Тема: АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И СЕБЕСТОИМОСТИ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

  1. Основные направления и информационная база анализа затрат на производство и себестоимости выпускаемой продукции

Цель анализа – выявление резервов снижения себестоимости продукции и затрат на производство.

Направления анализа:

· Анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения;

· Горизонтальный и вертикальный анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям затрат;

· Факторный анализ;

· Выявление резервов снижения себестоимости продукции.

В зависимости от целей исследования проводятся следующие виды анализа:

1. Ретроспективный – проводится с целью накопления информации по динамике затрат и факторов ее изменения. Результаты используются для определения плановой себестоимости, формирования ценовой политики, разработке управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции.

2. Оперативный – проводится ежедневно или по данным учета за 5-10 дней с целью своевременного выявления непроизводительных затрат и потерь. Его результаты используются для гибкого маневрирования ресурсами.

3. Предварительный – проводится на первой стадии жизненного цикла изделий, на этапе проведения НИОКР.

4. Перспективный – призван определить возможное увеличение или снижение себестоимости продукции в целом или отдельных изделий в связи с прогнозированием изменений на рынке ресурсов.

Информационная база анализа:

- калькуляции себестоимости продукции;

- форма №2 и №5 – бухгалтерской отчетности;

- сведения о затратах на производство и реализацию продукции;

- бизнес-план предприятия и др.

Система показателей себестоимости:

  1. Полная себестоимость выпущенной продукции (затраты на производство и реализацию продукции)
  2. Производственная себестоимость (полная себестоимость за вычетом коммерческих расходов)
  3. Цеховая себестоимость (себестоимость, включающая только цеховые расходы)
  4. Себестоимость единицы выпущенной продукции
  5. Затраты на рубль товарной продукции (= Себестоимость выпущенной продукции / объем выпущенной продукции).
  1. Обобщающая оценка выполнения плана и динамики себестоимости продукции

В ходе анализа проводятся следующие расчеты:

1) Дается общая оценка выполнения плана по себестоимости выпускаемой продукции путем сопоставления фактической себестоимости выпускаемой продукции с плановой, пересчитанной на фактический объем;

2) Определяется динамика себестоимости;

3) Определяется удельный вес себестоимости сравнимой и несравнимой товарной продукции в общей величине себестоимости;

4) Определяется экономия / перерасход себестоимости в целом, в т.ч. по сравнимой и несравнимой товарной продукции;

5) Определяют удельный вес экономии или перерасхода себестоимости в общем отклонении себестоимости;

6) Проводят анализ затрат на рубль товарной продукции.

Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции:

Достоинства показателя:

- универсален, поэтому может использоваться в любой отрасли;

- может рассчитываться по отдельным видам выпускаемой продукции, характеризуя удельные затраты на 1 руб. выпускаемой продукции;

- может рассчитываться по всей продукции в целом.

Недостатки показателя:

- большое количество факторов объективного и субъективного характера, влияющих на величину данного показателя и т.п.

Тема: АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И СЕБЕСТОИМОСТИ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ - student2.ru ;

З – затраты на производство и реализацию продукции;

В – выручка от продаж;

q – объем соответствующего вида выпускаемой продукции в натуральном выражении;

С – себестоимость единицы выпускаемой продукции;

Р – отпускная цена единицы выпускаемой продукции.

Порядок анализа затрат на 1 руб. выпущенной продукции предполагает:

  • Оценку степени выполнения плана по данному показателю;
  • Анализ динамики затрат на 1 руб. ТП;
  • Анализ влияния факторов на изменение затрат на 1 руб. ТП.

К числу факторов относят следующие:

1) изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции;

2) изменение полной себестоимости отдельных видов выпускаемой продукции;

3) изменение цен на потребленные ресурсы;

4) изменение цен на готовую продукцию и пр.

Расчет влияния указанных факторов осуществляется методом цепных подстановок на основе исходной модели показателя, для этого:

  1. определяется плановый уровень затрат на 1 руб. ТП;
  2. определяется уровень затрат на 1 руб. ТП по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент;
  3. определяются затраты на 1 руб. ТП при плановой себестоимости материальных ресурсов и плановых ценах на продукцию;
  4. определяется уровень затрат на 1 руб. ТП фактически выпущенной продукции при плановых ценах на выпускаемую продукцию;
  5. определяется фактическая себестоимость выпущенной продукции;
  6. определяется влияние факторов на изменение уровня затрат на 1 руб. ТП.
  1. Анализ структуры затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции

В целях проведения углубленного анализа затрат на производство и себестоимости выпускаемой продукции проводится анализ состава и структуры затрат по элементам затрат и статьям калькуляции.

Анализ затрат по экономическим элементам позволяет определить из чего складываются затраты предприятия, установить тип производства, дать анализ рациональности структуры затрат.

В ходе анализа в первую очередь определяется удельный вес отдельных элементов затрат, который сравнивается с плановыми показателями и показателями за прошлые годы.

Для реализации принципа сопоставимости анализа затрат в разрезе элементов осуществляется в расчете на 1 руб. выручки от продаж и определяется влияние каждого элемента затрат на изменение общей суммы затрат, тем самым выявляются основные направления перерасхода и разрабатываются мероприятия по снижению этих затрат (пример в табл. 1).

Таблица 1

Анализ затрат на производство по экономическим элементам

в расчете на 1 руб. выручки от продаж

Показатели План Факт Отклонение (+;-)
Затраты на производство в расчете на 1 руб. выручки, в т.ч.: 0,93 0,91 - 0,02
1.1. Материальные затраты на 1 руб. выручки 0,78 0,76 - 0,02
1.2. Затраты на оплату труда на 1 руб. выручки 0,06 0,07 + 0,01
1.3. Отчисления на соц. нужды на 1 руб. выручки 0,02 0,03 + 0,01
1.4. Амортизация на 1 руб. выручки 0,03 0,03 -
1.5. Прочие затраты на 1 руб. выручки 0,04 0,02 - 0,02

Т.о., в расчете на 1 руб. выручки от реализации общая сумма затрат сократилась на 2 коп. на 1 руб., причем сокращение затрат связано с экономией материальных ресурсов и прочих затрат. Вместе с тем за счет затрат на оплату труда и отчислений на соц. нужды произошло увеличение затрат в расчете на 1 руб. выручки на 2 коп. Следовательно, необходим более глубокий анализ и выяснение причин увеличения затрат на оплату труда.

Для целей управления в бух. учете организуется постатейное отражение затрат в плане, учете и отчетности. Такая группировка затрат раскрывает целевое назначение затрат и их связь с технологическим процессом.

К числу статей себестоимости относят следующие (типовые статьи):

- сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов);

- покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;

- топливо и энергия на технологические цели;

- з\п производственных рабочих;

- начисления на з/п производственных рабочих;

- общепроизводственные расходы;

- цеховая себестоимость;

- общехозяйственные расходы;

- потери от брака;

- прочие производственные расходы;

- производственная себестоимость;

- коммерческие расходы;

- полная (коммерческая) себестоимость.

В ходе проведения анализа определяется структура затрат по статьям, т.е. удельный вес затрат в общей величине себестоимости, а также отклонение от плана по каждой статье. Затем подробно анализируется каждая статья.

Наши рекомендации