В экономической безопасности
Тема 1. Теоретико-методологические основы функционирования системы финансовой безопасности и ее место
в экономической безопасности
1.1 Понятие экономической безопасности.
1.2 Угрозы экономической безопасности.
1.3 Общая характеристика экономической безопасности и место финансовой составляющей в её системе.
1.4 Факторы, влияющие на уровень экономической безопасности.
1.5 Ресурсы, используемые для обеспечения экономической безопасности.
Актуальность проблемы национальной безопасности вообще и экономической безопасности в частности стала реальной в эпоху становления капиталистических отношений и национальных государств в XVII – XVIII вв.
Именно тогда в странах европейской цивилизации сформировалась и получила развитие идея о том, что государство имеет своей главной целью общее благосостояние и безопасность. Под безопасностью в тот период подразумевалось «состояние, ситуация спокойствия, проявляющаяся в результате отсутствия реальной опасности, а также наличие материальной организационной структуры, способствующей созданию и поддержанию данной ситуации».
Активные дискуссии о национальной экономической безопасности начались только в 1930-1940 гг., когда завершилась эпоха свободной конкуренции и развернулась «административная революция» (так английский экономист Джон Хикс назвал процесс нарастающего с конца XIX в. влияния регулирования на рыночное хозяйство). Именно тогда стала доминировать идея того, что в интересах общества рыночная саморегуляция должна дополняться централизованным регулированием.
Термин «национальная безопасность» впервые появился в США. Американский подход основан на понимании национальной безопасности через национальную устойчивость - состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь для противостояния опасностям и угрозам ее существования, исходящим, как из других стран, так и изнутри собственной страны.
Обязательным компонентом национальной безопасности в целом считается национальная экономическая безопасность. Интересно отметить, что второе понятие, более узкое, родилось даже несколько раньше, чем первое, более широкое.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отражено, что национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и отражают ключевые цели, стратегические и текущие задачи внешней и внутренней политики России. Национальные интересы России обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.
Экономическая безопасность - это своего рода материальная основа национальной безопасности. Она выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. Подобную основополагающую роль подтверждает, хотя и опосредованное, определение, данное рассматриваемому понятию в Государственной стратегии экономической безопасности РФ. В данном документе сказано: «Цель государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз». Следовательно, от экономических условий зависит не только положение отдельного гражданина или региона, но всего государства, всех сфер деятельности, которые, на первый взгляд, никак с данным понятием не соприкасаются.
Термин «экономическая безопасность» по историческим меркам экономической теории является сравнительно молодым. Согласно словарю Роббера, термин «безопасность» начал употребляться с 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, который считал себя защищенным от любой опасности. Однако на протяжении нескольких веков он практически не использовался. Только в XVII - XVIII вв. практически во всех странах утвердилась точка зрения, что государство имеет своей главной целью общее благосостояние и безопасность.
Наиболее широкое распространение получает трактовка безопасности как состояния, ситуации спокойствия, появляющейся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальных, экономических, политических условий, соответствующих органов и организаций, способствующих созданию данной ситуации. Из данного определения видно, что «безопасность» как научная категория находилась в то время на стадии своего зарождения.
Можно с уверенностью сказать, что своему утверждению, как научной категории, понятие «безопасность» обязано XX в. и связано это с многочисленными кризисными ситуациями в национальных и мировой экономиках. Термин «экономическая безопасность» ввел в лексикон Президент США Т. Рузвельт в 1934 г., создав федеральный Комитет по экономической безопасности в связи с осознанием необходимости государственного регулирования экономики и отказом от классической в то время практики невмешательства государства в экономическую жизнь. С тех пор вопрос об экономической безопасности не терял своей актуальности, а в период обострения экономической ситуации звучал особенно громко. Так, в начале 1970-х гг. в США в ситуации неудержимой инфляции из-за войны во Вьетнаме и «холодной войны» Президент Р. Никсон создал Совет по экономической политике. Дальнейшее нарастание угроз в сфере экономической безопасности привело к созданию уже при Президенте Б. Клинтоне Национального экономического совета с теми же правами в области экономики, что и у Совета национальной безопасности в политической области.
С точки зрения С. Murdoch, угроза экономической безопасности государства возникает в том случае, когда происходят негативные изменения: в объеме и распределении доходов и богатства; в уровне занятости, инфляции, доступе на рынок, снабжении сырьем; в экономическом суверенитете, т.е. возможности контролировать широкий круг инструментов политики и ресурсов.
В России вопрос об экономической безопасности встал в связи с переходом от административной системы хозяйствования к рыночной. На рубеже XX и XXI вв. в условиях трансформации политической и экономической систем, подверженности отечественной экономики не только внутренним преобразованиям и их последствиям, но и влиянию других государств и мировой экономики в целом, национальная, и в частности экономическая, безопасность приобрели особое значение. В связи с этим данная тема чрезвычайно актуальна как в отечественной экономической науке, так и в политической практике.
Теория экономической безопасности государства получила широкое освещение в отечественной экономической науке. Активные научные исследования в этой области нашли отражение в публикациях, монографиях и коллективных работах таких ученых, как Л.И. Абалкин, В.К. Сенчагов, Е.А. Олейников, Г.М. Лонской, С.В.Степашин, А.И. Илларионов, В.И. Лисов и др.
При этом существуют два основополагающих момента. Один из них является общим для большинства определений и определяет суть понятия «экономическая безопасность» как фактора обеспечения защиты национальных интересов, независимости, стабильности, развития государства. Второй же выявляет принципиальное расхождение в подходах авторов. В определении одной группы авторов - Л.И. Абалкина, А.И. Илларионова - экономическая безопасность определяется как совокупность условий, обеспечивающих соблюдение национальных, в том числе экономических, интересов. Однако при более детальном рассмотрении данных определений выясняется, что факторами обеспечения экономической безопасности выступает та же совокупность условий, которая определяет саму суть данного понятия. Кроме того, сама совокупность условий не приводит одномоментно и безоговорочно к состоянию безопасности. Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, работающих в сфере экономики, политики, международных отношений. Проблемами обеспечения экономической безопасности занимаются государственные органы практически всех стран мира, так как эти проблемы относятся к числу приоритетных в силу их жизненной важности. Стратегия обеспечения экономической безопасности России строится на основе официально принятых в стране нормативных актов, основными из которых являются: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992г. № 2446-1, Государственная стратегия экономической безопасности РФ, Концепция национальной безопасности Российской Федерации.
Обеспечение экономической безопасности для Российской Федерации предполагает такое состояние экономики, которое поддерживает достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и инновационного развития, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Государственная стратегия в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера базируется на Указе Президента РФ от 12.05.2009 № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года". Вопросы обеспечения экономической и финансовой безопасности всегда были актуальны для российской экономики. Но особую важность они приобретали в период проведения экономических реформ, поскольку в это время происходили серьезные преобразования в хозяйственной жизни государства, причем не всегда сбалансированные, как в области обеспечения прав отдельных личностей, так и различных общественных групп.
По мнению зарубежных ученых, экономическая безопасность государства обусловливается, прежде всего, необходимостью обеспечения его суверенитета в принятии решений, касающихся как внутренних вопросов, так и международного положения; сохранением экономической самостоятельности страны и поддержанием, а также дальнейшим повышением достигнутого уровня жизни населения. Учет данных обстоятельств прослеживается в большинстве определений.
Например, Н. Maull под экономической безопасностью понимает отсутствие острой угрозы минимально приемлемому уровню основных ценностей, который нация считает первостепенно необходимым. По его мнению, эта угроза возникает в том случае, когда внешние экономические параметры изменяются настолько, что возникают условия, способные разрушить существующую социально-политическую систему.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Угрозы экономической безопасности. Это процессы и явления экономического, социального и правового характера, действие которых вызывает нарушение стабильности развития производства, его устоявшейся структуры, усиление территориальной разобщенности и общее ухудшение жизнедеятельности населения.
Угрозы могут возникать в виде стихийных бедствий, аварий, пожаров и взрывов, различного рода посягательств на национальные интересы страны, а также за счет нарушения политической, экономической и социальной стабильности.
Кроме этого, различают:
-реальные, уже свершившиеся угрозы и потенциальные, которые могут произойти в результате каких-либо изменений;
-угрозы в виде целенаправленных действий одного субъекта против другого или стихийные как результат случайных явлений;
-угрозы непосредственные, которые напрямую вызывают негативные процессы, и опосредованные, возникающие при осуществлении дополнительных действий;
-по времени проявления угрозы делятся на текущие (спорадические и регулярные), порождающие нежелательные изменения в течение короткого времени, и долгосрочные, которые могут дать нежелательные явления через длительный промежуток времени.
По содержанию негативных последствий угрозы делятся на политические, экономические, социальные, экологические. В нашей стране в 1996 г. разработана и утверждена государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы основные угрозы экономической безопасности, которые сведены в четыре основные группы.
1-я группа. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, которое ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс может быть нарушен в результате действия следующих факторов:
-расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;
-увеличения доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную направленность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т. д.;
-задержки заработной платы, остановки предприятий и т. д.
2-я группа. Деформированность структуры российской экономики. Она обусловлена такими факторами:
-усиление топливно-сырьевой направленности экономики, отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
-свертывание производств в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
-снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и подрыв на этой основе научно-технического потенциала России;
-завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
-приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков;
-рост внешнего долга России и связанного с этим увеличения расходов бюджета на его погашение.
3-я группа. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой группы являются:
-объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении регионов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;
-нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;
-увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.
4-я группа. Криминализация общества и хозяйственной деятельности. Она характеризуется факторами, к числу которых относятся:
-рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
-сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;
-ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке; в сфере приватизации; экспортно-импортных операций и торговли.
Аналогичный перечень экономических угроз содержится в Концепции национальной безопасности. В этом документе отмечается, что «в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением ВВП, снижением инвестиций, инновационной активности научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости».
В Концепции выделены ключевые угрозы, намечены социальные последствия, которые они могут вызвать и четко прослеживается снижение уровня экономической безопасности. В частности, отмечается, региональный сепаратизм и социальная поляризация населения ведут к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России; экономическая дезинтеграция и социальная дифференциация общества способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.
При изучении экономической безопасности, оценке уровня угроз и принятии решений по стабилизации экономики важным является четкое разграничение угроз на внутренние и внешние. Внешние и внутренние процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Внешние факторы могут оказывать позитивное и негативное воздействие на внутренние экономические процессы, и наоборот - успехи или промахи во внутриэкономической деятельности соответственно укрепляют или ослабляют позиции государства на международном уровне.
Внутренние угрозы обусловлены в основном внутренними социально-экономическими процессами и явлениями, которые приводят к ущербу в виде материальных потерь или ухудшению социальных, национальных, культурных и нравственных основ жизнедеятельности. Внутренние угрозы в основном явились следствием экономических и социальных преобразований. Результаты современных реформ оказались разрушительными для общества и государства в целом, до предела обострились проблемы безопасности и выживания.
В макроэкономике экономическая безопасность— такое состояние, или уровень развития средств производства в стране, при которых процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается, практически, независимо от наличия и действия внешних факторов.
В целом система экономической безопасности государства включает шесть блоков: концепция национальной безопасности; национальные интересы России в сфере экономики; угрозы экономической безопасности; индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения; организационные структуры обеспечения экономической безопасности; правовое обеспечение экономической безопасности.
Экономическая безопасность государства - совокупность экономических, политических, военных, научно-технологических и социальных аспектов и факторов, определяющих состояние, или уровень национальной безопасности государства.
Экономическая безопасность может быть достигнута в том случае, если степень зависимости от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, социальной и экономической ситуации не превышает предела, который грозит утерей национального суверенитета, существенным ослаблением военной мощи, значительным снижением уровня и качества жизни населения, либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.
Уровни экономической безопасности государства определяются следующими факторами:
1. Геополитическим и экономико - географическим положением страны и связанным с этим размещением производительных сил на территории страны, а также доступом к отечественным и зарубежным ресурсам.
2. Экономическая и военно - политическая мощь страны и ее конкурентная позиция в мировой экономической системе по стратегически важным направлениям развития.
3. Ориентация институциональной системы страны на поддержку отраслей индустриальной экономики от которой зависит уровень национальной безопасности.
4. Приоритетами экономической политики государства в отношении отраслей обеспечивающих конкурентное преимущество, предприятия национальной экономики.
5. Параметры отраслевой и региональной структуры ВВП, стратегической значимости отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения национальной безопасности.
6. Наличие резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядка в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств.
Аспекты деятельности, непосредственно влияющие и направленные на сохранение максимально эффективного уровня экономической безопасности государства:
· Разработка, принятие и исполнение законодательных актов, обеспечивающих функционирование стратегически важных отраслей экономики;
· Контроль исполнения бюджета и предотвращение нецелевого расходования средств;
· Борьба с коррупцией на всех уровнях;
· Инвестиции в развитие новейших технологий и наукоёмких производств;
· Усиление и оптимизация деятельности спецслужб и армии;
· Развитие и оптимизация политической и экономической системы управления государством;
· Глубокий, всесторонний анализ и создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций, в том числе, техногенных катастроф и максимально эффективного устранения возможных последствий.
Экономическая безопасность предприятия (ЭБП) - это состояние наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия.
ЭБП— это состояние стабильности, при котором компания может осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, сохраняя равновесие и общий вектор своего развития в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, в том числе в условиях активного воздействия факторов дестабилизирующего характера.
К числу основных задач СЭБ любой коммерческой структуры относятся:
- защита законных прав и интересов предприятия и его сотрудников;
- сбор, анализ, оценка данных и прогнозирование развития обстановки;
- изучение партнеров, клиентов, конкурентов, кандидатов на работу в компании;
- своевременное выявление возможных устремлений к предприятию и его сотрудникам со стороны источников внешних угроз безопасности;
- недопущение проникновения на предприятие структур экономической разведки конкурентов, организованной преступности и отдельных лиц с противоправными намерениями;
- противодействие техническому проникновению в преступных целях;
- выявление, предупреждение и пресечение возможной противоправной и иной негативной деятельности сотрудников предприятия в ущерб его безопасности;
- защита сотрудников предприятия от насильственных посягательств;
- обеспечение сохранности материальных ценностей и сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;
- добывание необходимой информации для выработки наиболее оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики экономической деятельности компании;
- физическая и техническая охрана зданий, сооружений, территории и транспортных средств;
- формирование среди населения и деловых партнеров благоприятного мнения о предприятии, способствующего реализации планов экономической деятельности и уставных целей;
- возмещение материального и морального ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий организаций и отдельных лиц;
- контроль за эффективностью функционирования системы безопасности, совершенствование ее элементов.
Ключевыми параметрами безопасности организации являются: независимость, стабильность, устойчивость, способность к развитию, обновлению и самосовершенствованию, сохранение необходимого качества функциональных составляющих (финансовой, кадровой, информационной и др.).
Экономическая безопасность— это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем.
Построение СЭБ предприятия должно осуществляться на основе соблюдения принципов:
-- законности;
-- прав и свобод граждан;
-- централизованного управления;
-- компетентности;
-- конфиденциальности;
-- разумной достаточности, соответствия внешним и внутренним угрозам безопасности;
-- комплексного использования сил и средств;
-- самостоятельности и ответственности за обеспечение безопасности;
-- передовой материально-технической оснащенности;
-- корпоративной этики;
-- координации и взаимодействия с органами власти и управления.
К основным элементам СЭБ предприятия относятся:
1) защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации;
2) компьютерная безопасность;
3) внутренняя безопасность;
4) безопасность зданий и сооружений;
5) физическая безопасность;
6) техническая безопасность;
7) безопасность связи;
8) безопасность хозяйственно-договорной деятельности;
9) безопасность перевозок грузов и лиц;
10) безопасность рекламных, культурных, массовых мероприятий, деловых встреч и переговоров;
11) противопожарная безопасность;
12) экологическая безопасность;
13) радиационно-химическая безопасность;
14) конкурентная разведка;
15) информационно-аналитическая работа;
16) пропагандистское обеспечение, социально-психологическая, предупредительно-профилактическая работа среди персонала и его обучение по вопросам экономической безопасности;
17) экспертная проверка механизма системы безопасности.
Обеспечение экономической безопасности для предприятий Российской Федерации предполагает такое состояние экономики, которое поддерживает достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и инновационного развития, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. С точки зрения финансовой безопасности она включает в себя:
· сохранение платежеспособности;
· планирование будущих денежных потоков экономического субъекта;
· безопасность занятости, обеспечение необходимого уровня дохода работникам и своевременность выплат.
ЭБП характеризуется совокупностью качественных и количественных показателей, важнейшим среди которых является уровень экономической безопасности.
Для того чтобы достичь наиболее высокого уровня экономической безопасности, предприятие должно следить за обеспечением максимальной безопасности основных функциональных составляющих системы ЭБП. Организация производства и управления предприятием / под редакцией О.Г. Туровца. М.: «ИНФРА-М», 2007 - С.138-139.
Для обеспечения своей экономической безопасности предприятие использует совокупность корпоративных ресурсов, т.е. факторов бизнеса, используемых владельцами и менеджерами предприятия для выполнения целей бизнеса. Среди них выделяют:
- ресурс капитала. Акционерный капитал предприятия в сочетании с заемными финансовыми ресурсами является кровеносной системой предприятия и позволяет приобретать и поддерживать остальные корпоративные ресурсы, изначально отсутствующие у создателей данного предприятия;
- ресурс персонала. Менеджеры предприятия, штат инженерного персонала, производственных рабочих и служащих с их знаниями, опытом и навыками являются основным проводящим и связующим звеном, соединяющим воедино все факторы данного бизнеса, обеспечивающим проведение в жизнь идеологии бизнеса, а также достижение целей бизнеса;
- ресурс информации и технологии. Информация, касающаяся всех сторон деятельности предприятия, является в настоящее время наиболее ценным и дорогостоящим из ресурсов предприятия. Именно информация об изменении политической, социальной, экономической и экологической ситуации, рынков предприятия, научно-техническая и технологическая информация, know-how, касающиеся каких-либо аспектов данного бизнеса, новое в методах организации и управления бизнесом позволяют предприятию адекватно реагировать на любые изменения внешней среды бизнеса, эффективно планировать и осуществлять свою хозяйственную деятельность;
- ресурс техники и оборудования. На основе имеющихся финансовых, информационно-технологических и кадровых возможностей предприятие приобретает оборудование, необходимое (по мнению менеджеров предприятия) и доступное (исходя из имеющихся ресурсов);
- ресурс прав. С развитием цивилизации, истощением природных ресурсов и повышением ценности для бизнеса нематериальных активов резко выросла роль данного ресурса. Этот ресурс включает в себя права на использование патентов, лицензии и квоты на использование природных ресурсов, а также экспортной квоты, права на пользование землей (причем в настоящее время крайне повысилась ценность городских территорий, предназначенных не для земледелия, а для административной застройки). Использование этого ресурса позволяет предприятию приобщиться к передовым технологическим разработкам, не проводя собственных дорогостоящих научных исследований, а также получить доступ к необщедоступным возможностям развития бизнеса Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономист, 2008 - С.107.
Функциональная система экономической безопасности включает направления.
- Финансовая составляющая
Среди функциональных составляющих экономической безопасности финансовая составляющая считается ведущей и решающей, поскольку в рыночных условиях хозяйствования финансы являются «двигателем» любой экономической системы
Финансовая безопасность в рамках экономической безопасности - это состояние финансов и финансовых институтов, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных экономических интересов, гармоничное и социально направленное развитие национальной экономики, финансовой системы и всей совокупности финансовой отношений и процессов в государстве, готовность и способность финансовых институтов создавать механизмы реализации и защиты интересов развития национальных финансов, поддержка социально - политической стабильности общества, а так же формируются необходимые и достаточные экономический потенциал и финансовые условия для сохранения целостности и единства финансовой системы даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и вешних процессов и успешного противостояния внутренним и внешним угрозам финансовой безопасности.
Система финансовой безопасности предполагает создание таких условий функционирования финансовой системы, при которых, во-первых, предельно мала возможность перенаправления финансовых потоков в незакрепленные законодательными нормативными актами сферы их использования; во-вторых, до минимума снижена возможность явного злоупотребления финансовыми средствами.
Сначала оцениваются угрозы экономической безопасности, имеющие политико-правовой характер и включают:
- внутренние негативные действия;
- внешние негативные воздействия;
- форс-мажорные обстоятельства и обстоятельства, приближенные к форс-мажорным;
- финансовая отчетность и результаты работы предприятия;
- конкурентное состояние предприятия;
- рынок ценных бумаг предприятия
Важной предпосылкой охраны финансовой составляющей экономической безопасности является планирование комплекса необходимых мероприятий и оперативная реализация запланированных действий в процессе осуществления тем или иным субъектом хозяйствования финансово-экономической деятельности.