о финансовом состоянии организации, можно заранее разработать рекомендации и набор мероприятий по исправлению неблагоприятной ситуации на предприятии с корректировкой плановых показателей или рекомендации по дальнейшему улучшению и стабилизации положительных результатов финансово - хозяйственной деятельности предполагаемой строительной организации.

Когда утверждены основные показатели годового финансового плана строительной организации (стройфинплана) можно рассчитать план на квартал.

По мере того как будет сверстан поквартальный финансовый план можно переходить к управлению финансами по бюджетам в разрезе подразделений и сквозных функциональных бюджетов (бюджет фонда оплаты труда, бюджет материальных затрат, бюджет потребления энергии, бюджет амортизации, бюджет прочих расходов, бюджет погашения кредитов, налоговый бюджет и т.д.).

В организационном плане это требует разделения обязанностей между подразделениями и конкретными сотрудниками, а также закрепления за подразделениями имущества в виде выделенных фондов финансирования и лимитов со стороны руководства.

Система управления через управление финансами создает возможности и предпосылки для делегирования полномочий на более низкие уровни управления, т.е. предоставления возможности руководителям отделов принимать самостоятельные решения по своему кругу вопросов и нести за них полную ответственность. Передача полномочий позволит сэкономить время руководителя и деньги фирмы за счет того, что на местах лучше могут определить приоритеты тех или иных трат при наличии соответствующего финансового контроля со стороны финотдела и руководства, которое будет контролировать деятельность отделов по фактическим финансовым результатам деятельности подразделений (в сравнении с запланированными показателями) и устанавливать лимиты на расходы служб в виде бюджетов.

Наши рекомендации