Тема: Расчетные операции коммерческих банков.

1. Организация расчетных операций.

2. Система безналичных расчетов, ее элементы.

3. Формы безналичных расчетов.

4. Межбанковские расчеты.

1. Расчетные операции между экономическими субъектами осуществляются, как правило, в безналичном порядке, т.е. путем перечисления денег со счета плательщика на счет получателя.

Для проведения расчетных операций и хранения денежных средств клиентов любому банку с момента регистрации, т.е. выдачи лицензии на осуществление банковской деятельности, открывается корреспондентский счет (расчетный счет коммерческого банка). Первые суммы, зачисленные на корр.счет – это взносы учредителей в УК в момент его образования. Взаимоотношения между к.б. и ЦБ (представителем которого является РКЦ) при открытии корр.счета оформляются договором.

Для открытия корр.счета в РКЦ предоставляются следующие документы:

- заявление на открытие счета;

- карточку с образцами подписей.

Каждому банку может быть открыт только один корр.счет в одном РКЦ. Платежи с корр.счета осуществляются в пределах остатка на нем. При недостатке средств банк в 5-ти дневный срок обязан его пополнить, в противном случае- санкции, вплоть до отзыва лицензии. РКЦ ежедневно отчитывается перед банком выпиской о состоянии корр.счета.

Между банком и клиентом также возникают договорные отношения по поводу расчетного обслуживания. Банк осуществляет расчеты по требованию клиента, когда последний выступает или получателем, или плательщиком. Он несет ответственность за наличие всех реквизитов в расчетных документах и идентичность их заполнения во всех экземплярах. О состоянии расчетного счета банк информирует клиента выпиской. Если денежная сумма зачислена (либо списана) на счет ошибочно, то клиент в 10-дневный срок должен сообщить об этом банку, в противном случае, обороты и остаток по счету считается подтвержденными.

При проведении расчетов клиент вправе самостоятельно выбрать ту форму расчетов, которая ему подходит (Положением № 14 «О безналичных расчетах» предусмотрены расчеты платежными требованиями, требованиями-поручениями, платежными поручениями, чеками, аккредитивами). Поступившие в банк платежные требования и требования-поручения оплачиваются в порядке предварительного акцепта.

См. виды акцепта!!!

· Положительный (плательщик по любому расчетному документу, содержащему требования оплаты, обязан заявить в письменной форме согласие на платеж, либо отказ);

· Отрицательный (плательщик письменно уведомляет банк об отказе от акцепта. Не заявленный в срок отказ свидетельствует о согласии на оплату – молчаливый акцепт);

· Последующий (немедленная оплата расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня. При этом за плательщиком сохраняется право заявления последующего отказа в течение 3-х дней.)

Срок акцепта 3 дня, т.е. плательщик должен дать свое согласие на оплату до списания средств со счета.

2. Система безналичных расчетов включает участников, объекты, место проведения расчетов, принципы, формы, наличие посредников в расчетах, риски, очередность платежей.

1) участники: банк (какова его роль в безналичных расчетах?)

- хранение денежных средств предприятия

- зачисление сумм, поступающих на счет

- выполнение распоряжений предприятия об их

перечислении и выдаче со счета

- выполнение других банковских операций

клиент

- направляет расчетные документы на списание

денежных средств, перечисление, зачисление

получатель

- безналичные расчеты охватывают множество

субъектов, и если получатель денег – клиент

банка, то происходит перечисление средств

со счета одного клиента на счет другого;

если получатель- клиент другого банка, то

происходит перечисление средств со счета

плательщика на корр.счет банка, в котором он

обслуживается, а затем на корр.счет КО, в

которой обслуживается получатель

2) объекты :товарные – движение денег в оплату товара;

бестоварные – деньги перечисляются на основе каких-

либо финансовых обязательств,

например, погашение кредитов, оплата

ценных бумаг.

3) место проведения :в зависимости от охвата территории:

одногородние расчеты (и плательщик, и полу-

чатель денег находятся в пределах одного

населенного пункта)

иногородние и международные

4) принципы организации безналичных расчетов :

1. Все расчеты осуществляются а)только через банк б)под контролем всех его участников.

А) через банк потому что государство, таким образом, контролирует объем денег в обращении.. Как известно, денежная масса может быть как в наличной, так и в безналичной форме. Принуждая предприятия держать средства в безналичном виде, государство получает возможность контролировать больший объем денег (наличность практически бесконтрольна).

Б) под контролем всех участников, чтобы исключить возможность ошибки и разбазаривания денег.

2. Платежи со счета осуществляются по распоряжению владельцев, и это право клиента не может быть ограничено (исключение: деньги могут быть списаны по решению суда). Если денег на счете достаточно, чтобы удовлетворить все требования, предъявленные к счету, то списание средств осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента на списание (календарная очередность). Если же денег не достаточно, то списание происходит в очередности согласно Гражданскому Кодексу. При недостатке средств для оплаты расчетных документов, банк, в редких случаях (если клиент первоклассный, а недостаток денег – явление краткосрочное) может предоставить кредит, т.е. оплатить документы за счет собственных ресурсов, а при поступлении денег на счет, взыскать эту сумму.

3. Срочность платежей. Соблюдение этого принципа позволяет субъектам безналичных расчетов более рационально построить свой денежный оборот, точно определить потребность в заемных средствах и, таким образом, управлять ликвидностью своего баланса. Различают:

- досрочный платеж (предоплата, аванс) – платеж до отгрузки товаров;

- платеж после отгрузки товаров;

- пролонгированный (отсроченный) – платеж осуществляется через определенный срок после завершения торговой операции;

- просроченный (при отсутствии у плательщика средств).

4. Обеспеченность платежей, т.е. наличие у плательщика ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем. Различают:

a. оперативную обеспеченность, т.е. наличие достаточной для платежа суммы ликвидных средств 1-го класса (денежные средства);

b. перспективную обеспеченность – это оценка платеже- и кредитоспособности плательщика.

5) Наличие посредников : прямые и транзитные (через корр.счет)

6) Риски : - операционные (ошибка в оформлении расчетов);

- мошенничества (недобросовестность работника банка, которые знают номера счетов клиентов и могут этим воспользоваться в своих интересах);

- задержки платежа;

- Делькредере (неплатежа).

7) Очередность. При наличии денег на счете действует календарная очередность, при недостаточности средств - в соответствии со ст. 855 ГК РФ: См. порядок очередности!!!

1) осуществляется списание по исполнительным документам денег для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, взыскание алиментов;

2) по исполнительным листам для расчетов по выплате выходных пособий, оплате труда, вознаграждения по авторскому договору;

3) по платежным документам по оплате труда, отчисления во Внебюджетные Фонды (Фонд социального страхования, ПФ, Фонд занятости);

4) платежи в бюджет и Внебюджетные фонды;

5) удовлетворение других денежных требований по исполнительным документам;

6) списание по платежным документам в порядке календарной очередности.

3. Форма безналичных расчета – совокупность взаимосвязанных элементов, включая схему документооборота, платежный документ и способ платежа (порядок перевода денежных средств). В соответствии с классификацией БМР (г. Базель) способ платежа может быть либо а) кредитовым, либо б) дебетовым.

А) Кредитовый перевод характеризуется тем, что деньги сначала списываются со счета плательщика, а затем перечисляются на счет получателя. При этом инициатива платежа принадлежит плательщику (дебитору), который дает распоряжение банку кредитовать счет получателя средств. Кредитовый перевод занимает почти 90% платежного оборота. В качестве расчетного документа в российской практике могут использоваться платежные поручения или требования-поручения, акцептованные плательщиком.

Б) Дебетовый перевод: сначала деньги зачисляются на счет получателя, а потом происходит их списание со счета плательщика. Инициатива начала перевода принадлежит кредитору, который направляет платежный документ, подтверждающий долг дебитора. В качестве платежного документа может выступать вексель, требование, чек, инкассовое поручение на безакцептное списание средств, аккредитив.

Эффективность отдельных форм безналичных расчетов определяется следующими показателями:

- сближение моментов получения товара и его оплаты;

- трудоемкость расчетной операции;

- возможность осуществления контроля всеми участниками расчетов.

Формы безналичных расчетов:

1) Акцептная форма расчетов (инкассовая форма, расчеты платежными требованиями).

Поставщик Плательщик

2 8 4 5

Банк 3 Банк

Поставщика плательщика

7 6

1 – отгрузка товара 5 – возвращение документов

2 – предъявление платежного с акцептом

требования на инкассо 6 – списание денег со счета

3 – рамбурсное требование плательщика

оплаты 7 – кредитовый перевод

4 – предъявление документов (кредитовое авизо)

для акцепта

Преимущества данной формы расчетов: отвечает требованиям поставщика и покупателя: поставщик не задерживает отгрузку продукции и не подвергается риску несвоевременного представления платежных документов в банк; покупатель не отвлекает средств в расчеты и обладает возможностью проверить условия договора, создаются условия для контроля всеми участниками.

Недостатки: нет гарантии платежа, двойной документооборот (повышенные издержки), значительный разрыв во времени между получением товара и его оплатой, существует возможность необоснованных отказов от оплаты.

2) Расчеты платежными поручениями

Поставщик Плательщик

5 2

Банк 4 Банк

Поставщика плательщика 3

1 – отгрузка товара 4 – кредитовый перевод

2 – платежное поручение 5 – зачисление денег на

на списание денег в счет поставщика

оплату товара

3 – списание денег со счета

Преимущества: позволяет ускорить оборачиваемость средств в расчетах, снижает трансакционные издержки, сближаются моменты получения и оплаты.

Недостатки: нет гарантии платежа, возможны случаи задержки предоставления документов к оплате.

3) Аккредитивная форма расчетов – поручение покупателя банку осуществить оплату на условиях, которые определены в аккредитивном заявлении.

Схема покрытого аккредитива (в России не работает)

Поставщик Плательщик

7 5 8 1

Банк 3 Банк

Поставщика плательщика

1 – заявление на открытие 5 – извещение поставщика

аккредитива об открытии аккредитива

2, 3 - списание и перечисление 6 – отгрузка товара

денег с расчетного счета 7 – документы, свидетель-

плательщика (кредитовое ствующие об отгрузке

авизо)

4 – открытие аккредитивного счета 8 – зачисление денег

с зачислением на него перечис- на счет поставщика

ленных денег

Схема непокрытого аккредитива

Поставщик Плательщик

5 6 3 1

Банк Банк

Поставщика плательщика

9 2 8

1 – заявление на открытие

аккредитива 5 – денежные документы для

2 – бронирование средств оплаты

на счете плательщика 6 – зачисление денег в оплату

(перевод с расчетного отгруженного товара на

счета, внесение налич- на счет поставщика

ных денег) 7 – рамбурсное требование

3 – извещение поставщика о перечислении денег

об открытии аккредитива 8 – списание денег

4 – отгрузка товара 9 - дебетовый перевод

Преимущества аккредитивной формы расчетов: гарантия платежа, возможность получить деньги в кратчайшее время (по покрытому аккредитиву).

Недостатки: отвлечение денег из оборота плательщика, аккредитив не способствует равномерной отгрузке товара (нужно ждать пополнения аккредитивного счета). Необходимым условием использования непокрытого аккредитива является доверие между банками.

4) Чековая форма расчетов. Чек – это письменное распоряжение чекодателя банку заплатить чекодержателю сумму, указанную в чеке.

Схема чековой формы расчетов (в России не работает)

4

Поставщик Плательщик

6 7 5 1 3

Банк Банк

Поставщика плательщика

10 2 9

1 – заявление на открытие 6 – чек на инкассо

чекового депозита 7 – зачисление денег на счет

(с внесением денег) поставщика в оплату чека

2, 3 – открытие счета и 8 – рамбурсное требование

выдача чековой книжки оплаты

4 – отгрузка товара 9 – списание денег с чекового

5 – получение поставщиком депозита

чека на сумму поставки 10 – дебетовый перевод

Преимущества данной формы: гарантия платежа, возможность использования чека для расчетов с любыми партнерами, сближение моментов получения и оплаты товара.

Недостатки: отвлечение денежных средств из оборота плательщика (этот недостаток устраняется через авалирование, либо акцептование документа).

Расчеты чеками в российской практике имеют свои специфические особенности:

4

Поставщик Плательщик

6 10 5 1 3

Банк Банк

Поставщика плательщика

9 2 8

1 – заявление на открытие 6 – предъявление чека

чекового депозита в банк к оплате

(с внесением денег) 7 - чек для оплаты

2, 3 – открытие счета и 8, 9 – списание и перевод

выдача чековой книжки денег в оплату чека

4 – отгрузка товара (кредитовое авизо)

5 – выдача чека 10 – зачисление денег на

счет поставщика

4. Для осуществления межбанковских расчетов нужно установить корреспондентские отношения (это совокупность возможных форм сотрудничества, возникающих между банками). Необходимость межбанковских корр. отношений возникает по ряду причин:

c. банк не может оказать какие-либо услуги своим клиентам по причине отсутствия лицензии;

d. банк-корреспондент может оказать услуги клиенту лучше, быстрее и дешевле;

e. в целях проведения расчетов между клиентами, счета которых открыты в других банках.

Существует несколько способов открытия корреспондентских счетов:

1) корр. счет на балансах банков-корреспондентов (прямые межбанковские расчеты).

Банк 1 Банк 2

Преимущества прямых расчетов:

· отвечают интересам клиентов, имеющих устойчивые отношения с клиентами других банков;

· ускорение расчетов;

· появляются благоприятные условия для проведения взаимозачетов;

· расширяются возможности для активной работы на рынке.

Недостаток: распыление средств.

2) корр. счета банков-корреспондентов на балансе третьего банка (как правило, в ЦБ). Последний выступает контролирующим органом за

системой расчетов, организатором процедуры перевода средств.

Банк 1 Банк 2

       
 
   
 

Банк 3

 
 

3) клиринговый корр. счет – счет, основанный на зачете взаимных требований и обязательств. Процесс взаимозачета обязательств участников клиринга называют клиринговым сеансом. Он проводится несколько раз в течение дня в заранее установленное время. Существует 2 варианта окончательных расчетов при многостороннем клиринге:

а) классический – каждому участнику открывается транзитный счет, на котором учитываются обязательства и требования, выводится сальдо, которое и передается на основной корр. счет в ЦБ;

б) авансовый – при клиринговой палате открывается счет, куда авансом переводится определенная сумма с корр. счета. Если возникает дебетовое сальдо, то клиринговая палата может предоставить кредит.

Для открытия корр. счета банком предоставляются заявление, карточка с образцами подписей уполномоченных лиц и оттиском печати, переводной телеграфный ключ и список филиалов, которым предоставляется право осуществлять операции по корр. счету.

По мере развития межбанковских расчетов коммерческие банки стали получать право на пользование овердрафтом (краткосрочным кредитом). В России их количество неуклонно снижается по причинам высокой задолженности по овердрафту (из-за нарушений при проведении внутрибанковских платежей, несвоевременного зачисления средств, невозврата кредитов клиентами банков).

Наши рекомендации