Источники финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий
Финансовые ресурсы государственного (муниципального) предприятия — это децентрализованная часть финансовых ресурсов государства, представляющая собой совокупность собственных денежных доходов и внешних поступлений, предназначенная для финансирования государственных (муниципальных) заказов, программ, расширения производства и выполнения финансовых обязательств.
Осббенности финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий обусловлены отсутствием права собственности предприятия на закрепленное за ним имущество.
Источники финансовых ресурсов конкретных государственных и муниципальных предприятий определяются на основе законодательства РФ в учредительных документах, каковыми являются уставы.
В зависимости от источников образования финансовые ресурсы предприятия можно подразделить на собственные (внутренние) и привлеченные (внешние). Собственные финансовые ресурсы состоят из доходов, прибыли от основной и иной деятельности, выручки от реализации выбывшего имущества (за вычетом затрат по его реализации), аммортизационных отчислений.
Помимо них источники финансовых ресурсов предприятия состоят из привлеченных (путем распространения акций) и заемных средств, средств, поступающих в порядке перераспределения и бюджетных ассигнований.
Заемные средства могут быть мобилизованы предприятием на финансовом рынке в качестве коммерческого кредита.
К средствам, поступающим в порядке перераспределения, относятся страховые возмещения по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступившие от других предприятий (ассоциаций, концернов, объединений), дивиденды и проценты по привлеченным ценным бумагам, бюджетные субсидии.
Бюджетные ассигнования выделяются государственным и муниципальным предприятиям как на безвозвратной и безвозмездной основах, так и на условиях бюджетного кредита. Бюджетное финансирование предприятий осуществляется в целях выполнения ими государственных заказов, публично значимых инвестиционных программ или для краткосрочной материальной поддержки производственной деятельности. Размеры выделяемого бюджетного финансирования во многом определяются теми публичными функциями, которые реализуются государством через деятельность каждого конкретного предприятия.
Структура источников финансовых ресурсов предприятия имеет важное значение, поскольку показывает соотношение собственных и заемных средств в активе предприятия. Деятельность предприятия, опирающаяся в большей степени на внутренние финансы, свидетельствует о его финансовой надежности и ликвидности баланса. Напротив, привлечение внешних источников финансирования не всегда может быть оправданным, поскольку предполагает выплату процентов за пользование чужими денежными средствами и тем самым неоправданно отягощает ликвидный баланс предприятия.
Состав источников финансовых ресурсов предприятий зависит
от гражданско-правового статуса последних. Согласно ст. ИЗ__
115 ГК РФ государственные и муниципальные предприятия создаются в форме унитарных, основанных на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (казенное предприятие).
Правовой режим финансов унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, устанавливается собственником (государством, субъектом РФ или муниципальным образованием) и фиксируется в его уставе. Уставный фонд унитарного предприятия подлежит полной оплате собственником на момент регистрации предприятия. Однако последующую ответственность перед государством (муниципальным образованием) и кредиторами за соответствие величины уставного фонда размеру чистых активов несет само унитарное предприятие.
Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия1 определяет следующие источники формирования имущества унитарного предприятия:
имущество, переданное предприятию по решению федерального органа по управлению государственным имуществом;
1 См.: БНА. 2000. № 11; 2001. №16.
278 Глава 12. Планирование и использование фин. ресурсов гос. и муниц. предпр.
прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
амортизационные отчисления;
капитальные вложения и дотации из бюджета;
целевое бюджетное финансирование;
дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан;
иные источники, не противоречащие законодательству РФ.
Например, источниками формирования имущества федерального унитарного предприятия «Центральный депозитарий» являются взнос в уставный фонд «Центрального депозитария»; выручка от реализации товаров (работ, услуг); доходы, получаемые от использования своего имущества; добровольные имущественные взносы и пожертвования; другие не запрещенные законом поступления1.
Правовой режим финансовых ресурсов казенных предприятий отличается более узким объемом их финансово-правовой компетенции в данной сфере деятельности. Согласно постановлению Правительства РФ «Об утверждении Типового устава казенного завода (фабрики, хозяйства)»2 источниками формирования финансовых средств казенного предприятия являются:
денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с государственным заказом;
средства, выделенные в установленном порядке из федерального бюджета и (или) федеральных внебюджетных фондов;
часть доходов, получаемых в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности, указанной в уставе предприятия.
Порядок финансирования деятельности казенных предприятий осуществляется на основании постановления Правительства РФ от б октября 1994 г. «О порядке планирования и финансиро-
§ 1. Источники финансовых ресурсе
1 См.: Устав федерального государственного унитарного предприятия «Центральный депозитарий — Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка ».
2 СЗ РФ. 1994. № 17. Ст. 1982; 2001. № 25. Ст. 2575.
вания деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)»1. Как правило, казенное предприятие самостоятельно (т.е. за счет доходов, полученных от реализации своей продукции) осуществляет материальное покрытие затрат по выполнению государственного (муниципального) заказа, плана производственного и социального развития, мероприятий по мобилизационной подготовке и содержанию объектов непроизводствен-^., ной сферы. Однако самостоятельное распоряжение полученными доходами допускается только в порядке и объемах, согласованных с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При недостаточности собственных финансовых средств, казенное предприятие может получать коммерческие кредиты. При этом ответственность казенного предприятия перед кредитором гарантируется Правительством РФ.
Особенностью правового режима финансовых ресурсов казенных предприятий является нормативно установленная обязанность государства по дополнительному финансированию. При недостаточности доходов, полученных от реализации своей продукции, казенному предприятию выделяются средства из федерального бюджета и (или) федеральных внебюджетных фондов на следующие цели:
реализацию плана развития предприятия (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятий по мобилизационной подготовке);
содержание объектов социальной инфраструктуры;
компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.
Решение о выделении казенному предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ. Принятие положительного решения по данному вопросу возможно только при наличии сведений об общих результатах хозяйственной деятельности казенного предприятия за предыдущий год и указания целей расходования выделяемых денежных средств. Сумма денежных средств, предназначенная на дополнительное финансирование деятельности казенного предприятия, указывается в законе о федеральном бюджете отдельной строкой. Например, ст. 134 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» наделяет Правительство РФ правом
1 СЗРФ. 1994. №28. Ст. 2989; 2001. №25. Ст. 2575.
280 Глава 12. Планирование и использование фин. ресурсов гос. и муниц. предпр.
предоставления в 2002 г. казенным предприятиям оборонной промышленности 55,0 млн рублей.
Законодательством предусмотрена обязанность казенного предприятия использовать бюджетные ассигнования в течение финансового года; по истечении года не использованные государственные средства подлежат возврату в федеральный бюджет. Выделение бюджетных денежных средств сопряжено и с усиленным режимом финансового контроля за их использованием, поскольку казенное предприятие представляет уполномоченному органу, в ведении которого оно находится, отчет о целевом использовании предоставленных ассигнований.
Таким образом, характерным признаком финансовых ресурсов казенных предприятий, отличающим их от финансовых ресурсов унитарных предприятий, следует считать наличие государственных гарантий, благодаря которым минимально снижаются риски их финансовой деятельности.
Государственные и муниципальные предприятия имеют в составе своих финансовых ресурсов не только прямые бюджетные ассигнования, но и косвенные дотации органов власти или самоуправления — бесконкурсное размещение государственного (муниципального) заказа, введение государственных ограничений на развитие предприятий иных форм собственности в какой-либо сфере деятельности, налоговые льготы, льготы по аренде помещений и земли, оплате электроэнергии и т.д.
На государственных и муниципальных предприятиях финансовые ресурсы находятся в двух формах: фондовой и нефондовой. К первой форме относятся финансовые ресурсы, обособленные в отдельные целевые фонды: амортизационный, оплаты труда; развития производства; материального поощрения; резервный и т.д. К нефондовой форме относятся финансы предприятий, направляемые на погашение банковских кредитов, расчеты с поставщиками, выполнение платежных обязательств перед бюджетной системой и т.д.
Финансовые ресурсы предприятий находятся в постоянном движении и используются на производственные или инвестиционные цели. Конкретное распределение финансовых ресурсов зависит от вида деятельности государственного или муниципального предприятия, его места и роли в финансовой системе государства. Материальное содержание, состав, структура финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, а также текущая и перспективная эффективность их использования определяются в процессе финансового планирования.
§ 2. Порядок финансового планирования
§ 2. Порядок финансового планирования на государственном и муниципальном предприятии
Финансовое планирование на государственном и муниципальном предприятии является правовой формой деятельности по аккумулированию, распределению и использованию децентрализованных финансовых ресурсов. Необходимость планирования всех доходов и расходов на унитарном или казенном предприятии обусловлена целями их создания — удовлетворения государственных (муниципальных) публичных потребностей. Финансовый план позволяет прогнозировать выпуск продукции (оказание услуг, выполнение работ), рассчитывая при этом необходимые расходы и определяя порядок их материального обеспечения.
Правовые основы планирования финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий установлены постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)»1 и распоряжением Госкомимущества РФ от 5 декабря 1994 г. «Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления». Детализируется порядок финансового планирования в уставе каждого государственного или муниципального предприятия.
Финансовое планирование на государственном (или муниципальном) предприятии — это часть его финансовой деятельности, регулируемая нормами финансового права и направленная на достижение баланса доходов и расходов предприятия, обеспечение ликвидности, платежеспособности и роста рентабельности в целях реализации функций и задач государства (муниципального образования).
Финансовое планирование позволяет максимально нейтрализовать влияние внешней рыночной среды на государственные или муниципальные предприятия и снизить риск ее возможного негативного влияния. В условиях рыночной экономики роль финансового планирования значительно изменилась. Сегодня государственные и муниципальные предприятия имеют определенную заинтересованность в реальном представлении своего финансового положения и его перспективного развития, поскольку это по-
1 СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2989; 2001. № 25. Ст. 2575.
282 Глава 12. Планирование и использование фин. ресурсов гос. и муниц. предпр.
зволяет, во-первых, своевременно выполнять государственные заказы, обязательства перед бюджетной системой, банками, кредиторами и поставщиками, избегая тем самым правовых санкций; во-вторых, успешно осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.
Планирование финансовой деятельности унитарных и казенных предприятий играет важную роль и для их собственника — государства или муниципального образования, поскольку позволяет прогнозировать объемы и стоимость предоставления обществу государственных услуг, оценивать уровень развития предприятия, его экономический потенциал и степень рациональности хозяйственных операций.
Основным принципом составления финансовых планов является их сбалансированность, т.е. соответствие доходов и расходов, что позволяет, во-первых, обеспечивать финансовую устойчивость предприятия и, во-вторых, гарантировать выполнение государственных заказов.
Юридическое значение финансового планирования проявляется в двух аспектах. Во-первых, финансовый план представляет собой нормативно-правовое оформление экономических показателей (доходных и расходных статей), в результате чего они приобретают форму финансово-планового акта, устанавливают компетенцию субъектов в данной сфере правоотношений, становятся обязательными для исполнения и обеспечиваются мерами государственного принуждения. Во-вторых, финансовые планы государственных и муниципальных предприятий являются предпосылкой бюджетных правоотношений, поскольку являются основой плана развития государственного или муниципального сектора экономики, на основании которого составляется проект бюджета соответствующего территориального уровня. Министерством финансов РФ или финансовым органом местного самоуправления индивидуальные финансовые планы государственных или муниципальных предприятий обобщаются в сводные планы финансово-хозяйственной деятельности казенных и унитарных предприятий, которые затем включаются в план развития государственного (муниципального) сектора экономики (ст. 171, 172, 178 БК РФ).
В настоящее время обязанность разработки финансового плана унитарных предприятий, в отличие от казенных, строго не регламентирована, однако, как правило, они разрабатывают бизнес-планы. Бизнес-план состоит из девяти разделов, обобщающих задачи текущего и перспективного (стратегического) развития
§ 2. Порядок финансового планирования
предприятия. Составление бизнес-плана позволяет выбирать наиболее эффективные решения возникающих хозяйственных и финансовых вопросов, в результате чего повышается финансовая устойчивость унитарного предприятия.
Завершающим и одновременно обобщающим разделом бизнес-плана является финансовый план, который концентрирует итоги предыдущего планирования производственной деятельности, конкурентной среды, объема продаж и полученной (предполагав-^ мой) прибыли, использования собственных и привлеченных финансовых ресурсов и т.д. Составление финансового плана предназначено для решения ряда важных задач: во-первых, осуществляется расчет потребности унитарного предприятия в денежных средствах; во-вторых, определяются источники финансирования деятельности предприятия; в-третьих, рассчитывается степень его доходности (рентабельности) и самоокупаемости.
Исходя из состава финансовых ресурсов унитарного предприятия формируются различные денежные фонды целевого назначения: аммортизационный, фонд накопления и потребления, инвестиционный и др. Финансовое планирование позволяет выявить не только денежные потребности унитарного предприятия, но и определить дополнительные источники собственных финансовых ресурсов, т.е. выявить их резервы и возможные варианты экономии.
Обязательным элементом финансового плана является определение движения денежных средств в порядке выполнения финансовых обязательств: расчеты по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, расчеты с кредитными организациями, страховщиками и т.д. Прогнозирование обязательных платежей позволяет унитарному предприятию реализовывать оптимальную налоговую политику, своевременно выполнять расчеты с поставщиками и кредиторами, что значительно снижает риск производственной деятельности и сокращает отвлечение финансовых средств на выплату штрафных санкций.
Финансовые планы предприятий разрабатываются на различные временные промежутки, вследствие чего их можно подразделить на три вида: оперативные, текущие и стратегические- (перспективные).
Оперативный финансовый план составляется на календарный Месяц и детализирует денежный оборот предприятия, порядок поступления и расходования денежных средств — выплату процентов за пользование заемными средствами, уплату налогов, поступление выручки от реализованной продукции и т.д.
284 Глава 12. Планирование и использование фин. ресурсов гос. и муниц: предпр.
Текущий финансовый план составляется унитарным предприятием как правило на ближайший год и определяет на этот период состав финансовых ресурсов, порядок их образования, поступления, использования и расходования.
Стратегический финансовый план определяет цели финансовой деятельности унитарного предприятия, основные показатели его развития, инвестиционную и ценовую политику, соотношение собственных и привлеченных финансовых ресурсов, порядок их перераспределения по различным фондам и т.д. Перспективные финансовые планы составляются как правило на три-пять лет, однако по мере выполнения определенных финансовых задач, оперативных или текущих планов они могут корректироваться.
Составление финансового плана и строгое его выполнение способствует и организации финансового контроля на унитарном предприятии.
Финансовая деятельность казенных предприятий осуществляется на основании плана-заказа и плана развития. План-заказ казенного предприятия составляется ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти и согласовывается с профильным министерством и с Министерством финансов РФ. Основой плана-заказа служит определяемая уполномоченным органом власти потребность в продукции (работах, услугах), производимой предприятием с целью обеспечения поставок для государственных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных гражданско-правовых договоров. После необходимого согласования уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает план-заказ и доводит его до сведения казенного предприятия не позднее чем за три месяца до начала планируемого года. После утверждения федерального бюджета на соответствующий финансовый год план-заказ подлежит уточнению в месячный срок, что продиктовано необходимостью корректировки его показателей в зависимости от индекса инфляции и динамики цен.
План-заказ содержит совокупность следующих основных показателей по производству продукции (работ, услуг) для государственных нужд:
объем поставок продукции (работ, услуг) с указанием качественных и количественных характеристик, сроков поставок, цен и условий их изменения;
фонд оплаты труда и возможность его уменьшения при невыполнении плана-заказа. Увеличение фонда оплаты труда допускается из прибыли казенного предприятия;
Р
§ 3. Правовые основы финансирования основных фондов и оборотных средств 285
лимит численности .работников;
объем выделяемых бюджетных средств и условиях их предоставления.
Утвержденный план-заказ является основой для разработки казенным предприятием плана развития, который обязательно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. План развития предусматривает следующую совокупность хозяйственных и финансовых операций, направленных на успешное выполнение плана-заказа:
мероприятия, необходимые для обеспечения устойчивой работы казенного предприятия по выполнению плана-заказа и разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности;
задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей;
задания по созданию и освоению новых видов продукции;
задания по подготовке и переподготовке кадров;
условия реализации плана развития предприятия, в том числе финансовые затраты и источники их покрытия.
Финансовый контроль за выполнением плана-заказа и плана развития осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти на основании ежеквартальной статистической и бухгалтерской отчетности, составляемой казенным предприятием.
Следовательно, финансовое планирование является важнейшим механизмом осуществления финансовой деятельности на государственных и муниципальных предприятиях. Соблюдение финансовых планов позволяет грамотно и эффективно аккумулировать, использовать и распределять государственные (муниципальные) денежные средства в децентрализованном секторе финансовой системы.
§ 3. Правовые основы финансирования основных фондов и оборотных средств
Осуществление государственными и муниципальными предприятиями хозяйственной деятельности предполагает наличие реально функционирующего имущества и активного капитала в виде основных и оборотных средств (фондов). Финансовые ресурсы унитарных и казенных предприятий распределяются на строго определенные цели, что предполагает обособление их денежных средств и иных материальных активов в отдельные фонды — основные и оборотные. В финансовой деятельности государствен-
286 Глава 12. Планирование и использование фин. ресурсов гос. и муниц. предпр.
ных и муниципальных предприятий основные и оборотные средства целесообразно рассматривать в качестве капитальных и текущих расходов соответственно.
Согласно инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 г.1, к основным средствам и другим долгосрочным вложениям предприятия относятся: здания; сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; вычислительная и оргтехника; транспортные средства; внутрихозяйственные дороги; инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь; рабочий и продуктивный скот; библиотечный фонд; прочие основные средства; износ основных средств (амортизация); долгосрочные финансовые вложения; нематериальные активы.
Кроме названных, в составе основных средств предприятия учитываются капитальные вложения на коренное улучшение земель; капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Основные средства предприятий могут формироваться и за счет инвестиций — капитальных вложений в виде затрат на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, проектно-изыскательские работы и т.п.2
Финансово-правовыми нор'мами3 закреплены четыре обязательных признака, совокупность которых позволяет считать какое-либо имущество предприятия основными средствами:
а) использование имущества в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 Месяцев
§ 3. Правовые основы финансирования основных фондов и оборотных средств
1 БНА. 2000. № 7, 8.
2 См. подробнее: Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности « Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // СИ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096; 2000. № 2. Ст. 143.
3 См.: приказ Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. «Об утвержде нии положения по бухгалтерскому учету «учет основных средств» // Российска; газета. 2001. 16 мая; постановление Государственного комитета РФ по статистик< от 7 февраля 2001 г. «Об утверждении инструкций по заполнению форм федераль ного государственного статистического наблюдения за наличием и движением ос новных фондов» // Финансовая газета. 2001. № 15—18.
и стоимостью свыше 50-кратного минимального размера оплаты труда;
в) предприятие не должно предполагать последующую перепродажу данных активов;
г) способность приносить предприятию экономическую выгоду (доход) в будущем.
Основные средства находятся на ответственном хранении у должностных лиц, назначенных приказом руководителя учреж- " дения. Основные средства государственных и муниципальных предприятий подлежат обязательному бухгалтерскому учету, который должен обеспечивать правильное документальное оформление и своевременное отражение поступлений, перемещений и выбытия этих средств, а также контроль за сохранностью и целевым использованием каждого объекта.
Государственные и муниципальные предприятия могут приобретать основные средства за счет бюджетных ассигнований, средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых отчислений, безвозмездных поступлений. Основные средства могут находится в собственности предприятия или быть им арендованы. Например, Уставом федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» определено, что названное предприятие приобретает или арендует основные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, кредитов, ссуд, а также других источников финансирования1.
Важнейшим источником капитальных вложений государственных и муниципальных предприятий является амортизация, представляющая собой выраженный в денежной форме процесс долевого перенесения (погашения) стоимости имущества предприятия на вновь изготавливаемый продукт.
Правовой режим амортизационных начислений установлен ст. 258 НК РФ, Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г.2, и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г.3
' См. постановление Правительства РФ от 27 июля 1998 г. «Об утверждении Устава «Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании» /,/ СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3895; 2002. № 4. Ст. 332.
2 Российская газета. 2001. 16 мая.
" Российская газета (ведомственное приложение). 1998. 31 окт.
288 Глава 12. Планирование и использование фин. ресурсов гос. и муниц. предпр.
J3. Правовые основы финансирования основных фондов и оборотных средств 289
Значительные изменения в правовом регулировании амортизации были внесены частью второй НК РФ, согласно которой начисление амортизации осуществляется по специальным десяти группам, в основе которых лежит срок полезного использования — т.е. период, в течение которого объект основных средств служит деятельности предприятия. Порядок классификации основных средств по амортизационным группам устанавливается Правительством РФ. Однако те объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (например, объекты природопользования, земельные участки), амортизации не подлежат.
На государственных и муниципальных предприятиях объектами амортизационных начислений являются основные средства, находящиеся как в собственности, так и на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Особый правовой режим начисления амортизации установлен для объектов федеральной собственности, сданных государственным предприятиям в аренду1. В данном случае арендная плата, подлежащая перечислению в бюджет, уменьшается на сумму амортизационных отчислений по сданному в аренду имуществу.
Начисление амортизации зависит от стоимости основных фондов предприятия, в основе определения которой важное значение имеет источник их приобретения. Например, на объекты, приобретенные государственным (муниципальным) предприятием с использованием бюджетных ассигнований, амортизация начисляется только на разницу между стоимостью основных фондов и выделенными бюджетными средствами. Оценка объектов основных фондов, поступивших на государственное (муниципальное) предприятие в виде субсидий Правительства РФ или иных органов исполнительной власти, производится по остаточной стоимости, представляющей собой разницу между первоначальной стоимостью и начисленным ранее износом.
1 См.: постановление Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» // Российская газета. 1994. 19 февр.; письмо Министерства финансов РФ и Госналогслужбы РФ от 8 декабря 1993 г. «О сроках и порядке начисления в бюджет дивидендов и арендной платы» // БНА. 1994. № 4; письмо Главного управления федерального казначейства Минфина России от 4 октября 1995 г. «Об арендных платежах» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1995. № 12.
Амортизация начисляется на объекты основных средств независимо от результатов хозяйственной деятельности предприятия. Сумма амортизации начисляется ежемесячно отдельно по каждому объекту.
Таким образом, амортизационные начисления являются достаточно стабильным и равномерно поступающим источником финансовых ресурсов, обеспечивающим высокую эффективность всем основным фондам предприятия. Если у предприятия доста-^ точно денежных средств для обслуживания своей оперативной деятельности, то временно свободные амортизационные начисления могут размещаться в краткосрочные финансовые активы, принося тем самым предприятию дополнительный доход и повышая его финансовую устойчивость.
Кроме основных средств для нормальной хозяйственной деятельности государственному (муниципальному) предприятию необходим оборотный капитал (оборотные средства, фонды), представляющий собой составную часть имущества предприятия и обеспечивающий непрерывный процесс выполнения государственного заказа. Оборотный капитал представляет собой единый комплекс денежных средств, включенный в оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Оборотные средства предприятия имеют фондовую форму, поскольку переходят из сферы обращения в сферу производства и обратно в виде фонда обращения, а затем фонда оборотных производственных фондов. Участвуя таким образом в процессе выполнения государственного заказа и его реализации, оборотные средства предприятия находятся в постоянном кругообороте.
Характерным признаком оборотных средств, отличающим их от основных, является функционирование только в одном производственном цикле и перенесение полной своей стоимости на вновь изготовленный продукт.
Видовое многообразие основных средств делает объективно необходимой их классификацию по следующим основаниям.
1. В зависимости от размещения в производственном процессе оборотные средства подразделяются на оборотные производственные фонды, и фонды обращения.
Оборотные производственные фонды концентрируют денежные средства и материальные активы, необходимые для производства заказанной государством продукции (выполнения работ, оказания услуг).
Фонды обращения аккумулируют необходимые предприятию Денежные средства на реализацию готовой продукции и приобре-
10-941
290 Глава 12. Планирование и использование фин. ресурсов гос. и муниц. предпр.
тение товарно-материальных ценностей для возобновления производственного цикла.
Для нормальной производственной деятельности соотношение денежного содержания производственного фонда и фонда обращения имеет важное значение, поскольку позволяет оценивать финансовую устойчивость предприятия. Наибольший удельный вес должен иметь фонд производства, поскольку именно его денежные средства направлены на выполнение предприятием государственного заказа. Однако и материальное наполнение фонда обращения должно быть достаточным для бесперебойного обеспечения реализации продукции и пополнения запасов.
2. В зависимости от источников формирования оборотные средства предприятия подразделяются на собственные и заемные.
Собственные средства, включенные в производственный оборот, имеют важное значение, поскольку обеспечивают устойчивость и самостоятельность оперативной финансовой деятельности предприятий. Первоначальное формирование собственных оборотных средств государственных и муниципальных предприятий осуществляется соответствующим органом исполнительной власти в виде формирования уставного капитала. В процессе осуществления финансовой деятельности предприятие самостоятельно пополняет собственные оборотные средства за счет прибыли, выпуска ценных бумаг (векселей и облигаций), операций на финансовом рынке, добровольных пожертвований и т.д.
Специфическим источником собственных оборотных фондов предприятия можно считать дополнительно поступающие средства: минимальные переходящие задолженности перед бюджетной системой, внебюджетными фондами, а также по заработной плате; резерв будущих платежей; средства кредиторов, поступающие в виде предоплаты за продукцию (работы, услуги) и т.д. Названные средства постоянно находятся в хозяйственном и финансовом обороте предприятия, но являются источником собственных оборотных средств только в виде разницы между их величиной на конец и на начало предстоящего финансового года, т.е. в сумме их прироста.
Заемные средства направлены на обеспечение дополнительными денежными средствами производственной деятельности предприятия и привлекаются только при недостаточности собственных. Для государственных и муниципальных предприятий основным источником заемных оборотных средств служат банковские кредиты, выдаваемые под гарантии Правительства РФ или
§ 3. Правовые основы финансирования основных фондов и оборотных средств 291
иного соответствующего органа исполнительной власти. Кроме банковского кредита, заемные оборотные средства могут формироваться за счет кредиторской задолженности, остатков фондов и финансовых резервов предприятия, образующихся за счет себестоимости, прибыли t амортизации или иных целевых поступлений.