Анализ чувствительности прибыли

В основе проведения анализа чувствительности лежат два условия.

1. Изменение анализируемых факторов должно быть пропорциональным, т.е. цена, объем и различные группы затрат должны изменяться на один и тот же процент.

2. Эти изменения должны быть параллельными, а не последовательными. Например, проанализировав изменение цены на 5%, необходимо вернуться в исходное положение и провести анализ 5%-го изменения постоянных затрат и т.д.

Анализ чувствительности показывает степень влияния анализируемых факторов на прибыль, а это влияние зависит, в первую очередь, от той доли, которая приходится на каждый фактор. Весомость же этой доли связана с тем, на каком расстоянии находится объем выпуска продукции от точки безубыточности. Например, с удалением от порога рентабельности в более прибыльную зону доля постоянных затрат уменьшается, следовательно, и степень влияния на прибыль постоянных затрат также снижается.

Итак, мы задаем определенный параметр возможного изменения анализируемого фактора и смотрим, каким образом это изменение повлияет на размер прибыли.

Анализ чувствительности прибыли позволяет:

- построить рейтинг влияния анализируемых факторов на финансовый результат деятельности предприятия;

- планировать рентабельность на основе запаса финансовой прочности;

- прогнозировать последствия изменения рыночных цен, уровня и структуры затрат на результат финансовой деятельности предприятия.

Расчет объема реализации, обеспечивающего постоянный результат при изменении одного из факторов, дан в таблице3.7.

Таблица 3.7 - Расчет объема реализации, обеспечивающего неизменный результат

Анализируемый фактор Расчетная формула Обозначения
Цена реализации Анализ чувствительности прибыли - student2.ru Анализ чувствительности прибыли - student2.ru - новая цена реализации, руб. Ц- цена реализации, руб. Анализ чувствительности прибыли - student2.ru - коэффициент валовой маржи исходный и новый Анализ чувствительности прибыли - student2.ru -валовая маржа исходная и новая
Постоянные издержки Анализ чувствительности прибыли - student2.ru
Переменные издержки Анализ чувствительности прибыли - student2.ru

Приведем схему расчета влияния изменения переменных затрат на прибыль на следующем условном примере. Предприятие производит 8 тыс.шт. изделий. Цена реализации – 800 руб., средние переменные издержки – 500 руб./шт.; постоянные издержки – 1020 тыс.руб.

Повышение производительности труда и более выгодные закупки сырья и материалов у поставщиков позволили предприятию снизить переменные издержки на 20%. Рассчитаем величину сокращения объема реализации, которую компенсирует данное снижение переменных издержек (без потери прибыли).

Анализ чувствительности прибыли - student2.ru

При таком объеме реализации предприятие получит прежнюю прибыль в размере 1380 рублей. Остальные расчеты представлены в таблице 3.8.

Таблица 3.8 - Анализ чувствительности прибыли к 20%-му изменению переменных издержек

  Показатели   Объем – 8 тыс.шт. Объем, обеспечивающий постоянный результат Qк=6000 ед.
тыс.руб. % тыс.руб. %
Выручка от реализации 6 400   4 800  
Переменные издержки 3 200 2 400
Валовая маржа 3 200 2 400
Постоянные издержки 1 020 15,9 1 020 21,25
Прибыль 2 180 34,1 28,75

Анализ данных показывает, что снижение переменных издержек на 20% компенсирует сокращение объема реализации на 25% или увеличивает прибыль на 58%. Аналогичные расчеты свидетельствуют о том, что при повышении переменных издержек на 20% предприятие должно добиться увеличения объема реализации на 50% для компенсации потерянной части прибыли, или оно потеряет 58% своего дохода.

Подобным образом рассматривается влияние на прибыль изменения цены реализации, объема продаж и совокупных постоянных затрат.

Анализ чувствительности прибыли - student2.ru
На основании проведенных расчетов можно распределить данные факторы по степени их влияния на прибыль.

Факторы

Рисунок 3.1 - Рейтинг влияния анализируемых факторов на прибыль

По приведенному рисунку видно, что наименьшее влияние на финансовый результат деятельности предприятия оказывает изменение величины совокупных постоянных издержек – 14,8%, а наибольшее – цена реализации. 20%-е изменение цены приводит к пропорциональному изменению результата на 92,8%.

Наши рекомендации