Приостановление операций по счетам в банке

Решение о приостановлении операций по счетам в банке устанавливает такой режим, при котором банк прекращает все расходные операции, кроме операций по платежам, очередность которых опережает налоговые платежи.

Приостановление операций применяется для исполнения решения МНС по взысканию задолженности. В этом случае решение о приостановлении операций по счетам может приниматься только одновременно с вынесением решения о взыскании налогов. Такая мера может быть принята и при непредставлении налоговой декларации в течение четырнадцати дней после установленного срока.

Решение о приостановлении операций направляется банку одновременно с уведомлением налогоплательщика. После получения решения о приостановлении операций по счетам, банк не имеет право открывать новые счета налогоплательщику.

Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком - организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика - организации отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.

Арест имущества налогоплательщика.

Арест – это действие налогового или таможенного органа по ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества.

Статья 77 НК предусматривает два механизма ареста имущества, которые направлены на установления контроля над тем, как налогоплательщик распоряжается своим имуществом. Арест имущества может быть полным или частичным.

Полным арестом является ограничение прав, при котором налогоплательщик не может распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование осуществляется только под контролем налоговых органов.

Частичный арест – это когда распоряжение, владение и пользование имуществом осуществляется под контролем налоговых или таможенных органов.

Арест имущества производится по постановлению руководителя налогового или таможенного органа в присутствии понятых с составлением протокола и описи арестованного имущества.

Самовольное отчуждение, растраты или сокрытие имущества влекут ответственность по статье 125 НК (взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей).

Арест имущества может применяться только в отношении имущества организации. Арест осуществляется только с санкции прокурора, если есть основания предполагать, что имущество может быть скрыто налогоплательщиком.

Раздел 4. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ.

Налоговый контроль и формы его проведения.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов, таможенных органов и органов внебюджетных фондов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

При осуществлении налогового контроля таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и имеют обязанности, как и налоговые органы.

Для взаимодействия всех контролирующих организаций, последние заключают соответствующие соглашения.

Налоговые проверки.

Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля.

Тест. Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ?

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. При проведении камеральных и выездных налоговых проверок, налоговым органом могут быть истребованы документы у третьих лиц, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, то есть может проводиться встречная проверка.

Тест. Какой период может быть охвачен налоговой проверкой?

Налоговой проверкой (камеральной и выездной) могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Камеральные проверки

Порядок и сроки проведения камеральной проверки регламентированы ст. 88 НК. Камеральные проверки проводятся в отношении всех налогоплательщиков в налоговых органах по месту их регистрации. Проводят их уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Нарушение установленного трехмесячного срока проведения камеральной проверки влечет признание решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности недействительным.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием в течение 5 дней сделать пояснения или внести соответствующие исправления в установленный налоговыми органами срок.

Непредставление налогоплательщику в ходе камеральной налоговой проверки возможности внести исправления в представленные им документы влечет недействительность решения о привлечении его к налоговой ответственности (Постановление ФАС Поволжского округа от 30.09.2003 N А57-1246/03-7).

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Часто камеральные налоговые проверки налоговые органы превращают в мероприятие налогового контроля, требуя предоставить всю первичную документацию. Это не соответствует НК. Так, в Постановлении от 15.06.2004 при рассмотрении дела N А56-28520/03 ФАС СЗО указал на недопустимость произвольного истребования у налогоплательщика всего объема первичных учетных документов и счетов-фактур. Арбитражный суд указал, что (выдержка из постановления суда):

"Системное толкование статей 23 (подпункта 4 пункта 1), 54 и 88 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что цель камеральной проверки - проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок.

То есть камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, а потому эта проверка является счетной проверкой представленных документов, которая должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную проверку.

Именно по этой причине по результатам камеральной проверки не предусмотрено составление акта».

Акт по результатам камеральной проверки составляется только по факту совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах. По результатам выездной налоговой проверки акт составляется всегда.

Особенности камеральной проверки НДС. Если сумма НДС, начисленного по результатам работы за налоговый период, меньше, чем сумма НДС, который в соответствии с нормами законодательства можно принять к вычету, то у налогоплательщика возникает право на возмещение из бюджета полученной разницы. Пунктом 8 ст. 88 НК РФ установлено, что в этом случае, камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом. При этом налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, производимых в соответствии со ст. 172 НК РФ. Хотя в налоговом кодексе говорится о праве требования первичной документации у налогоплательщика, фактически налоговый орган это делает всегда.

Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика (Федеральный закон № 224-ФЗ от 26.11.2008).

Наши рекомендации