Оценка уровня рентабельности производства и реализации основных видов продукции организации

Определяя рентабельность как относительный показатель эффективности работы предприятия, который в общей форме вычисляется как отношение прибыли к расходам (ресурсов), рентабельность предприятий имеет несколько модифицированных форм в зависимости от того, какая именно прибыль и ресурсы (расходы) используют в расчетах. Прежде всего, различают рентабельность инвестиционных ресурсов (капитала) и рентабельность продукции, которую выпускают. Рентабельность предприятия, рентабельность отрасли, рентабельность инвестиционных ресурсов (капитала) вычисляется в нескольких модификациях: рентабельность активов и соответствующая рентабельность собственного капитала, рентабельность акционерного капитала.

Расчет показателей рентабельности ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" представлен в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Расчет показателей рентабельности капитала

ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" за 2012-2014 гг.

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. Изменения за период
абсолют. относ., % темп роста, %
1. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. 529,0 429,0
2. Чистая прибыль, тыс. руб. 4392,6 4292,6
3. Стоимость активов, тыс. руб. -13566 67,7 -32,3
4. Стоимость собственного капитала, тыс. руб. -2775 56,2 -43,8
5. Уставный капитал, тыс. руб. 100,0 0,0

Продолжение табл. 2.6

6. Общая рентабельность активов, % 6,1 10,2 47,6 41,5 Х Х
7. Чистая рентабельность активов, % 0,6 7,5 37,4 36,8 Х Х
8. Рентабельность собственного капитала, % 3,8 70,8 298,0 294,2 Х Х
9. Рентабельность статутного капитала, % 2420,0 40430,0 106300,0 103880,0 Х Х

Анализируя деятельность ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000", наблюдается увеличение общей рентабельности активов в 2014 году по сравнению с 2012 годом на 41,5%, а на конец 2013 года в сравнении с концом 2012 года - на 4,1%.

Чистая рентабельность активов ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" имеет стабильное значение роста и составляла в 2012-2014 гг. от 0,6% до 37,4%. Оценивая рентабельность собственного капитала, можно увидеть, что на конец 2013 года по сравнению с концом 2012 годом рентабельность собственного капитала повысилась на 67,0% и составила 70,8%, тогда как в 2014 году по сравнению с 2013 годом она резко выросла до 298,0%. Рентабельность статутного капитала имеет очень высокие показатели, и они тоже имеют тенденцию резкого роста в 2014 году.

Рентабельность продукции характеризует эффективность расходов на ее производство и сбыт. Результаты расчетов представлены в таблице 2.7.

Рассматривая данные относительно расчетов можно сделать вывод, что высокий уровень управленческих расходов, рост производственной себестоимости продукции меньшими темпами по сравнению с ростом прибыли от реализации продукции существенно влияют на уровень рентабельности, которая делает предприятие более привлекательным.

Общая рентабельность продукции ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" на конец 2014 года по сравнению с концом 2012 года выросла на 4,7% и составила 6,3%. Чистая рентабельность продукции в 2014 году по сравнению с 2012 годом выросла на 4,8% и составила 4,9% в 2014 году.

Таблица 2.7

Расчет показателей рентабельности продукции ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" за 2012-2014 гг.

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. Изменения за период
абсолют. относ., % темп роста, %
1. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. 529,0 429,0
2. Чистая прибыль, тыс. руб. 4392,6 4292,6
3. Себестоимость продукции, тыс. руб. 144,0 44,0
4. Коммерческие расходы, тыс. руб. -10830 56,7 -43,3
5. Управленческие расходы, тыс. руб. 1115,6 1015,6
6. Общая рентабельность продукции, % 1,6 2,7 6,3 4,7 Х Х
7. Чистая рентабельность продукции, % 0,2 2,0 4,9 4,8 Х Х

Изменение уровня того или другого показателя рентабельности зависит от изменения экономических и организационно-технических факторов производства и реализации продукции (работ и услуг).

Оценка рентабельности деятельности предприятия проводится с помощью многих показателей, изобразим рентабельность продукции, и собственного капитала на рис. 2.7.

Следовательно, наихудшие показатели динамики прибыльности предприятие имеет именно от реализации продукции. Поэтому уместным является проведение оценки влияния на рентабельность продукции отдельных видов продукции реализации. Выбор приема экономического анализа и факторной модели зависит от цели, которую ставит перед собой аналитик при проведении исследований и пользователей полученной информации.

Оценка уровня рентабельности производства и реализации основных видов продукции организации - student2.ru

Рис. 2.7. Динамика показателей рентабельности продукции и собственного капитала ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" за 2012-2014 гг.

Оценку рентабельности производства и реализации отдельных видов услуг ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" проведем в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Расчет показателей рентабельности отдельных видов услуг

ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" за 2012-2014 гг.

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. Изменения за период
абсолют. относ., % темп роста, %
1. Экономические показатели деятельности в области права
Выручка от реализации, тыс. руб. 144,4 44,4
Себестоимость от реализации, тыс. руб. 149,7 49,7
Прибыль (убыток), тыс. руб. 105,3 5,3
Уровень рентабельности (убыточности), % 13,5 8,9 9,5 -4,0 70,3 -29,7

Продолжение табл. 2.8

2. Экономические показатели в области бухгалтерского учета и аудита
Выручка от реализации, тыс. руб. 145,9 45,9
Себестоимость от реализации, тыс. руб. 129,3 29,3
Прибыль (убыток), тыс. руб. 239,2 139,2
Уровень рентабельности (убыточности), % 17,8 14,5 32,9 15,1 185,0 85,0
3. Экономические показатели от маркетинговых исследований и выявления общественного мнения
Выручка от реализации, тыс. руб. 148,1 48,1
Себестоимость от реализации, тыс. руб. 115,0 15,0
Прибыль (убыток), тыс. руб. 346,2 246,2
Уровень рентабельности (убыточности), % 16,7 34,0 50,2 33,5 300,9 200,9
4. Экономические показатели от консультирования по вопросам коммерческой деятельности и управления
Выручка от реализации, тыс. руб. 165,2 65,2
Себестоимость от реализации, тыс. руб. 158,6 58,6
Прибыль (убыток), тыс. руб. 214,8 114,8
Уровень рентабельности (убыточности), % 13,2 49,1 17,8 4,7 135,4 35,4
5. Экономические показатели от предоставления прочих услуг
Выручка от реализации, тыс. руб. 100,0 0,0
Себестоимость от реализации, тыс. руб. 373,8 273,8
Прибыль (убыток), тыс. руб. -3450 2,0 -98,0
Уровень рентабельности (убыточности), % 279,4 46,9 1,5 -277,9 0,5 -99,5

Как видно из таблицы 2.8, наивысший уровень рентабельности предприятие имеет от маркетинговых исследований в 2014 году, самый низкий уровень рентабельности - от деятельности в области права.

За результатами расчетов рентабельности отдельных видов продукции руководитель ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" может принять три решения:

- об обеспечении прибыльности деятельности (за счет уменьшения расходов; повышение цен на продукцию, которая реализуется; увеличение физического объема реализации; превышение темпов роста реализации над темпами роста расходов; сокращение условно - постоянных расходов);

- об ускорении оборотности совокупных активов и их составных частей (за счет наращения объема реализации; оптимизации размера оборотных активов; сокращение размера дебиторской задолженности; реализации, консервированию или сдаче в аренду основных средств, которые в данный момент времени не используются);

- об улучшении обоих, вышеприведенных показателей.

Обоснование мероприятий по повышению уровня рентабельности ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" рассмотрим в следующем разделе.

Глава 3. Пути повышения рентабельности производства и реализации продукции ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000"

Любое предприятие в условиях рыночной экономики осуществляет свою деятельность с целью получения прибыли. Ее отсутствие или недостаточные размеры в течение длительного периода значат, что предприятие является неконкурентоспособным и, соответственно, рано или поздно оно становится банкротом и подлежит ликвидации. Поэтому достижение прибыльности является первоочередным заданием для хозяйничающего субъекта, который осуществляет свою деятельность на основе коммерческого расчета. ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000", в 2012-2014 году работало прибыльно и уровень рентабельности повышается с каждым годом. Отдельные виды продукции также имеют высокий уровень рентабельности.

Повышение рентабельности происходит путем увеличения объемов продажи и снижением расходов. В свою очередь увеличение объема продаж это:

1) стимулирование спроса на продукцию предприятия: в первую очередь информирование потенциальных потребителей услуг (целевая реклама), гибкая система скидок, после продажное обслуживание, предоставление исчерпывающей информации, до и после продажные консультации;

2) расширение сбытовой сети: возможно именно отсутствие региональных представительств и местных дилеров сдерживает потенциальных потребителей от выбора в интересах продукции предприятия; широкая сбытовая сеть и активная реклама существенно минимизируют транзакционные расходы покупателей;

3) выход на новые международные рынки; комплексные маркетинговые исследования потенциальных рынков сбыта, изучения возможностей и последствий проведения наступательной (агрессивной) маркетинговой политики;

4) выпуск новых конкурентоспособных видов услуг: технический прогресс требует постоянного обновления ассортимента услуг, который увеличивает объемы продаж, но одновременно требует дополнительных расходов на закупку оборудования, ноу-хау; финансирование подобных расходов возможно или за счет долгосрочных кредитов (что в нынешних условиях осуществить чрезвычайно трудно), или за счет сокращения (в первую очередь избыточных) производственных мощностей, которые предопределяют дополнительные поступления и сокращение постоянных расходов (содержание, ремонт и т. д.);

Уменьшение расходов производства предусматривает:

1) поиск поставщиков, которые предлагают более выгодные условия: на сегодняшний день условия рынка обеспечивают возможность широкого выбора как отечественных, так и заграничных поставщиков сырья и материалов;

2) уменьшение постоянных и переменных расходов за счет экономии: очень часто (особенно на больших предприятиях) отсутствие надлежащего контроля приводит к нерациональному и расточительному использованию имеющихся ресурсов;

3) уменьшение постоянных расходов путем сокращения избыточных производственных мощностей.

Исходя из ситуации ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" уже отказалось от от определенной части оборудования и продало его без вреда всему производственному процессу (о чем свидетельствует сокращения основных фондов в балансе предприятия).

С другой стороны, заработанные и привлеченные средства нуждаются в рациональном управлении иначе все усилия предприятия по достижению прибыльности будут напрасными. Следовательно, необходимо проведение постоянной работы в таких направлениях:

1) определение оптимального (минимально необходимого) объема сырья и материалов: исходя из потребностей производства, необходимо определить оптимальный объем закупки сырья и материалов, ведь избыточное их количество это не только дополнительные расходы на доставку, хранение, но и исключение с оборота оборотных средств;

2) установление соответствия планов производства и планов продаж: увеличение объемов готовой продукции свидетельствует о том, что предприятие производит больше, чем может продать;

3) обеспечение бесперебойности и ритмичности работы предприятия: сбои в работе "связывают" оборотные средства в незавершенном производстве и приводят к ухудшению финансовых показателей;

4) управление дебиторской задолженностью: использование всех возможных мероприятий в работе с дебиторами, начиная от отказа заключения соглашений с дебиторами с высоким риском и заканчивая судебными исками, обязательно будет иметь позитивные последствия;

5) отказ от капитальных вложений, которые превышают финансовые возможности предприятия: именно капитальные вложения, которые превышают финансовые возможности предприятия на фоне низкой прибыльности является одной из основных причин, которые привели к снижению показателей ликвидности; и хотя практика свидетельствует о том, что снижение показателей ликвидности в результате избыточных капитальных вложений является допустимым, в данном случае убытки требуют отказа от подобных мероприятий.

Стоит отметить, что в результате ограниченности информации данные рекомендации имеют ориентировочный характер. Более детальный анализ по каждому направлению должен дать окончательный ответ и стать основой для разработки конкретного плана действий.

На основании поведенного анализа показателей рентабельности было выявлено основным недостатком у предприятия повышение дебиторской задолженности.

Наиболее эффективными для ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" будут такие пути управления дебиторской задолженностью:

1. Определение сроков просроченных остатков на счетах дебиторов и сравнение этих сроков со средними показателями в отрасли, показателями конкурентов и данными прошлых лет.

2. Периодический пересмотр предельной суммы кредита, исходя из реального финансового положения клиентов.

3. Если возникают проблемы с получением денег, то необходимо требовать залог на сумму, не меньше, чем сумма на счете дебитора.

4. Использование арбитражных судов для взыскания долгов при наличии гарантий.

5. Страхование кредитов для защиты от значительных убытков за безнадежными долгами.

Для удержания и привлечения новых клиентов ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" предоставляет покупателям отсрочки платежа на 2 месяца. Предоставление покупателю отсрочки платежа всегда связано с риском. Всех клиентов при этом целесообразно сгруппировать таким образом:

- надежные клиенты, им может быть предоставленная отсрочка платежа в предлагаемых ими размере и сроках;

- клиенты, которым может быть предоставлен товарный кредит в ограниченном объеме;

- клиенты, которым может быть предоставлен коммерческий кредит лишь под надлежащее обеспечение;

- клиенты, кредитование которых связано с высоким риском неплатежей и потому нецелесообразно.

Если все же клиенты не рассчитались в установленный срок, в целях получения просроченной дебиторской задолженности ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" может использовать следующие мероприятия:

- выяснение, насколько причина неплатежа является важной, а также какая мера платежеспособности плательщика в данный момент;

- извещение должника в письменном виде или лично о том, что платеж просрочен и его нужно оплатить, с указанием предельной даты;

- ведение переговоров с должником о выборе способа погашения долга;

- предупреждение должника о том, что дело может быть передано в арбитражный суд, а также могут быть применены другие санкции;

- прекращение оказания услуг неплательщику;

- обращение в компанию, которая занимается взысканием долга, о взыскании долга или о начале процедур банкротства.

Предпосылкой эффективного осуществления хозяйственной деятельности должно быть создание и постоянное поддержание высоколиквидного и прибыльного резерва активов, необходимого для минимизации негативного влияния сезонного характера бизнес-процессов.

Таким образом, для повышение рентабельности ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" необходимо учитывая специфику отрасли и конкретные условия деятельности, разработать и осуществить комплекс мероприятий основным среди которых есть, безусловно, достижение прибыльности. Ведь возможности оптимизации оборотного капитала, сокращения капитальных вложений, увеличения отсрочки платежей и другие рано или поздно исчерпаются. И только стабильно растущий и достаточно высокий уровень рентабельности предоставляет предприятию реальные возможности по укреплению своего финансового положения и уверенного развития.

Одним из вариантов плана действий для ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" может служить перечень мероприятий, разработанный с учетом результатов оценки показателей рентабельности (таблица 3.1).

Таблица 3.1

План мероприятий по повышению эффективности деятельности для ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" на 2016 год

Задание Ответственный подраздел Перечень необходимых для выполнения задания работ Сроки выполнения Дополнительный поток денежных средств тыс. руб.
приток отток
1.Увеличить входные потоки средств от операционной деятельности Финансовая служба, юридическая служба Применение факторинга на сумму 4057,15 тыс. руб. На протяжении года 4057,15 -
2. Уменьшить исходные денежные потоки от операционной деятельности Финансовая служба, материально-ответственные лица Сократить управленческие расходы на 25% На протяжении года 2546,25 -

Эффективным средством сокращения потерь от задержки расчетов является факторинг - финансирование факторинговой компанией (как правило - банком) предприятия под уступку денежного требования к покупателю.

Фактически банк кредитует продавца под залог права требования долга: сразу после заключения договора (как правило, в течение 2 - 3 дней) банк переводит на счет продавца от 70 до 90% от суммы долга, а последнюю часть - от 10 до 30% за вычетом процентов за кредит и комиссионного вознаграждения перечисляют после инкассации задолженности. Ставка процента за кредит не отличается от обычной ставки по краткосрочным кредитам (например, 14% годовых), а размер комиссионного вознаграждения составляет от 1 до 3% от суммы долга. Если факторинговое обслуживание осуществляется на постоянной основе, то ставка комиссионного вознаграждения обычно устанавливается близко к низшей границе интервала. Что касается процентов за кредит, то они не отличаются от процентов по любым другим долговым обязательствам (ссудам, кредитам), относятся к внереализационным расходам в установленном порядке и уменьшают облагаемую налогом прибыль.

Таблица 3.2

Регламент управления дебиторской задолженностью в ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000"

Этап управления дебиторской задолженностью Процедура Ответственное лицо (подраздел)
Критический срок оплаты не наступил Заключение договора Менеджер
Выставление счета Финансовая служба
Сообщение о сумме и расчетных сроках погашения дебиторской задолженности Финансовая служба
За 2-3 дня до наступления критического срока оплаты - звонок с напоминанием об окончании периода отсрочки, а при необходимости - сверка сумм
Просрочка до 7 дней При неоплате в срок - звонок с выяснением причин, формирования графика платежей Менеджер
Направление предупредительного письма о начислении штрафа
Просрочка от 7 до 30 дней Начисление штрафа Финансовая служба
Ежедневные звонки с напоминанием Менеджер
Переговоры с ответственными лицами
Просрочка от 30 до 60 дней Командировка ответственного менеджера, принятия всех возможных мер по досудебному урегулированию Менеджер
Официальная претензия (заказным письмом) Юридический отдел
Просрочка больше 60 дней Представление иска в арбитражный суд Юридический отдел

Многие пользователи факторинговых услуг часто сравнивают факторинг с кредитом. В таблице 3.3 наводится сравнительная характеристика этих финансовых инструментов.

Схема факторинга выглядит таким образом. Предприятие - клиент (ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000") передает банку уже существующий или будущий долг своего покупателя. А банк за определенное вознаграждение финансирует предприятие в размере полученной дебиторской задолженности. После заключения договора банк перечисляет продавцу одну часть задолженности (обычно от 70 до 90% от суммы требования, которое поступает). А вторую часть за минусом комиссии - после погашения долга покупателем.

Таблица 3.3

Отличие финансирования при факторинге и кредите

Факторинг Кредит
Финансирование погашается из денег, которые поступили от дебиторов компании Кредит возвращается банку компанией
Финансирование продолжается бессрочно Получения кредита не гарантирует получение нового кредита
Финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры Для получения кредита необходимо оформить большое количество документов
Финансирование сопровождается сервисом, который включает: кредитный менеджмент, защита отсрочки, консалтинг и др. Кроме предоставления денежных средств банк не предоставляет компании каких-либо дополнительных услуг
При факторинге не требуется перехода компании на РКО в факторинговый банк Кредит предусматривает переход компании на РКО в банк
Финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа Кредит выдается на фиксированный срок, как правило, до 1 года
Финансирование выплачивается в день снабжения товара Кредит выплачивается в обусловленный кредитным договором день
Для финансирования залоговое обеспечение не нужно Кредит, как правило, выдается под залог и предусматривает возвращение по расчетному счету, адекватные сумме ссуды
Размер финансирования не ограничен и может увеличиваться по мере роста объема продаж компании Кредит выдается на предварительно обусловленную сумму

Преимущество факторинга перед обычным кредитованием заключается в том, что, привлекая кредитные ресурсы, ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" однократно распределяет привлеченные средства, тогда как финансирование в рамках факторингового обслуживания предусматривает постоянный комплекс финансовых услуг, включая как финансирование, так и административное управление задолженностью. Еще одно важное преимущество факторинга, кроме вышеупомянутых, заключается в том, что это беззалогова операция. Единственным обеспечением является пересданная задолженность.

Получив факторинговое обслуживание, ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" понесет расходы в форме оплаты факторинговой комиссии. Однако с факторинговым обслуживанием связаны не только расходы, но и дополнительные доходы, а также выгоды:

1. Получение дополнительного дохода за счет возможности увеличить объем продаж, получив необходимые для этого оборотные средства.

2. Экономия на неоправданных расходах, связанных с получением банковского кредита. В отличие от банковского кредитования при факторинговом обслуживании, поставщик, получая финансирование своих продаж, не несет следующие расходы:

- проценты за пользование кредитом;

- расходы по оформлению кредита, включая регистрацию и страхование залога, оплату рабочего времени сотрудников на оформление и подготовку документов для кредитного отдела, сообщение налоговой инспекции о намерении открыть ссудный счет и т.д.;

- расходы, связанные с непредвиденным ростом процентных ставок в стране;

- расходы на экстренную мобилизацию денежных средств при наступлении срока погашения кредита или выплаты процентов, включая упущенную выгоду, связанную с выведением этих средств из оборота.

Кроме того, финансирование в рамках факторингового обслуживания выплачивается сверх банковского лимита кредитования, который может быть использован организацией, например, для целей открытия аккредитива без покрытия, получения гарантии, вексельного кредита.

3. Экономия за счет появления возможности покупать товар у своих поставщиков по низшим ценам. Такая возможность появляется в силу того, что клиент факторинговой компании, получая значительную часть от суммы снабжения в день снабжения и теряя тем самым зависимость от соблюдения своими дебиторами платежной дисциплины, может пойти на сокращение срока отсрочки платежа при закупках товаров и затребовать от своих поставщиков лучших ценовых условий на товар, который покупается. Кроме того, он получает гарантию защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов при несвоевременных расчетах с ними, вызванных кассовым разрывом.

4. Защита от потерь при неуплате или несвоевременной оплате дебиторов за поставленный им товар.

5. Экономия на оплате дополнительных мест (включая офисное оборудование) и дополнительного рабочего времени сотрудников, ответственных за: а) контроль за дебиторской задолженностью; б) привлечение финансовых ресурсов.

6. Защита от упущенной выгоды, связанной с потерей клиентов, за счет невозможности при дефиците оборотных средств предоставлять клиентам конкурентные отсрочки платежа.

7. Защита от потерь, вызванных отсутствием или недостаточностью беспристрастного контроля за продажами и платежами. Даже если поставщику кажется, что сегодня у него хватает человеческих и финансовых ресурсов для текущей деятельности, при росте оборота без поддержки факторинговой компании дефицит ресурсов может превратиться в главный тормоз развития.

Таким образом, экономическая эффективность факторинга оказывается в том, что он позволяет повысить оборотность капитала ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000", и тем самым рентабельность его деятельности.

Дебиторская задолженность ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" (задолженность покупателей) на 01.01.2015 составила 10034,0 тыс. руб. Предприятие заключит с банком договор факторинга. Комиссия по договору факторинга - 18% годовых. Сумма долга клиентов, передаваемая в начале января по договору факторинга, равна 4057,15 тыс. руб.

Банк выплатит ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" 70 % от пересданной задолженности:

4057,15 Оценка уровня рентабельности производства и реализации основных видов продукции организации - student2.ru 70% = 2840,0 тыс. руб.

После оплаты долга клиентом банк выплатит ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" часть долга, который остался, за вычетом комиссии. Предусмотрим, что клиенты рассчитаются через два месяца (согласно периода отсрочки платежа).

Факторинговая комиссия за 2 месяца составит:

4057,15 тыс. руб. Оценка уровня рентабельности производства и реализации основных видов продукции организации - student2.ru 18% Оценка уровня рентабельности производства и реализации основных видов продукции организации - student2.ru 60 дней / 360 дн. = 121,71 тыс. руб.

Тогда часть платежа, которая осталась, получит ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000", составит:

4057,15 – 2840,00 – 121,71 = 1095,44 тыс. руб.

Таким образом, заключение договора факторинга экономически оправданно - оно позволит ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" немедленно получить большую часть задолженности клиентов. Нехватка оборотных средств, необходимость срочно платить налоги и долги контрагентам по другим договорам - тоже достаточно весомый аргумент для того, чтобы воспользоваться услугами финансового агента. На высвобожденные средства ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" может внедрить более эффективные новые виды деятельности.

Выводы и предложения

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты ведения хозяйства, потому что их величина отображает соотношение эффекта с вложенным капиталом или употребленными ресурсами. За уровнем рентабельности возможно оценить долгосрочное благополучие предприятия, то есть способность получать желаемую прибыль на осуществленные инвестиции. А данный показатель для владельцев капитала является наилучшим индикатором.

Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию.

Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается как: отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции; по отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; по отношению чистой прибыли к выручке от реализации продукции.

Основными финансовыми рисками, характерными для деятельности ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" являются следующие:

- неплатежеспособность потребителей услуг;

- инфляция, повышение цен поставщиками сырья и комплектующих изделий, отсутствие отдельных видов комплектующих отечественных производителей, что увеличивает издержки производства в связи с необходимостью закупки их за рубежом из-за введенных против России санкций.

По итогам 2014 года чистая прибыль составила 10630 тыс. руб. и возросла относительно 2012 г. на 10388 тыс. руб. или почти в 44 раза. Негативным моментом является снижение стоимости основных средств на 17363 тыс. руб. или почти в 32 раза относительно 2012 года.

В структуре расходов и отчислений предприятия наибольший удельный вес занимает себестоимость продаж. В 2013 и 2014 году наблюдается тенденция роста всех видов расходов и особенно текущего налога на прибыль. Позитивной тенденцией является сокращения коммерческих расходов на 10830 тыс. руб. или почти в 2 раза, а негативной тенденцией является рост управленческих расходов на 9272 тыс. руб. в 2014 году относительно 2012 года или в 10 раз.

Общая рентабельность продукции ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" на конец 2014 года по сравнению с концом 2012 года выросла на 4,7% и составила 6,3%. Чистая рентабельность продукции в 2014 году по сравнению с 2012 годом выросла на 4,8% и составила 4,9% в 2014 году.

Одним из вариантов плана действий повышения общего уровня рентабельности для ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" может служить факторинг - финансирование факторинговой компанией (как правило - банком) предприятия под уступку денежного требования к покупателю.

Заключение договора факторинга экономически оправданно - оно позволит ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" немедленно получить большую часть задолженности клиентов. Нехватка оборотных средств, необходимость срочно платить налоги и долги контрагентам по другим договорам - тоже достаточно весомый аргумент для того, чтобы воспользоваться услугами финансового агента. На высвобожденные средства ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000" может внедрить более эффективные новые виды деятельности.

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС. - Электрон. дан. и прогр. – М., 2012.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://base.garant.ru.

3. Брусов П.Н. Применение математических методов в финансовом менеджменте: учебное пособие. – в 4 ч. Ч.3: Портфельный анализ. Инвестиции. М.: Финансовый менеджмент, 2010. – 136 с.

4. Бузаева Н. А. Анализ прибыльности и рентабельности предприятия / Н. А. Бузаева // Научно-исследовательские публикации. - 2014. - № 4 (8). - С. 136-139.

5. Ваганова О. В. Рентабельность как фактор повышения эффективности деятельности предприятия / О. В. Ваганова, С. А. Кучерявенко, С. Г. Стенюшкина // Научный результат. Серия "Экономические исследования". - 2014. - № 2. - С. 101-108.

6. Гаранина Т. А. Взаимосвязь между ликвидностью, финансовым циклом и рентабельностью российских компаний / Т. А. Гаранина, О. Е. Петрова // Корпоративные финансы. - 2015. - № 1 (33). - С. 5-21.

7. Кириллова Л. Н. Виды прибыли в системе управления прибылью / Л. Н. Кириллова // Экономический журнал. – 2009. - №16. – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://economicarggu.ru.

8. Кузнецов Н. В. Особенности оценки рентабельности и цены капитала современных акционерных обществ / Н. В. Кузнецов // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 12-3. - С. 628-633.

9. Кузнецова Н. Г. Маржинальный анализ прибыли и рентабельности / Н. Г. Кузнецова // NAUKA-RASTUDENT.RU. - 2014. - № 5 (05). - С.

10. Лукасевич И. Я. Финансовый менеджмент: учебник / И. Я. Лукасевич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 768 с.

11. Никонов Д. В. Налогообложение прибыли организаций в условиях финансово-экономической нестабильности: автореферат дис. к.э.н. – Москва. – 2011. – 30 с.

12. Оношко О. Ю. Управление собственным капиталом коммерческого банка: внутренние и внешние источники прироста капитала, достаточность капитала / О. Ю. Оношко, Н. Х. Ахмедова // Известия ИГЭА. – 2010. - №3(71). – С. 9-14.

13. Рогова Е. М. Финансовый менеджмент: учебник / Е. М. Рогова, Е. А. Ткаченко. – М.: Юрайт, 2011. – 540 с.

14. Рюмин И. В. Особенности формирования и распределения прибыли российских корпораций: автореферат дис. к.э.н. – Челябинск. – 2012. – 27 с.

15. Свиридова С. С. Оценка факторов влияния на рентабельность предприятия / С. С. Свиридова, О. А. Пожар // Молодой ученый. - 2014. - № 11 (14). - С. 93-96.

16. Сироткин С. А. Финансовый менеджмент на предприятии: учебник / С. А. Сироткин, Н. Р. Кельчевская. 2 –е издание. – М.: Юнити, 2011. – 354 с.

Наши рекомендации