Аудит материально-производственных запасов
Целями аудита материально-производственных запасов (МПЗ) являются формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей, полноты раскрытия информации в бухгалтерской отчетности, проверка методики учета и налогообложения материально-производственных запасов в соответствии с действующими в РФ нормативными документами.
Основными задачами аудита материально-производственных запасов в организации в соответствии с Методическими указаниями по учету МПЗ являются;
– формирование фактической себестоимости материально-производственных запасов;
– проверка правильного и своевременного документального оформления операций и обеспечение достоверности данных по заготовлению, поступлению и отпуску МПЗ;
– контроль за соблюдением установленных организацией норм списания материалов на готовую продукцию и их выполнение;
– оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;
– контроль за сохранностью МПЗ в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах движения;
– изучение состояния учета, хранения и эффективности использования материально-производственных запасов;
– контроль обоснования и соблюдения установленных норм расхода запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции (работ, услуг), процесса продажи товаров;
– выявление излишних МПЗ с целью их возможной продажи или вовлечения в хозяйственный оборот;
– разработка методики выявления и устранения неликвидных материально-производственных запасов с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;
– проведение анализа эффективности использования МПЗ;
– повышение эффективности менеджмента организации в управлении материально-производственными запасами.
В соответствии с п. 2 ПБУ 5/01 к бухгалтерскому учету в качестве материально- производственных запасов (МПЗ) принимаются активы:
– используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
– предназначенные для продажи;
– используемые для управленческих нужд организации.
Готовая продукция является частью МПЗ, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).
Товары являются также частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.
Основными источниками информации являются первичные документы по учету материально-производственных запасов. А также данные, накопленные в регистрах аналитического и синтетического учета движения МПЗ.
В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные учетные документы, к числу которых относятся следующие формы:
– доверенность – применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению. Выдачу доверенности регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей;
– приходный ордер – используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей;
– акт о приемке материалов – применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, также по ассортименту. Составляется при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю;
– накладная – используется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами;
– накладная на отпуск материалов на сторону – применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям на основании договоров или других документов;
– акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений – применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ;
Формы первичных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные и отраслевые формы, разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно. Формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Первичные документы и регистры бухгалтерского учета, в том числе, по учету материально-производственных запасов, должны составляться на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
В ходе аудита материально-производственных запасов необходимо проверить, как ведется учет на синтетических счетах 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме", 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материалов", 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Также используются счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 43 "Готовая продукция", 45 "Товары отгруженные". Забалансовый учет материальных ценностей ведется на счетах 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение", 003 "Материалы, принятые в переработку", 004 "Товары, принятые на комиссию".
Общие данные по учету материально-производственных запасов проверяются по статье раздела 2 "Оборотные активы" (строки 1210,1220) актива баланса, пояснениям к балансу, отчету о финансовых результатах, а также по Главной книге, журналам-ордерам № 6, 10, 10/1 и соответствующим машинограммам, полученным на персональных компьютерах.
Для подтверждения фактического наличия материально-производственных следует провести инвентаризацию. В ходе проверки аудиторы могут сами проводить инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения. Для подтверждения достоверности арифметических подсчетов материально-производственных запасов, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета, обычно используется пересчет данных. В случае если аудитор не смог наблюдать за проведением инвентаризации на отчетную дату, в аудиторском заключении дается оговорка, что аудиторы подтвердить остатки не могут.