Анализ качества продукции. Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества

Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.

К обобщающим показателям качества относят:

- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;

- удельный вес аттестованной продукции.

Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д.), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

Косвенные - штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана, по их уровню, причины их изменений.

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид:

ВП = (Ц1 –Ц0) VВПК

В = (Ц1 – Ц0) РПК

П = [(Ц1 – Ц0) VВПК] - [ (С1 - С0)  РПК]

где Ц0, Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0, С1 - себестоимость изделия до и после изменения качества;

VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества; РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.

6. Анализ ритмичности выпуска продукции

Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

3а невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.

Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:

1. коэффициент ритмичности (Крит). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) - VВП1,0 к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0:

Крит = VВП1,0 : VВП0

2. коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д. ) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску (VBП0):

Анализ качества продукции. Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества - student2.ru

где n - число суммируемых плановых заданий.

Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака. уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого используют:

а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции;

б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.

7. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции7

Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках:

- по себестоимости

- по отпускным ценам.

Балансовое управление имеет вид:

РП = ГПзап.I + ВП - ГПзапII

где РП - объем реализованной продукции;

ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;

ВП - объем выпуска продукции за период.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

Кд = (ВП0 – ВПн):ВП0

где ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров;

ВПн - недопоставка продукции по договорам.

Вопросы:

1. Какие методы используются при анализе формирования и выполнения производственной программы?

2. Какие показатели необходимо рассчитать для проведения анализа объема продукции?

3. Какими способами может проводиться оценка выполнения плана по ассортименту?

4. Как производится прямой счет по всем видам изделий?

5. Какие выделяют показатели качества продукции?

6. Какие коэффициенты относятся к прямым показателям оценки ритмичности?

7. Какой документ составляется для анализа выполнения плана?

8. Как рассчитывается коэффициент договорных обязательств?

Наши рекомендации