Источником формирования доходов бюджетов является национальный доход.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с законодательством налоговая система России строится по трехуровневому признаку подчиненности бюджетов. Все налоги, существующие в РФ, делятся на федеральные, налоги субъектов федерации и местные налоги.
Федеральные налоги устанавливаются и вводятся высшим органом государственной (законодательной) власти и взимаются на территории всей страны. Систему федеральных налогов и сборов в соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ составляют следующие платежи:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
Налоги субъектов РФ (региональные) — это налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, являющиеся для них обязательными. Цель и назначение этих налогов - решение территориальных проблем. Согласно ст. 14 Налогового кодекса РФ существуют следующие региональные налоги:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
К местным налогам в соответствии со ст.15 Налогового кодекса РФ относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Следует отметить, что по усмотрению субъектов РФ, в рамках видов деятельности, предусмотренных Налоговым кодексом могут действовать специальные налоговые режимы, а именно:
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
23. Расходы федерального бюджета
Расходы бюджета тесно связаны с выполнением государством своих функций. Посредством распределения расходов бюджета происходит концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета
В соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами на основе бюджетной классификации (рассмотрена в предыдущей теме).
Расходные обязательства определены как обязательства любого уровня бюджетной системы, возникающие, вследствие действия на данный момент принятых нормативных актов. Названные обязательства вытекают из:
ü действующих федеральных законов;
ü принятых указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ;
ü заключенных от имени РФ договоров и соглашений.
Поскольку на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и муниципальном уровне ежегодно могут приниматься решения, обязывающие к финансированию новых, ранее не финансировавшихся расходов, то перечень расходных обязательств не может быть постоянным, а значит, нет необходимости перечислять их в Бюджетном Кодексе РФ.
Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, становятся бюджетными обязательствами, в процессе исполнения соответствующего бюджета они принимают форму денежных обязательств. Таким образом, понятия «бюджетные обязательства» и «денежные обязательства» характеризуют расходные обязательства на разных этапах их исполнения.
В соответствии с видами расходных обязательств осуществляются бюджетные ассигнования.
Бюджетные ассигнования согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ – это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Распределённые бюджетные ассигнования по главным распорядителям и получателям бюджетных средств принимают форму лимитов бюджетных обязательств.
Согласно ст. 69 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:
ü оказание государственных (муниципальных) услуг (например, оплата труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание военнослужащих, разработки, закупки и ремонт вооружений, военной техники ит.д.);
ü социальное обеспечение населения;
ü предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
ü предоставление межбюджетных трансфертов;
ü обслуживание государственного (муниципального) долга;
ü исполнение судебных актов по искам.
В свою очередь бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг включают ассигнования на обеспечение деятельности бюджетных учреждений, осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности и т.д. Все они характеризуются возмездностью предоставления бюджетных средств (т.е. выполнением юридическими и физическими лицами определённой, оплачиваемой бюджетом деятельности) и должны планироваться исходя из выполнения государственных заданий.
Государственные (муниципальные) услуги – это услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным заданием органов государственной власти.
Государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг.
Таким образом, Бюджетным кодексрм установлена правовая основа для формирования в качестве базовой единицы бюджетного процесса связки «расходное обязательство – бюджетное ассигнование – государственное (муниципальное) задание».
В отличие от бюджетных ассигнований на оказание государственных муниципальных услуг бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения не носят воздмездного характера. Последние установлены и подлежат исполнению в силу закона.