Тема 4. Описание фирмы и выпускаемой ею продукции

Описание фирмы

В данном разделе необходимо дать наиболее полную информацию о фирме, для которой создается бизнес-план, а именно:

− местонахождение фирмы;

− описать учредительные документы (устав, свидетельство о регистрации прав собственности);

− данные об организации (бухгалтерская отчетность, штатное расписание, основные контрагенты: поставщики и подрядчики);

− достоинства и недостатки местоположения фирмы;

− планы развития предприятия, направления деятельности.

Пример приведен в [3, с. 33]. Далее описывается отрасль, в которой осуществляет работу организация.

Описание отрасли

При описании отрасли учитываются следующие параметры:

− емкость рынка;

− состояние отрасли экономики, к которой относится предприятие;

− перспективы развития отрасли;

− сезонность, степень монополизации рынка, основные игроки отрасли;

− динамика цен;

− объемы производства и продаж сырья и готовой продукции;

− вклад предприятия в социально-экономическое развитие региона.

Пример приведен в [3, с. 33—39]. Затем необходимо представить команду исполнителей проекта.

Проектная команда

В данном разделе основное внимание уделяется кадровому составу, квалификации и опыту работы команды управления (резюме управленческой команды) и таким же компетенциям ведущих специалистов (резюме специалистов).

Пример приведен в [3, с. 40]. За этим следует подробное описание производимой продукции или услуг.

Описание производимой продукции

Рассматриваемый раздел должен содержать следующую информацию:

− наименование продукции, товара или услуги (желательно в соответствии с ГОСТ);

− назначение и область применения, а также перспективность выпуска;

− возможность экспорта и импортозамещения;

− особенности продукции (сильные и слабые стороны, отличия от продуктов-заместителей других фирм);

− необходимость и наличие лицензии или патента;

− условия поставки и упаковки (желательно в соответствии с международными правилами Инкотермс-2010 или более поздними версиями);

− наличие предпродажного или послепродажного обслуживания, а также возможности консультаций и обучения пользователей;

− возможности льготного налогообложения.

Пример приведен в [3, с. 41—42]. После вводного раздела маркетингового плана переходят к определению маркетинговой стратегии, анализу конкурентов и обоснованию ценовой стратегии и политики.

Тема 5. Маркетинг и сбыт продукции

Общие положения

Основная задача маркетингового плана состоит в определении объема спроса в натуральном и стоимостном выражении, а также определении потенциальных поставщиков сырья и потребителей продукции.

Спрос — представленная на рынке потребность в товарах и услугах. Спрос равен той части потребности в благах, которую население может купить на имеющиеся у него денежные средства [1, с. 506]. На величину спроса влияют многие факторы, среди которых можно выделить средний потребителей, размер рынка, наличие сопряженных благ (товаров-заменителей) и цену на них, вкусы и предпочтения потребителей, особые факторы (сезонность, ожидания и т.д.) [2, с. 63—64].

Для нахождения объема спроса на продукт необходимо определить маркетинговую стратегию, выделить основных конкурентов, выработать ценовую стратегию и политику, провести анализ слабых и сильных сторон (SWOT-анализ), определить методы расчета объема спроса, оценить продвижение товара на рынок, в т.ч. путем рекламы, составить маркетинговый план на весь период реализации проекта в натуральном и стоимостном выражении.

Рассмотрим более подробно вышеперечисленные действия.

Маркетинговая стратегия

Существует достаточно большое количество маркетинговых стратегий(вариантов действия на рынке):

− лидерство в области затрат. При этой стратегии все действия фирмы направляются на сокращение затрат, все прочие характеристики (качество, сервис и т. д.) являются подчиненными.

− стратегии дифференцирования.В этом случае товар фирмы должен отличаться от товаров конкурентов и иметь нечто неповторимое, с точки зрения потребителей. Здесь затраты имеют второстепенное значение.

− концентрации на сегменте. В данной стратегии фирма ориентируется на один или несколько сегментов потребительского рынка, либо достигая в них особого положения, либо добиваясь минимизации уровня затрат. Возможными сегментами могут быть как избранные группы клиентов, так и географически ограниченные рынки [4, с. 9—10].

Маркетинговая стратегия выбирается двумя основными способами: экспертно либо на основании коллективного голосования или исходя из анализа данных бизнес-плана (данных об отрасли, ценах на продукцию, затратах и т.п.).

Пример приведен в [3, с. 43]. Далее производится конкурентный анализ.

Конкуренты

Анализ конкурентов проводится на основании следующей информации: наименования, местоположения, объемов производства фирм-конкурентов, а также отличительных особенностей их товаров от планируемых к производству.

Желательно также учесть величину выручки, прибыли, рентабельности, цены, качество, техническое обслуживание, доставку и каналы сбыта.

В общем виде информацию о конкурентах можно представить в табл., аналогичной табл. 1.

Таблица 1. Основные конкуренты

№ п/п Наименование производства Объем производства в год
   
   
   

Пример приведен в [3, с. 44]. Затем следует рассмотрение ценовой стратегии и политики.

Наши рекомендации