Депозиты коммерческого банка
Депозитные операции коммерческого банка – операции привлечения денежных средств юридических и физических лиц во вклады (депозиты) на банковские счета.
По экономическому содержанию депозиты можно разделить на:
Депозиты "до востребования";
Срочные депозиты;
Сберегательные вклады населения.
Депозиты "до востребования" – денежные средства юридических лиц, привлеченные банком на условиях «до востребования», т.е. для владельцев денежных средств предусматривается режим свободного пополнения и использования средств с этих счетов.
Депозиты "до востребования" в зависимости от характера и принадлежности средств, хранящихся на счетах, классифицируются на:
1. Средства на расчетных, текущих и бюджетных счетах предприятий и организаций различных форм собственности;
2. средства на корреспондентских счетах банков-корреспондентов;
3. средства в расчетах;
4. средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
5. и другие
Срочные депозиты – это денежные средства юридических лиц, привлеченные банком на фиксированный срок.
Срочные депозиты подразделяются на:
1. собственно срочные депозиты – в договоре указывается конкретный срок храненияденег на счете в банке;
2. депозиты с предварительным уведомлением об изъятии средств - в договоре указываются два срока: общий срок хранения и срок представления специального заявления на изъятие денег. Срок уведомления об изъятии средств может варьироваться, как правило, от 7 дней до нескольких месяцев в пределах общего срока депозита. Примером такого депозита является депозит с графиком расходования денежных средств.
Средства срочных депозитов не могут использоваться для расчетов и платежей, к срочным депозитным счетам не принимаются расчетные документы.
Сберегательные вклады- денежные средства физических лиц, привлеченные банком на счета до востребования или фиксированный срок.
Существуют различные виды сберегательных вкладов:
1. «до востребования», текущие сберегательные счета;
2. срочные;
3. срочные с дополнительными взносами;
4. целевые сберегательные вклады;
5. выигрышные
6. и т.д.
Недостатки сберегательных вкладов для банков:
- подверженность этих вкладов влиянию различных факторов (политических, экономических, психологических), что повышает угрозу быстрого оттока средств с этих счетов и потерю ликвидности банком;
- неспособность банка возобновлять эти ресурсы на постоянной основе.
В рамках защитной функции пруденциального регулирования банковской деятельности, призванной гарантировать интересы вкладчиков в случае краха конкретного банка, формируется механизм государственного гарантирования (страхования) банковских вкладов населения. Главной целью такого механизма, финансируемого преимущественно за счет средств самих же банков, является компенсация вкладов населения в случае банкротства конкретного банка (банков).
В Россиипроблема создания механизма гарантирования банковских вкладов населения весьма нервно обсуждалась много лет, но к ее практическому решению приступили только в 2004 г.
Закон № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" был подписан Президентом 23 декабря 2003 г. В соответствии с данным Законом в России впервые создаются общенациональный фонд обязательного страхования банковских вкладовфизических лиц и соответствующий орган управления в форме государственной корпорации - Агентство страхования вкладов (АСВ).
В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов АСВ осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов.
В силу особой общественной и экономической значимости банковской системы Агентство заменило арбитражных управляющих — индивидуальных предпринимателей при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц, а также при банкротстве отсутствующих кредитных организаций-должников.
Одновременное выполнение Агентством двух функций — страхования вкладов и ликвидации неплатежеспособных банков — является необходимым элементом целостной системы защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов российских банков. Подобное организационное объединение функций позволяет сокращать убытки системы страхования вкладов, максимально быстро и эффективно возвращать из конкурсной массы в фонд обязательного страхования вкладов средства, выплаченные гражданам, обеспечить прозрачность и полноту расчетов со всеми кредиторами. Совмещение функций дает возможность сформировать единый центр ответственности перед кредиторами несостоятельных банков, что будет способствовать повышению доверия к банковской системе и институтам государственной власти.
Агентство является некоммерческой организацией, действующей в организационно-правовой форме государственной корпорации. Высшим органом управления Агентства является Совет директоров. В его состав входят семь представителей Правительства Российской Федерации, пять представителей Банка России и Генеральный директор Агентства.
Финансовой основой системы страхования вкладов (ССВ) является фонд обязательного страхования вкладов. Основными источниками формирования фонда являются:
· первоначальный имущественный взнос государства в размере 2 млрд. руб.;
· страховые взносы банков и пени за их несвоевременную уплату;
· доходы от инвестирования средств фонда.
На сентябрь 2008 года в систему страхования вкладов допущено 939 банков.
В настоящее время под защитой ССВ находятся вкладчики 842 (данные на 28 декабря 2015 г.) банков - участников системы страхования вкладов, в том числе:
· действующих банков, имеющих лицензию на работу с физическими лицами — 609 ;
·действующих кредитных организаций, ранее принимавших вклады, но утративших право на привлечение денежных средств физических лиц —7;
·банков, находящихся в процессе ликвидации — 226.
С 1 октября 2008 г. возмещение по вкладам выплачивается в размере 100% суммы вкладов в банке, не превышающей 200 тысяч рублей (до 1.10.08 — не превышающей 100 тысяч рублей), плюс 90% суммы вкладов в банке, превышающей 200 тысяч рублей (до 1.10.08 — превышающей 100 тысяч рублей), но в совокупности не более 700 тысяч рублей (до 1.10.08 не более 400 тысяч рублей).
Валютные вклады пересчитываются по курсу ЦБ на дату наступления страхового случая.
Сумма компенсации в настоящее время не может превышать 1 400 000 рублей, даже если вкладчик хранит деньги в одном банке на нескольких счетах. Однако если он имеет вклады в разных банках, в каждом из них ему гарантируются равные выплаты.
Страховые взносы уплачиваются банками ежеквартально. С III квартала 2015 года введен механизм уплаты взносов по дифференцированным ставкам, размеры которых устанавливаются Советом директоров Агентства. Применяемая каждым банком полная ставка взносов за квартал зависит от максимального уровня процентных ставок по вкладам, привлекаемым банком и составляет 0,1 или 0,12 или 0,25 процента от среднего значения ежедневных остатков вкладов в банке в этом квартале.
По состоянию на 1 октября 2015 г. объём Фонда составил 35,8 млрд руб. Поступления в Фонд за 9 месяцев 2015 года составили 82,7 млрд руб., том числе: 55,1 млрд руб. – страховые взносы банков; 26,4 млрд руб. – средства, полученные в связи с удовлетворением прав требования Агентства в ходе осуществления ликвидационных процедур в банках; 1,2 млрд руб. – прочие поступления.
Расходы Фонда за 9 месяцев 2015 г.составили 130,5 млрд руб., в том числе: выплаты страхового возмещения на сумму 128,3 млрд руб.; финансирование деятельности Автономной некоммерческой организации «Фонд защиты вкладчиков» в размере 2,2 млрд руб., направленных на выплату компенсаций вкладчикам украинских банков на территории Крымского федерального округа.