Источники финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий

Финансовые ресурсы государственного (муниципального) предприятия — это децентрализованная часть финансовых ре­сурсов государства, представляющая собой совокупность собст­венных денежных доходов и внешних поступлений, предназна­ченная для финансирования государственных (муниципальных) заказов, программ, расширения производства и выполнения фи­нансовых обязательств.

Осббенности финансовых ресурсов государственных и муни­ципальных предприятий обусловлены отсутствием права собст­венности предприятия на закрепленное за ним имущество.

Источники финансовых ресурсов конкретных государствен­ных и муниципальных предприятий определяются на основе за­конодательства РФ в учредительных документах, каковыми яв­ляются уставы.

В зависимости от источников образования финансовые ресур­сы предприятия можно подразделить на собственные (внутрен­ние) и привлеченные (внешние). Собственные финансовые ресур­сы состоят из доходов, прибыли от основной и иной деятельности, выручки от реализации выбывшего имущества (за вычетом за­трат по его реализации), аммортизационных отчислений.

Помимо них источники финансовых ресурсов предприятия со­стоят из привлеченных (путем распространения акций) и заем­ных средств, средств, поступающих в порядке перераспределения и бюджетных ассигнований.

Заемные средства могут быть мобилизованы предприятием на финансовом рынке в качестве коммерческого кредита.

К средствам, поступающим в порядке перераспределения, от­носятся страховые возмещения по наступившим рискам, финан­совые ресурсы, поступившие от других предприятий (ассоциа­ций, концернов, объединений), дивиденды и проценты по привле­ченным ценным бумагам, бюджетные субсидии.

Бюджетные ассигнования выделяются государственным и му­ниципальным предприятиям как на безвозвратной и безвозмезд­ной основах, так и на условиях бюджетного кредита. Бюджетное финансирование предприятий осуществляется в целях выполне­ния ими государственных заказов, публично значимых инвести­ционных программ или для краткосрочной материальной под­держки производственной деятельности. Размеры выделяемого бюджетного финансирования во многом определяются теми пуб­личными функциями, которые реализуются государством через деятельность каждого конкретного предприятия.

Структура источников финансовых ресурсов предприятия имеет важное значение, поскольку показывает соотношение соб­ственных и заемных средств в активе предприятия. Деятельность предприятия, опирающаяся в большей степени на внутренние финансы, свидетельствует о его финансовой надежности и лик­видности баланса. Напротив, привлечение внешних источников финансирования не всегда может быть оправданным, поскольку предполагает выплату процентов за пользование чужими денеж­ными средствами и тем самым неоправданно отягощает ликвид­ный баланс предприятия.

Состав источников финансовых ресурсов предприятий зависит

от гражданско-правового статуса последних. Согласно ст. ИЗ__

115 ГК РФ государственные и муниципальные предприятия со­здаются в форме унитарных, основанных на праве хозяйственно­го ведения или на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Правовой режим финансов унитарных предприятий, основан­ных на праве хозяйственного ведения, устанавливается собствен­ником (государством, субъектом РФ или муниципальным образо­ванием) и фиксируется в его уставе. Уставный фонд унитарного предприятия подлежит полной оплате собственником на момент регистрации предприятия. Однако последующую ответственность перед государством (муниципальным образованием) и кредитора­ми за соответствие величины уставного фонда размеру чистых ак­тивов несет само унитарное предприятие.

Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия1 определяет следующие источники формирования имущества унитарного предприятия:

имущество, переданное предприятию по решению федерально­го органа по управлению государственным имуществом;

1 См.: БНА. 2000. № 11; 2001. №16.

278 Глава 12. Планирование и использование фин. ресурсов гос. и муниц. предпр.

прибыль, полученная в результате хозяйственной деятель­ности;

заемные средства, в том числе кредиты банков и других кре­дитных организаций;

амортизационные отчисления;

капитальные вложения и дотации из бюджета;

целевое бюджетное финансирование;

дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует пред­приятие;

добровольные взносы (пожертвования) организаций и граж­дан;

иные источники, не противоречащие законодательству РФ.

Например, источниками формирования имущества федераль­ного унитарного предприятия «Центральный депозитарий» явля­ются взнос в уставный фонд «Центрального депозитария»; выруч­ка от реализации товаров (работ, услуг); доходы, получаемые от использования своего имущества; добровольные имущественные взносы и пожертвования; другие не запрещенные законом по­ступления1.

Правовой режим финансовых ресурсов казенных предприятий отличается более узким объемом их финансово-правовой компе­тенции в данной сфере деятельности. Согласно постановлению Правительства РФ «Об утверждении Типового устава казенного завода (фабрики, хозяйства)»2 источниками формирования фи­нансовых средств казенного предприятия являются:

денежные и иные средства, полученные от реализации про­дукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с государст­венным заказом;

средства, выделенные в установленном порядке из федераль­ного бюджета и (или) федеральных внебюджетных фондов;

часть доходов, получаемых в результате ведения самостоя­тельной хозяйственной деятельности, указанной в уставе пред­приятия.

Порядок финансирования деятельности казенных предпри­ятий осуществляется на основании постановления Правительства РФ от б октября 1994 г. «О порядке планирования и финансиро-

§ 1. Источники финансовых ресурсе

1 См.: Устав федерального государственного унитарного предприятия «Цент­ральный депозитарий — Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка ».

2 СЗ РФ. 1994. № 17. Ст. 1982; 2001. № 25. Ст. 2575.

вания деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казен­ных хозяйств)»1. Как правило, казенное предприятие самостоя­тельно (т.е. за счет доходов, полученных от реализации своей продукции) осуществляет материальное покрытие затрат по вы­полнению государственного (муниципального) заказа, плана про­изводственного и социального развития, мероприятий по мобили­зационной подготовке и содержанию объектов непроизводствен-^., ной сферы. Однако самостоятельное распоряжение полученными доходами допускается только в порядке и объемах, согласован­ных с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При недостаточности собственных финансовых средств, казен­ное предприятие может получать коммерческие кредиты. При этом ответственность казенного предприятия перед кредитором гарантируется Правительством РФ.

Особенностью правового режима финансовых ресурсов казен­ных предприятий является нормативно установленная обязан­ность государства по дополнительному финансированию. При не­достаточности доходов, полученных от реализации своей продукции, казенному предприятию выделяются средства из фе­дерального бюджета и (или) федеральных внебюджетных фондов на следующие цели:

реализацию плана развития предприятия (в том числе осу­ществление государственных инвестиционных программ, выпол­нение научно-исследовательских и опытно-конструкторских ра­бот, мероприятий по мобилизационной подготовке);

содержание объектов социальной инфраструктуры;

компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

Решение о выделении казенному предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ. При­нятие положительного решения по данному вопросу возможно только при наличии сведений об общих результатах хозяйст­венной деятельности казенного предприятия за предыдущий год и указания целей расходования выделяемых денежных средств. Сумма денежных средств, предназначенная на допол­нительное финансирование деятельности казенного предпри­ятия, указывается в законе о федеральном бюджете отдельной строкой. Например, ст. 134 Федерального закона «О федераль­ном бюджете на 2002 год» наделяет Правительство РФ правом

1 СЗРФ. 1994. №28. Ст. 2989; 2001. №25. Ст. 2575.

280 Глава 12. Планирование и использование фин. ресурсов гос. и муниц. предпр.

предоставления в 2002 г. казенным предприятиям оборонной промышленности 55,0 млн рублей.

Законодательством предусмотрена обязанность казенного предприятия использовать бюджетные ассигнования в течение финансового года; по истечении года не использованные государ­ственные средства подлежат возврату в федеральный бюджет. Выделение бюджетных денежных средств сопряжено и с усилен­ным режимом финансового контроля за их использованием, по­скольку казенное предприятие представляет уполномоченному органу, в ведении которого оно находится, отчет о целевом ис­пользовании предоставленных ассигнований.

Таким образом, характерным признаком финансовых ресур­сов казенных предприятий, отличающим их от финансовых ре­сурсов унитарных предприятий, следует считать наличие госу­дарственных гарантий, благодаря которым минимально снижа­ются риски их финансовой деятельности.

Государственные и муниципальные предприятия имеют в сос­таве своих финансовых ресурсов не только прямые бюджетные ассигнования, но и косвенные дотации органов власти или само­управления — бесконкурсное размещение государственного (му­ниципального) заказа, введение государственных ограничений на развитие предприятий иных форм собственности в какой-либо сфере деятельности, налоговые льготы, льготы по аренде помеще­ний и земли, оплате электроэнергии и т.д.

На государственных и муниципальных предприятиях финан­совые ресурсы находятся в двух формах: фондовой и нефондовой. К первой форме относятся финансовые ресурсы, обособленные в отдельные целевые фонды: амортизационный, оплаты труда; раз­вития производства; материального поощрения; резервный и т.д. К нефондовой форме относятся финансы предприятий, направ­ляемые на погашение банковских кредитов, расчеты с поставщи­ками, выполнение платежных обязательств перед бюджетной системой и т.д.

Финансовые ресурсы предприятий находятся в постоянном движении и используются на производственные или инвестици­онные цели. Конкретное распределение финансовых ресурсов за­висит от вида деятельности государственного или муниципально­го предприятия, его места и роли в финансовой системе государ­ства. Материальное содержание, состав, структура финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, а также текущая и перспективная эффективность их использова­ния определяются в процессе финансового планирования.

§ 2. Порядок финансового планирования

§ 2. Порядок финансового планирования на государственном и муниципальном предприятии

Финансовое планирование на государственном и муниципаль­ном предприятии является правовой формой деятельности по ак­кумулированию, распределению и использованию децентрализо­ванных финансовых ресурсов. Необходимость планирования всех доходов и расходов на унитарном или казенном предприятии обу­словлена целями их создания — удовлетворения государствен­ных (муниципальных) публичных потребностей. Финансовый план позволяет прогнозировать выпуск продукции (оказание услуг, выполнение работ), рассчитывая при этом необходимые расходы и определяя порядок их материального обеспечения.

Правовые основы планирования финансовой деятельности го­сударственных и муниципальных предприятий установлены по­становлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)»1 и распоряжением Гос­комимущества РФ от 5 декабря 1994 г. «Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления». Детализируется порядок фи­нансового планирования в уставе каждого государственного или муниципального предприятия.

Финансовое планирование на государственном (или муници­пальном) предприятии — это часть его финансовой деятельнос­ти, регулируемая нормами финансового права и направленная на достижение баланса доходов и расходов предприятия, обеспече­ние ликвидности, платежеспособности и роста рентабельнос­ти в целях реализации функций и задач государства (муници­пального образования).

Финансовое планирование позволяет максимально нейтрали­зовать влияние внешней рыночной среды на государственные или муниципальные предприятия и снизить риск ее возможного нега­тивного влияния. В условиях рыночной экономики роль финан­сового планирования значительно изменилась. Сегодня государ­ственные и муниципальные предприятия имеют определенную заинтересованность в реальном представлении своего финансово­го положения и его перспективного развития, поскольку это по-

1 СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2989; 2001. № 25. Ст. 2575.

282 Глава 12. Планирование и использование фин. ресурсов гос. и муниц. предпр.

зволяет, во-первых, своевременно выполнять государственные за­казы, обязательства перед бюджетной системой, банками, креди­торами и поставщиками, избегая тем самым правовых санкций; во-вторых, успешно осуществлять самостоятельную хозяйствен­ную деятельность.

Планирование финансовой деятельности унитарных и казен­ных предприятий играет важную роль и для их собственника — государства или муниципального образования, поскольку позво­ляет прогнозировать объемы и стоимость предоставления общест­ву государственных услуг, оценивать уровень развития предпри­ятия, его экономический потенциал и степень рациональности хозяйственных операций.

Основным принципом составления финансовых планов явля­ется их сбалансированность, т.е. соответствие доходов и расходов, что позволяет, во-первых, обеспечивать финансовую устойчи­вость предприятия и, во-вторых, гарантировать выполнение госу­дарственных заказов.

Юридическое значение финансового планирования проявляет­ся в двух аспектах. Во-первых, финансовый план представляет собой нормативно-правовое оформление экономических показате­лей (доходных и расходных статей), в результате чего они приоб­ретают форму финансово-планового акта, устанавливают компе­тенцию субъектов в данной сфере правоотношений, становятся обязательными для исполнения и обеспечиваются мерами госу­дарственного принуждения. Во-вторых, финансовые планы го­сударственных и муниципальных предприятий являются предпо­сылкой бюджетных правоотношений, поскольку являются осно­вой плана развития государственного или муниципального секто­ра экономики, на основании которого составляется проект бюджета соответствующего территориального уровня. Министер­ством финансов РФ или финансовым органом местного самоуп­равления индивидуальные финансовые планы государственных или муниципальных предприятий обобщаются в сводные планы финансово-хозяйственной деятельности казенных и унитарных предприятий, которые затем включаются в план развития госу­дарственного (муниципального) сектора экономики (ст. 171, 172, 178 БК РФ).

В настоящее время обязанность разработки финансового плана унитарных предприятий, в отличие от казенных, строго не регламентирована, однако, как правило, они разрабатывают биз­нес-планы. Бизнес-план состоит из девяти разделов, обобщающих задачи текущего и перспективного (стратегического) развития

§ 2. Порядок финансового планирования

предприятия. Составление бизнес-плана позволяет выбирать наи­более эффективные решения возникающих хозяйственных и фи­нансовых вопросов, в результате чего повышается финансовая ус­тойчивость унитарного предприятия.

Завершающим и одновременно обобщающим разделом бизнес-плана является финансовый план, который концентрирует итоги предыдущего планирования производственной деятельности, конкурентной среды, объема продаж и полученной (предполагав-^ мой) прибыли, использования собственных и привлеченных финансовых ресурсов и т.д. Составление финансового плана пред­назначено для решения ряда важных задач: во-первых, осущест­вляется расчет потребности унитарного предприятия в денежных средствах; во-вторых, определяются источники финансирования деятельности предприятия; в-третьих, рассчитывается степень его доходности (рентабельности) и самоокупаемости.

Исходя из состава финансовых ресурсов унитарного предпри­ятия формируются различные денежные фонды целевого назна­чения: аммортизационный, фонд накопления и потребления, инвестиционный и др. Финансовое планирование позволяет вы­явить не только денежные потребности унитарного предприятия, но и определить дополнительные источники собственных финан­совых ресурсов, т.е. выявить их резервы и возможные варианты экономии.

Обязательным элементом финансового плана является опреде­ление движения денежных средств в порядке выполнения финан­совых обязательств: расчеты по платежам в бюджет и внебюджет­ные фонды, расчеты с кредитными организациями, страховщика­ми и т.д. Прогнозирование обязательных платежей позволяет унитарному предприятию реализовывать оптимальную налого­вую политику, своевременно выполнять расчеты с поставщиками и кредиторами, что значительно снижает риск производственной деятельности и сокращает отвлечение финансовых средств на вы­плату штрафных санкций.

Финансовые планы предприятий разрабатываются на различ­ные временные промежутки, вследствие чего их можно подразде­лить на три вида: оперативные, текущие и стратегические- (пер­спективные).

Оперативный финансовый план составляется на календарный Месяц и детализирует денежный оборот предприятия, порядок поступления и расходования денежных средств — выплату про­центов за пользование заемными средствами, уплату налогов, по­ступление выручки от реализованной продукции и т.д.

284 Глава 12. Планирование и использование фин. ресурсов гос. и муниц: предпр.

Текущий финансовый план составляется унитарным предпри­ятием как правило на ближайший год и определяет на этот пери­од состав финансовых ресурсов, порядок их образования, поступ­ления, использования и расходования.

Стратегический финансовый план определяет цели финансо­вой деятельности унитарного предприятия, основные показатели его развития, инвестиционную и ценовую политику, соотношение собственных и привлеченных финансовых ресурсов, порядок их перераспределения по различным фондам и т.д. Перспективные финансовые планы составляются как правило на три-пять лет, од­нако по мере выполнения определенных финансовых задач, опе­ративных или текущих планов они могут корректироваться.

Составление финансового плана и строгое его выполнение спо­собствует и организации финансового контроля на унитарном предприятии.

Финансовая деятельность казенных предприятий осуществля­ется на основании плана-заказа и плана развития. План-заказ ка­зенного предприятия составляется ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти и согласовывается с профильным министерством и с Министерством финансов РФ. Основой плана-заказа служит определяемая уполномоченным ор­ганом власти потребность в продукции (работах, услугах), произ­водимой предприятием с целью обеспечения поставок для госу­дарственных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных гражданско-правовых договоров. После необходи­мого согласования уполномоченный федеральный орган исполни­тельной власти утверждает план-заказ и доводит его до сведения казенного предприятия не позднее чем за три месяца до начала планируемого года. После утверждения федерального бюджета на соответствующий финансовый год план-заказ подлежит уточне­нию в месячный срок, что продиктовано необходимостью коррек­тировки его показателей в зависимости от индекса инфляции и динамики цен.

План-заказ содержит совокупность следующих основных по­казателей по производству продукции (работ, услуг) для государ­ственных нужд:

объем поставок продукции (работ, услуг) с указанием качест­венных и количественных характеристик, сроков поставок, цен и условий их изменения;

фонд оплаты труда и возможность его уменьшения при невы­полнении плана-заказа. Увеличение фонда оплаты труда допуска­ется из прибыли казенного предприятия;

Р

§ 3. Правовые основы финансирования основных фондов и оборотных средств 285

лимит численности .работников;

объем выделяемых бюджетных средств и условиях их предо­ставления.

Утвержденный план-заказ является основой для разработки казенным предприятием плана развития, который обязательно согласовывается с соответствующим федеральным органом испол­нительной власти. План развития предусматривает следующую совокупность хозяйственных и финансовых операций, направ­ленных на успешное выполнение плана-заказа:

мероприятия, необходимые для обеспечения устойчивой рабо­ты казенного предприятия по выполнению плана-заказа и разре­шенной самостоятельной хозяйственной деятельности;

задания по вводу в действие и выводу производственных мощ­ностей;

задания по созданию и освоению новых видов продукции;

задания по подготовке и переподготовке кадров;

условия реализации плана развития предприятия, в том числе финансовые затраты и источники их покрытия.

Финансовый контроль за выполнением плана-заказа и плана развития осуществляется соответствующим федеральным орга­ном исполнительной власти на основании ежеквартальной ста­тистической и бухгалтерской отчетности, составляемой казенным предприятием.

Следовательно, финансовое планирование является важней­шим механизмом осуществления финансовой деятельности на государственных и муниципальных предприятиях. Соблюдение финансовых планов позволяет грамотно и эффективно аккумули­ровать, использовать и распределять государственные (муници­пальные) денежные средства в децентрализованном секторе фи­нансовой системы.

§ 3. Правовые основы финансирования основных фондов и оборотных средств

Осуществление государственными и муниципальными пред­приятиями хозяйственной деятельности предполагает наличие реально функционирующего имущества и активного капитала в виде основных и оборотных средств (фондов). Финансовые ресур­сы унитарных и казенных предприятий распределяются на стро­го определенные цели, что предполагает обособление их денеж­ных средств и иных материальных активов в отдельные фонды — основные и оборотные. В финансовой деятельности государствен-

286 Глава 12. Планирование и использование фин. ресурсов гос. и муниц. предпр.

ных и муниципальных предприятий основные и оборотные сред­ства целесообразно рассматривать в качестве капитальных и те­кущих расходов соответственно.

Согласно инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 г.1, к основным средствам и другим долго­срочным вложениям предприятия относятся: здания; сооруже­ния; передаточные устройства; машины и оборудование; транс­портные средства; вычислительная и оргтехника; транспортные средства; внутрихозяйственные дороги; инструменты, производ­ственный и хозяйственный инвентарь; рабочий и продуктивный скот; библиотечный фонд; прочие основные средства; износ основ­ных средств (амортизация); долгосрочные финансовые вложения; нематериальные активы.

Кроме названных, в составе основных средств предприятия учитываются капитальные вложения на коренное улучшение зе­мель; капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Основные средства предприятий могут формироваться и за счет инвестиций — капитальных вложений в виде затрат на новое стро­ительство, расширение, реконструкцию и техническое перевоору­жение действующих предприятий, приобретение машин, оборудо­вания, инструмента, проектно-изыскательские работы и т.п.2

Финансово-правовыми нор'мами3 закреплены четыре обяза­тельных признака, совокупность которых позволяет считать какое-либо имущество предприятия основными средствами:

а) использование имущества в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока по­лезного использования, продолжительностью свыше 12 Месяцев

§ 3. Правовые основы финансирования основных фондов и оборотных средств

1 БНА. 2000. № 7, 8.

2 См. подробнее: Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности « Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // СИ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096; 2000. № 2. Ст. 143.

3 См.: приказ Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. «Об утвержде нии положения по бухгалтерскому учету «учет основных средств» // Российска; газета. 2001. 16 мая; постановление Государственного комитета РФ по статистик< от 7 февраля 2001 г. «Об утверждении инструкций по заполнению форм федераль ного государственного статистического наблюдения за наличием и движением ос новных фондов» // Финансовая газета. 2001. № 15—18.

и стоимостью свыше 50-кратного минимального размера оплаты труда;

в) предприятие не должно предполагать последующую пере­продажу данных активов;

г) способность приносить предприятию экономическую выго­ду (доход) в будущем.

Основные средства находятся на ответственном хранении у должностных лиц, назначенных приказом руководителя учреж- " дения. Основные средства государственных и муниципальных предприятий подлежат обязательному бухгалтерскому учету, ко­торый должен обеспечивать правильное документальное офор­мление и своевременное отражение поступлений, перемещений и выбытия этих средств, а также контроль за сохранностью и целе­вым использованием каждого объекта.

Государственные и муниципальные предприятия могут приоб­ретать основные средства за счет бюджетных ассигнований, средств, полученных от предпринимательской деятельности, це­левых отчислений, безвозмездных поступлений. Основные сред­ства могут находится в собственности предприятия или быть им арендованы. Например, Уставом федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная теле­визионная и радиовещательная компания» определено, что на­званное предприятие приобретает или арендует основные средст­ва за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, кредитов, ссуд, а также других источников финансирования1.

Важнейшим источником капитальных вложений государст­венных и муниципальных предприятий является амортизация, представляющая собой выраженный в денежной форме процесс долевого перенесения (погашения) стоимости имущества пред­приятия на вновь изготавливаемый продукт.

Правовой режим амортизационных начислений установлен ст. 258 НК РФ, Положением по бухгалтерскому учету «Учет ос­новных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министер­ства финансов РФ от 30 марта 2001 г.2, и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденным прика­зом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г.3

' См. постановление Правительства РФ от 27 июля 1998 г. «Об утверждении Устава «Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной ком­пании» /,/ СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3895; 2002. № 4. Ст. 332.

2 Российская газета. 2001. 16 мая.

" Российская газета (ведомственное приложение). 1998. 31 окт.

288 Глава 12. Планирование и использование фин. ресурсов гос. и муниц. предпр.

J3. Правовые основы финансирования основных фондов и оборотных средств 289

Значительные изменения в правовом регулировании аморти­зации были внесены частью второй НК РФ, согласно которой на­числение амортизации осуществляется по специальным десяти группам, в основе которых лежит срок полезного использова­ния — т.е. период, в течение которого объект основных средств служит деятельности предприятия. Порядок классификации ос­новных средств по амортизационным группам устанавливается Правительством РФ. Однако те объекты основных средств, потре­бительские свойства которых с течением времени не изменяются (например, объекты природопользования, земельные участки), амортизации не подлежат.

На государственных и муниципальных предприятиях объек­тами амортизационных начислений являются основные средства, находящиеся как в собственности, так и на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Особый правовой режим начисления амортизации установлен для объектов федеральной собственности, сданных государственным предприятиям в арен­ду1. В данном случае арендная плата, подлежащая перечислению в бюджет, уменьшается на сумму амортизационных отчислений по сданному в аренду имуществу.

Начисление амортизации зависит от стоимости основных фондов предприятия, в основе определения которой важное значение имеет источник их приобретения. Например, на объ­екты, приобретенные государственным (муниципальным) пред­приятием с использованием бюджетных ассигнований, аморти­зация начисляется только на разницу между стоимостью основных фондов и выделенными бюджетными средствами. Оценка объектов основных фондов, поступивших на государст­венное (муниципальное) предприятие в виде субсидий Прави­тельства РФ или иных органов исполнительной власти, произ­водится по остаточной стоимости, представляющей собой разницу между первоначальной стоимостью и начисленным ранее износом.

1 См.: постановление Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. «О делегирова­нии полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоря­жению объектами федеральной собственности» // Российская газета. 1994. 19 февр.; письмо Министерства финансов РФ и Госналогслужбы РФ от 8 декабря 1993 г. «О сроках и порядке начисления в бюджет дивидендов и арендной платы» // БНА. 1994. № 4; письмо Главного управления федерального казначей­ства Минфина России от 4 октября 1995 г. «Об арендных платежах» // Норматив­ные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1995. № 12.

Амортизация начисляется на объекты основных средств неза­висимо от результатов хозяйственной деятельности предприятия. Сумма амортизации начисляется ежемесячно отдельно по каждо­му объекту.

Таким образом, амортизационные начисления являются до­статочно стабильным и равномерно поступающим источником финансовых ресурсов, обеспечивающим высокую эффективность всем основным фондам предприятия. Если у предприятия доста-^ точно денежных средств для обслуживания своей оперативной де­ятельности, то временно свободные амортизационные начисления могут размещаться в краткосрочные финансовые активы, прино­ся тем самым предприятию дополнительный доход и повышая его финансовую устойчивость.

Кроме основных средств для нормальной хозяйственной дея­тельности государственному (муниципальному) предприятию не­обходим оборотный капитал (оборотные средства, фонды), пред­ставляющий собой составную часть имущества предприятия и обеспечивающий непрерывный процесс выполнения государст­венного заказа. Оборотный капитал представляет собой единый комплекс денежных средств, включенный в оборотные производ­ственные фонды и фонды обращения.

Оборотные средства предприятия имеют фондовую форму, поскольку переходят из сферы обращения в сферу производства и обратно в виде фонда обращения, а затем фонда оборотных про­изводственных фондов. Участвуя таким образом в процессе вы­полнения государственного заказа и его реализации, оборотные средства предприятия находятся в постоянном кругообороте.

Характерным признаком оборотных средств, отличающим их от основных, является функционирование только в одном произ­водственном цикле и перенесение полной своей стоимости на вновь изготовленный продукт.

Видовое многообразие основных средств делает объективно не­обходимой их классификацию по следующим основаниям.

1. В зависимости от размещения в производственном процессе оборотные средства подразделяются на оборотные производст­венные фонды, и фонды обращения.

Оборотные производственные фонды концентрируют денеж­ные средства и материальные активы, необходимые для произ­водства заказанной государством продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Фонды обращения аккумулируют необходимые предприятию Денежные средства на реализацию готовой продукции и приобре-

10-941

290 Глава 12. Планирование и использование фин. ресурсов гос. и муниц. предпр.

тение товарно-материальных ценностей для возобновления про­изводственного цикла.

Для нормальной производственной деятельности соотношение денежного содержания производственного фонда и фонда обраще­ния имеет важное значение, поскольку позволяет оценивать фи­нансовую устойчивость предприятия. Наибольший удельный вес должен иметь фонд производства, поскольку именно его денеж­ные средства направлены на выполнение предприятием государ­ственного заказа. Однако и материальное наполнение фонда обра­щения должно быть достаточным для бесперебойного обеспече­ния реализации продукции и пополнения запасов.

2. В зависимости от источников формирования оборотные средства предприятия подразделяются на собственные и за­емные.

Собственные средства, включенные в производственный обо­рот, имеют важное значение, поскольку обеспечивают устойчи­вость и самостоятельность оперативной финансовой деятельности предприятий. Первоначальное формирование собственных обо­ротных средств государственных и муниципальных предприятий осуществляется соответствующим органом исполнительной влас­ти в виде формирования уставного капитала. В процессе осущест­вления финансовой деятельности предприятие самостоятельно пополняет собственные оборотные средства за счет прибыли, вы­пуска ценных бумаг (векселей и облигаций), операций на финан­совом рынке, добровольных пожертвований и т.д.

Специфическим источником собственных оборотных фондов предприятия можно считать дополнительно поступающие средст­ва: минимальные переходящие задолженности перед бюджетной системой, внебюджетными фондами, а также по заработной плате; резерв будущих платежей; средства кредиторов, поступаю­щие в виде предоплаты за продукцию (работы, услуги) и т.д. На­званные средства постоянно находятся в хозяйственном и финан­совом обороте предприятия, но являются источником собствен­ных оборотных средств только в виде разницы между их величи­ной на конец и на начало предстоящего финансового года, т.е. в сумме их прироста.

Заемные средства направлены на обеспечение дополнитель­ными денежными средствами производственной деятельности предприятия и привлекаются только при недостаточности собст­венных. Для государственных и муниципальных предприятий ос­новным источником заемных оборотных средств служат банков­ские кредиты, выдаваемые под гарантии Правительства РФ или

§ 3. Правовые основы финансирования основных фондов и оборотных средств 291

иного соответствующего органа исполнительной власти. Кроме банковского кредита, заемные оборотные средства могут форми­роваться за счет кредиторской задолженности, остатков фондов и финансовых резервов предприятия, образующихся за счет себе­стоимости, прибыли t амортизации или иных целевых поступле­ний.

Для формирования заемных оборотных средств государствен­ных (муниципальных) предприятий используются и государствен­ные кредиты, порядок предоставления кото

Наши рекомендации