Виды экономической безопасности. Критерии, параметры и показатели экономической безопасности

Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой на­ционально-государственных интересов.

"Национальные интересы Российской Федерации" - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми не­обходимыми средствами и институтами государства (включая силовые струк­туры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов.

Виды экономической безопасности определяются в зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности и соответствующих рынков. В реальном секторе экономики речь идет в первую очередь о производственно-технологи­ческой, промышленной безопасности. Одновременно необходимо рассматривать, в чьих интересах происходит распределение и перераспределение национально­го богатства страны, проводится приватизация государственной собственнос­ти, деиндустриализация экономики; как используются экспортный потенциал и рынки внутри страны под напором дешевого импорта.

Энергетические проблемы современной экономики требуют выделения в самостоятельный вид энергетической безопасности.

Инфляционная безопасность выражается в росте цен. Но она, как правило, связана с общей сбалансированностью финансовых потоков и равновесием в экономике. Рост цен может отражать конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние бюджетного, торгового и платежного балансов страны. Поэтому общий инфляционный потенциал экономики, складываю­щийся в результате всей совокупности факторов, часто говорит о финансовой безопасности вообще, частными проявлениями которой и являются инфляци­онная, валютная и другие подвиды, связанные с бюджетом, банками, рынками ценных бумаг.

Самостоятельный вид образует внешнеэкономическая безопасность, обус­ловленная взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Она проявляется в конкурентоспособности отечественных экс­портеров, внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показа­телях внешней торговли в структуре ВВП; в результатах годовых платежных и торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота.

Возрастающую роль в современной экономике играет интеллектуальная безопасность. Обеспечение безопасности в этой области должно достигаться с помощью патентной защиты, таможенного регулирования.

Еще один вид экономической безопасности — информационная безопас­ность, особая роль информации и информационных технологий в организации современных рынков, бизнеса.

Содержание экономической безопасности раскрывается через ее ключевые понятия, связанные категориями угроз экономической безопасно­сти:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения подрывает со­циальный мир и общественное согласие.Относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате:

—расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;

—увеличения доли бедных слоев населения в городе по сравнению с дерев­ней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России нега­тивных явлений – наркомании, организованной преступности, прости­туции и т. д.;

—роста числа безработных, что может привести к социальным конфликтам;

—задержки выплаты заработной платы, пенсий, пособий, остановки предприятий и т. д.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловлена та­кими факторами, как:

—усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

—отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

—низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

—свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатываю­щей промышленности, прежде всего в машиностроении;

—снижение результативности, расширение технологического единства на­учных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллек­тивов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

—завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по мно­гим видам товаров народного потребления и медикаментов;

—приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутрен­него рынков;

—рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бю­джета на его погашение.

3. Угрозу неравномерности социально-экономического развития регионов обусловливают такие важнейшие факторы, как:

—объективно существующие различия в уровне социально-экономическо­го развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в социально-экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих производств;

—нарушение производственно-технологических связей между предприя­тиями отдельных регионов России;

—увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на ду­шу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Причинами криминализации общества и хозяйственной деятельности стали:

—рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совер­шается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

—сращивание части чиновничества государственных органов с организо­ванной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной долей производства и их проникновение в различные властные образования;

—ослабление системы государственного контроля, что всегда приводит к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем фи­нансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных опера­ций и торговли.

Предотвращение или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности требует четкого определения и постоянного мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

Состояние экономической безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функциониро­вания экономической системы.

Параметрами макроэкономической деятельности принято называть те пе­ременные, которые характеризуют тот или иной вариант макроэкономической политики государства (политика регулирования спроса либо предложения; в рамках политики регулирования спроса – кредитно-денежная политика ва­лютного курса, бюджетно-налоговая, таможенная политика).

В области кредитно-денежной политики — это количество денег в обраще­нии, реальные деньги (денежная масса, соотнесенная с ростом цен), динамика денежной массы, скорость денег в обращении, процентные ставки. В области бюджетно-налоговой политики — это налоговые ставки, количество налогов, правительственные расходы, правительственные субсидии, величина бюджет­ного дефицита. Эти параметры могут быть весьма жесткими в критические пе­риоды экономического развития. Жесткость кредитно-денежной политики связана с ограничением денежного предложения, бюджетно-налоговой — с ог­раничением правительственных расходов, уровнем налогообложения.

Обычно различные виды макроэкономической политики альтернативны по степени жесткости: к примеру, мягкая кредитно-денежная и жесткая бюджет­но-налоговая, или наоборот. Удвоенная жесткость политики приводит к тому, что экономика испытывает двойной шок, и в рамках регулирования спроса трудно уравновесить его последствия.

Наиболее эффективно результаты функционирования экономики оценива­ются тремя общими экономическими критериями: инфляцией, экономичес­ким ростом (спадом), безработицей. На базе этих критериев рассчитываются показатели темпов инфляции, экономического роста (спада), уровня безрабо­тицы. Это исходные параметры, на основе которых с различной степенью дета­лизации и учета разнообразных факторов макроэкономической динамики можно развернуть достаточно представительную систему показателей.

Состояние системы отслеживается по колебаниям фактического ВВП в сравнении с потенциальным (условно определяемым как объем производства при полной занятости). На краткосрочных горизонтах также анализируются инфляция, безработица. В частнос­ти, при оценке динамики ВВП используется такой показатель, как «разрыв ВВП» — разница между потенциальным и фактическим выпусками в процен­тах, позволяющая фиксировать опасные значения «перегрева» или спада в экономике.

Целесообразно использовать и такие индикаторы, как процентные ставки, данные важнейших балансов (госбюджета, торгового, платежного), величина внутреннего госдолга, внешняя задолженность.

Перечисленные индикаторы имеют свои пороговые значения, за пределами которых экономика переходит в экстремальные режимы функционирования:

1) нормальным режимом экономического роста для стран с развитой рыночной экономикой считается темп прироста в 2-4% в год. В периоды качественных трансформаций и радикальных экономических реформ допустимыми считаются либо минимальные, на уровне 0,5-1,5%, при­росты реального ВНП; либо небольшие, непродолжительные спады, не превы­шающие 2-3 года.

Известны и так называемые критические траектории развития. Например, в ре­зультате революции и гражданской войны в России послевоенное производст­во составило всего 15% довоенного уровня (по базе 1913 г.). Спад в 50% ВВП считается пороговым, за которым разрушения приобретают необратимый ха­рактер, т. е. начинается деиндустриализация страны.

2) пороговое значе­ние естественного уровня занятости колеблется по странам и отдельным периодам (6,5-7%). В периоды кардинальных экономических сдвигов без­работица может достигать 15-20%, но такой уровень может держаться не бо­лее 2-3 лет.

3) Инфляционная безопасностьгосударства оценивается по-разному. Напри­мер, в благополучных странах Запада годовые темпы инфляции в 5-10% счи­таются внушающими беспокойство. Устойчивое превышение на протяжении ряда лет темпов инфляции 50% в годовом исчислении уже приводит к серьез­ным воспроизводственным нарушениям и требует регулярной антиинфляци­онной политики. За пределами 500% в год имеет место гиперинфляция. Нор­мой инфляции в 1000% характеризуется классическая гиперинфляция.

4) Количественная граница, за пределами которой налог превращается в антистимул, определяется налоговой ставкой, не превышающей 32%.

Не менее важным являются:

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Важнейшие требования экономической безопасности — сохранение госу­дарственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, способных причинить ущерб национальным интересам страны.

2. Устойчивость финансовой системы, определяемая уровнем дефицита бю­джета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, нор­мализацией финансовых потоков и расчетных отношений, степенью защищен­ности интересов вкладчиков, золотовалютным запасом, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга, дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

3. Рациональная структура внешней торговли, обеспечивающая доступ оте­чественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импор­та (с учетом региональных особенностей), приоритет экономических отноше­ний со странами ближнего зарубежья. Сбалансированная внешнеэкономичес­кая политика, направленная как на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и на защиту отечественных производителей с использованием при­нятых в международной практике защитных мер.

— Примерный перечень па­раметров пороговых значений экономической безопасности, по которым мож­но отслеживать ее состояние и динамику приведен у вас в учебниках.

Количественные индикаторы должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого региона.

Наши рекомендации