Системы исполнения бюджетов. Исполнение бюджетов бюджетной системы РФ

Исполнение бюджетов включает в себя:

- исполнение бюджетов по доходам,

- исполнение бюджета по расходам,

- исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета.

В мировой практике известны три системы исполнения бюджетов:

- банковская – исполнение бюджетов Центральным банком и коммерческими банками;

- казначейская – органы казначейства исполняют бюджеты, осуществляя платежи от имени и по поручению бюджетополучателей;

- смешанная – обслуживание бюджетных счетов вменяется в функции и казначейства, и банков.

В России действует казначейская система исполнения бюджетов.

В Российской Федерации исполнение бюджетов обеспечивается:

- федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ - Правительством Российской Федерации,

- бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ,

- местного бюджета - местной администрацией муниципального образования.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе:

а) сводной бюджетной росписи - документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с БК РФ в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;

б) кассового плана - прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством. Кассовое обслуживание исполнения бюджета - проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета

По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта РФ необходимого для их осуществления имущества.

Однако, субъекты РФ, являющиеся в очередном финансовом году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, в том числе автономные округа, в состав которых входят муниципальные образования, являющиеся в очередном финансовом году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований за счет бюджетов краев, областей, начиная с очередного финансового года не имеют права заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

[1] Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ (например, Счетная палата РТ) и муниципальных образований (например, Контрольно-счетная палата города Казани), Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций)

Наши рекомендации