Проверка кассовых операций и операций по счетам в банке.
Основная цель проверки – установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами, правильность их отражения в учете.
Источники информации:
• Кассовая книга.
• Книга регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.
• Отчеты кассира с приложенными первичными документами.
• Регистры синтетического и аналитического учета к счету 50 "Касса".
План и программа проверки. В ходе аудита кассовых операций решаются следующие задачи: 1) изучение фактического порядка документального оформления операций по приходу и расходу денежных средств; 2) ведение кассовой книги учета кассовых операций; 3) проверка соблюдения кассовой дисциплины (своевременности, полноты оприходования наличных денег и возврата в банк сверх лимита остатков денежных средств); 4) установление правила расчета деньгами с юридическими лицами; 5) порядок выдачи подотчетных сумм; 6) целевое использование полученных по чекам денежных средств; 7) применение ККМ; 8) ознакомление с условиями хранения наличных денег, ценных бумаг и других денежных документов в кассе организации.
В процессе аудита проверяются и выясняются следующие моменты: 1) правильность документального оформления (наличие всех документов, подписей); 2) законность совершения кассовых операций и их соответствие требованиям нормативных документов; 3) полнота, своевременность и правильность оприходования денежной наличности в результате поступлений из банка, возврата подотчетных сумм, поступления выручки и других операционных доходов и расходов; 4) расходование наличных денежных средств из кассы (юридическая обоснованность выдачи денег – наличие приказов и распоряжений на премирование сотрудников, оказание материальной помощи, командировки, выдачу средств на представительские расходы по исполнительным листам); 5) обоснованность выделения НДС в ПКО, РКО; 6) соблюдение установленного лимита расчетов наличными между юридическими лицами; 7) факты оплаты сотрудникам производственных хозяйственных расходов без оформления авансовых отчетов; 8) факты повторной оплаты по ранее оформленным документам; 9) факты выплат подставным лицам и другое; 10) правильность записей по счету 50; 11) проверяется организация аналитического учета всех хранящихся на предприятии денежных документов (путевки, проездные билеты и др.).
Обобщение результатов проверки. Рабочие документы аудитора. Выявленные нарушения и ошибки фиксируются в рабочем документе аудитора. Рабочий документ может быть оформлен в виде таблицы нарушений с указанием характеристики нарушения, нормативного документа, который нарушен, а также рекомендации аудитора по устранению нарушения. На заключительном этапе проверки можно составить рабочий документ по оценке влияний нарушений на показатели бухгалтерской отчетности.
Основные виды нарушений:
- недостача или излишек денег в кассе;
- несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных средств и денежных документов; наличие исправлений в приходных и расходных кассовых ордерах;отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований; отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;
- некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах.
Основная цель проверки операций по счетам в банке– установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами на предприятии, правильности отражения их в учете.
· Источники информации:
· • Договоры на банковское обслуживание.
· • Выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами.
· • Регистры аналитического и синтетического учета по счетам 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути".
· • Главная книга.
· План проверки: 1) установить количество и состав открытых предприятием в банках рублевых и валютных счетов, классифицировать хозяйственные операции, связанные с движением иностранной валюты; 2) выяснить законность и целесообразность операций по движению средств на этих счетах; 3) определить правильность отражения банковских операций в учете; 4) дать оценку состояния платежно-расчетной дисциплины; 5) провести арифметический контроль расчета курсовых разниц и подтвердить отражения на счетах бухучета.
· Программа проверки: 1) выборочно проверяются банковские выписки с приложенными документами; 2) устанавливается правильность учета поступивших денежных средств и полнота их зачисления, а также правильность корреспонденции по счетам 51, 52, 55, 57; 3) изучаются контракты (договоры), заключенные предприятием с иностранными партнерами по экспортно-импортным операциям; 4) проверяется полнота и своевременность зачисления валютной выручки предприятия-экспортера на его валютные транзитные счета в уполномоченных банках; 5) при закупках товаров по импорту проверяется исчисление покупной стоимости поступающих товарно-материальных ценностей, исходя из условий контрактов с учетом таможенных пошлин, транспортных расходов и прочих расходов по закупке товаров или иных ценностей.
· Методы проверки. 1. Сплошная. 2. Выборочная. 3. Опрос. Имеется в виду устный опрос персонала, руководства предприятия-клиента и третьих лиц, который может проводиться на всех стадиях проверки и имеет целью познакомиться с особенностями работы и отдыха сотрудников, подразделений, выяснить уровень их квалификации, состав выполняемых работ, порядок документооборота и др. 4. Тестирование. 5. Арифметический пересчет. Имеется в виду проверка арифметических расчетов предприятия-клиента, которая заключается в проверке арифметической точности данных документов и учетных записей путем независимого выборочного пересчета.
· Обобщение результатов проверки. Обнаруженные нарушения фиксируются в рабочих документах, определяется их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности. Рабочий документ может быть оформлен в виде таблицы нарушений с указанием характеристики нарушений, нормативного документа, который нарушен, а также рекомендации аудитора по устранению нарушения.