Организационная структура предприятия

ВВЕДЕНИЕ

Структура организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации, т.е. "организационная структура управления" - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций, - это показывает актуальность и важность данной темы в современных условиях.

Целью контрольной работы является рассмотрение организационной структуры предприятия на примере централизованной бухгалтерии.

Задачи контрольной работы:

· дать понятие организационной структуры

· определить виды структур

· рассмотреть линейную структуру управления на примере централизованной бухгалтерии

Объектом работы является организационная структура предприятия. Предметом – рассмотрение линейной структуру предприятия на примере бухгалтерии Управления образования.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

На способность предприятия адаптироваться к изменениям внешней среды влияет то, как организовано предприятие, как построена структура управления. Организационная структура предприятия — это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними.

Связи между элементами структуры управления бывают:

1) вертикальными, когда происходит взаимодействие между руководителем и подчиненным (например, связь между директором фирмы и управляющим структурным подразделением);

2) горизонтальными, когда происходит взаимодействие равноправных элементов (например, связи между управляющими структурными подразделениями одного уровня)

Виды отношений внутри организации аналогичны типу построения структуры ее управления и делятся на:

1) линейные отношения - это отношения между руководителем и его подчиненными;

2) функциональные отношения - это отношения специалиста, который уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации, с другими членами организации;

3) отношения управленческого аппарата, данный тип отношений имеет место в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендации, советов.

Выбор организационной структуры зависит от таких факторов, как:

  • организационно-правовая форма предприятия;
  • сфера деятельности (тип выпускаемой продукции, ее номенклатура и ассортимент);
  • масштабы предприятия (объем производства, численность персонала);
  • рынки, на которые выходит предприятие в процессе хозяйственной деятельности;
  • используемые технологии;
  • информационные потоки внутри и вне фирмы;
  • степень относительной обеспеченности ресурсами и др.

Рассматривая организационную структуру управления предприятием, также учитывают уровни взаимодействия организации с внешней средой, подразделениями и людьми.

2.ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

Для различных организаций характерны различные виды структур управления. Однако обычно выделяют несколько универсальных видов организационных структур управления, таких, как линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная. Иногда внутри единой компании (как правило, это крупный бизнес) происходит выделение обособленных подразделений, так называемая департаментизация. Тогда создаваемая структура будет дивизиональной. При этом необходимо помнить, что выбор структуры управления зависит от стратегических планов организации.

Чтобы разобраться к какому виду организационных структур относится Управление образования администрации МО МР «Сыктывдинский» рассмотрим каждую структуру по отдельности.

Линейная структура

Для нее характерна вертикаль: высший руководитель - линейный руководитель (подразделения) - исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделения отсутствуют. Эта структура строится безе выделения функций (см.рис.1).

организационная структура предприятия - student2.ru

Рис.1. Линейная структура управления

Преимущества:простота;конкретность заданий и исполнителей.

Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей; высокая загрузка руководителя.

Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией.

2.2Линейно-штабная организационная структура

По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную. Она аналогична предыдущей, но управление сосно в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не да-ют распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения (см.рис.2).

организационная структура предприятия - student2.ru

Рис.2. Линейно-штабная структура управления

Преимущества:более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов; некоторая разгрузка высших руководителей; возможность привлечения внешних консультантов и экспертов; при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура – хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.

Недостатки: недостаточно четкое распределение ответственности, т.к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении; тенденции к чрезмерной централизации управления; аналогичные линейной структуре, частично – в ослабленном виде.

2.3 Функциональная организационная структура

При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям.

При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель - функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) - исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаток — функции руководителя размыты (см.рис.3).

организационная структура предприятия - student2.ru

Рис.3. Функциональная структура управления

Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью.

Недостатки:недостаточная гибкость; плохая координация действий функциональных подразделений; низкая скорость принятия управленческих решений; отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия.

2.4 Линейно-функциональная организационная структура

При линейно-функциональной структуре управления основные связи - линейные, дополняющие – функциональные (см.рис.4).

организационная структура предприятия - student2.ru

Рис.4. Линейно-функциональная структура управления

2.5 Дивизиональная организационная структура

В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления (см.рис.5). Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач. Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений.

Недостатки: рост расходов на управленческий персонал; сложность информационных связей.

Дивизионная структура управления строится на основании выделения подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости. Создается также в крупных корпорациях.

Дивизионы могут выделяться по нескольким признакам, образуя одноименные структуры, а именно:

· Продуктовая. Отделы создаются по видам продукции. Характерна полицентричность. Полномочия по производству и сбыту данного продукта передаются одному руководителю. Недостаток - дублирование функций. Такая структура эффективна для разработки новых видов продукции. Имеются вертикальные и горизонтальные связи.

· Региональная структура. Отделы создаются по месту расположения подразделений компаний. В частности, если у фирмы есть международная деятельность. Эффективна для географического расширения рыночных зон.

· Организационная структура, ориентированная на потребителя. Подразделения формируются вокруг определенных групп потребителей. Эффективна для удовлетворения спроса.

организационная структура предприятия - student2.ru

Рис.5. Дивизиональная структура управления

2.6 Матричная организационная структура

В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции возникли программно-целевые структуры управления, получившие названия матричные (см.рис.6). Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений.

При матричной структуре управления формируются проектные группы (временные), реализующие целевые проекты и программы. Эти группы оказываются в двойном подчинении, создаются временно. Этим достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов. Недостатки - сложность структуры, возникновение конфликтов. Примером могут служить авиакосмическое предприятие, телекоммуникационные компании, выполняющие крупные проекты для заказчиков.

организационная структура предприятия - student2.ru

Рис.6. Матричная структура управления

Преимущества: гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы.
Недостатки:наличие двойного подчинения, конфликты из-за двойного подчинения, сложность информационных связей.

3. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО МР «СЫКТЫВДИНСКИЙ» С ЛИНЕЙНОЙ СТРУКТУРОЙ УПРАВЛЕНИЯ

Основной деятельностью Управления образования является организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории района. Исключение составляют полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Управление организует предоставление дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории района.

В компетенции Управления также - организация питания учащихся и воспитанников учреждений образования, их досуга, отдыха, оздоровления, труда и занятости во внеурочное и каникулярное время.

Также управление разрабатывает городские программы обеспечения населения образовательными услугами, осуществляет организационно-методическое руководство муниципальными учреждениями образования, занимается материально-техническим обеспечением учебного процесса.

В пример линейной структуры мы приведем централизованную бухгалтерию Управления образования (см. Приложение 1). Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник (зам главного бухгалтера), наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Все функции управления сосредоточены в руках одного руководителя.

Данное управление характеризуется тем, что каждый отдел, будь то расчетная группа или материальная часть, каждый подчиненный имеют одного руководителя. По одному единовременному каналу проходят все команды управления. Все управленческие звенья бухгалтерии несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов.

Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. На предприятии действует принцип единоначалия. Подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Управляющий, в нашем случае начальник Управления образования, ответственен за все главные решения, влияющие на работу организации. Каждый из руководителей отделов составляет план работы.

Структура централизованной бухгалтерии состоит из 3-х групп:

· расчетная группа

· материальная группа

· экономисты

Обязанность главного бухгалтера состоит в обеспечении внутренним и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении.

В должностные обязанности заместителя главного бухгалтера входит: контроль за работой по ведению бухгалтерского учета; организация финансовой деятельности, направленная на обеспечение финансовыми и материальными ресурсами выполнения заданий плана; сохранности финансовых и материальных ресурсов; руководство работниками бухгалтерии.

Далее по иерархии руководителей следует ведущий бухгалтер, который ведёт учёт исполнения сметы расходов бюджетных и внебюджетных средств в регистрах бухгалтерского учёта с использованием средств автоматизированной обработки данных, используемых в учреждении.

В подчинении ведущего бухгалтера находятся бухгалтера 1 категории, в обязанности которых входит: прием и контроль первичной документации; отражение на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств; участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности.

В централизованной бухгалтерии Управления образования МО МР "Сыктывдинский" вертикальное разделение труда создает уровни управления. Вертикальное разделение труда реализуется на основе принципа иерархии сверху вниз. Ведущим критерием иерархии является подчиненность сотрудников на каждом уровне. Наглядно продемонстрирована и доказана эффективность линейной организационной структуры управления на конкретном предприятии. Придерживаясь основополагающим принципам менеджмента, предприятие выбирает или приходит к единой системе управления, к той, которая приносит в работу эффективность и результат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организационная структура управления любым предприятием представляет собой состав подразделений аппарата управления, отношения и связи между ними в ходе выполнения процессов управления. Связи между элементами структуры управления бывают вертикальными и горизонтальными. В зависимости от различных факторов предприятие само вправе выбирать присущую ей организационную структуру.

Также необходимо отметить, что выбор структуры управления зависит от стратегических планов организации. В настоящее время различают несколько структур управления: линейную, линейно-штабную, функциональную, линейно-функциональную, матричную. Организационная структура управления не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями. Поэтому данные структуры отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами и условиями.

На примере организации Управление образования администрации МО МР «Сыктывдинский» мы рассмотрели линейную структуру управления. В централизованной бухгалтерии предприятия связи управления являются вертикальными, то есть от руководителя подчиненному или «сверху вниз». Каждое подразделение возглавляет один руководитель, в руках которого сосредоточены все функции управления и полномочия по принятию решений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баканов, М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет . – М., 2011. - 405 с.

2. Бир С. Наука управления / С. Бир; пер. с англ. - 2-е изд. - М.: ЛКИ, 2011. - 120 с.

3. Дятлов А.Н. Общий менеджмент: Концепции и комментарии: учебник для вузов / А. Н. Дятлов [и др.]. - М.: Альпина, 2012. - 400 с.

4. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: учебное пособие / Б. Коласс ; пер. с франц. под ред. проф. Я.В.Соколова. – М.: ЮНИТИ, 2007.– 576 с.

5. Румянцева З.П . Менеджмент организации: учебное пособие / З.П. Румянцева [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 415 с.

6. Новицкий Н.И. Сетевое планирование и управление производством: учеб.- практ. пособие / Н. И. Новицкий. - М.: Новое знание, 2011. - 159 с.

7. Райченко А.В. Общий менеджмент: учебник для вузов / А. В. Райченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 384 с.

8. Сорина Г.В. Основы принятия решений: учеб. пособие для вузов / Г. В. Сорина. - М.: Экономист, 2012. - 192 с.

Наши рекомендации