Составляющие финансовой политики государства
ТЕМА 3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ
Лекция № 8. Содержание и значение финансовой политики. Финансовый механизм и его роль в развитии финансовой политики.
Цель: ознакомиться с содержанием финансовой политики; охарактеризовать факторы, воздействующие на усиление влияния финансовой политики на экономическую и социальную жизнь общества; рассмотреть основные типы финансовой политики; ознакомиться с понятием финансового механизма; охарактеризовать составляющие финансового механизма; рассмотреть направления финансовой политики Донецкой Народной Республики.
План
1.Содержание и значение финансовой политики, факторы ее определяющие.
2.Составляющие финансовой политики государства.
3.Типы и этапы финансовой политики.
4.Понятие и состав финансового механизма.
5.Направления совершенствования финансового механизма в ДНР.
Содержание и значение финансовой политики
В каждом государстве реализуется определенная экономическая политика, с помощью которой осуществляется влияние на все стадии общественного воспроизводства. Отдельной составляющей экономической политики является финансовая политика, которая направлена на эффективную организацию финансовых отношений и финансовой деятельности субъектов хозяйствования.
Финансовая политика – это целенаправленная деятельность государства и других субъектов хозяйствования в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленных целей.
В зависимости от уровня экономической системы выделяют:
- финансовая политика государства (макро);
- финансовая политика субъектов хозяйствования (микро);
- финансовая политика международных организаций и финансовых институтов (мировое хозяйство).
Цельфинансовой политики – повышение уровня общественного благосостояния путем оптимального распределения ВВП между отраслями национальной экономики, социальными группами населения и отдельными территориями.
Механизм функционирования финансов, организация финансовых отношений и движение денежных потоков, хотя и подчинены объективным закономерностям, не срабатывают сами по себе. Их организовывают, как органы законодательной и исполнительной власти, так и конкретные субъекты, которые руководствуются множеством факторов политического, экономического и гуманитарного характера, объединяя при этом как общественные, так и собственные интересы.
Поэтому, финансовая политика всегда является переплетением различных интересов отдельных политических партий и структур, центральных и местных органов власти и управления, различных слоев населения.
Выделяют 2 группы субъектов финансовой политики:
- субъекты формирования;
- субъекты реализации финансовой политики.
Субъектом формирования финансовой политики является государство в лице высших органов власти и управления и основных финансовых органов – Минфина и ЦБ. При этом формирование финансовой политики включает концептуальное определение основ и направленийэтой политики с позиции решения поставленных задач социально-экономического развития – за это отвечают высшие органы власти и управления и разработку конкретных мероприятий по реализации поставленных задач – это обязанность Минфина и ЦБ.
Субъектами реализациивыступают финансовые органы и институты.
В зависимости от длительности периода, на который разрабатывается финансовая политика, она делится на два вида:
· финансовую стратегию;
· финансовую тактику.
Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и решение глобальных задач социально-экономического развития. Ее направленность определяется конкретными стратегическими задачами развития общества на определенном историческом этапе развития:
- в условиях экономического кризиса главной задачей является финансовое обеспечение макроэкономической стабилизации;
- в условиях экономического развития – достижение оптимальных темпов роста ВВП;
- при любых условиях – надежное обеспечение потребностей экономики финансовыми ресурсами и создание действенных стимулов для эффективной деятельности субъектов хозяйствования.
Финансовая тактика представляет собой текущую политику и направлена на решение конкретных задач соответствующего периода, исходя из разработанной финансовой стратегии. Она осуществляется путем своевременного изменения способов организации финансовой деятельности, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика более мобильна, т. к. заключается в своевременном реагировании на экономические проблемы и диспропорции.
Финансовая тактика и стратегия тесно взаимосвязаны. Стратегия определяет сущность и направления тактики. Стратегия ставит задачи, а тактика позволяет в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами их решать. В свою очередь, тактические возможности ограничивают выбор стратегии, т.к. бессмысленно определять стратегические цели и задачи, для решения которых недостаточно необходимых тактических средств. Одновременно следует подчеркнуть, что только та финансовая политика, которая базируется на единстве и соподчиненности стратегии и тактики, может быть успешной. Финансовая политика, которая неимеет стратегических ориентиров, а заключается только в решении тактических задач, имеет ограниченный характер и малоэффективна.
Финансовая политика проявляется в следующем:
- в финансовом законодательстве;
- в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов;
- в перераспределении финансовых ресурсов между отдельными слоями населения, отраслями, регионами;
- в структуре доходов и расходов бюджета.
Финансовая политика находится под влиянием внутренних и внешних факторов:
Внутренние факторы:
- форма собственности;
- структура экономии;
- социальный состав населения;
- интеллектуальный уровень;
- особенности организации функционирования денежно-кредитной системы;
- стабильность денежной единицы и др.
Внешние факторы– взаимоотношения государства с другими государствами по поставке ресурсов, обмену технологиями, экспорту и т.д.
Таким образом, результативность финансовой политики зависит от:
учёта действия объективных экономических законов развития общества;
изучения и использования опыта предыдущих этапов хозяйственного строительства;
учёта специфики современных условий, изменений во внешней и внутренней политике;
комплексности в разработке мероприятий, связанных с совершенствованием финансовых отношений.
Составляющие финансовой политики государства
Финансовая политика государства – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.
Основной задачей финансовой политики государстваявляется обеспечение реализации конкретных государственных программ соответствующими финансовыми ресурсами.
Финансовая политика государства рассматривается в широком и узком понимании.
В широком понимании финансовая политика государства отражает все стороны функционирования финансов и охватывает монетарную и фискальную политики.
Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой комплекс мер и мероприятий в сфере денежного и кредитного рынков (регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, обеспечение своевременных расчетов путем регламентами функционирования банковской системы, управление эмиссией, регулирование расчетов, учетной ставки, механизма кредитования). Ее механизм основывается на предложении денег и их стоимости как финансовых ресурсов.
Фискальная политика (бюджетно-налоговая) характеризует деятельность государства по аккумуляции части произведенного ВВП в централизованных фондах и ее общественного использования. Осуществляется путем применения различных методов мобилизации государственных доходов и распределения этих средств по отдельным направлениям государственных расходов. Именно фискальная политика составляет основу финансовой политикив ее узком понимании.
Налоговая политика характеризует деятельность государства в сфере налогообложения:
- установление видов и соотношения налогов;
- определение плательщиков налогов и подходов к ним (унифицированный или дифференцированный);
- установление ставок налогообложения;
- предоставление льгот и т.д.
Бюджетная политика представляет собой деятельность относительно:
- определения основ бюджетного устройства страны и построения ее бюджетной системы;
- формирование и сбалансирование бюджета государства;
- организации межбюджетных отношений;
- распределения бюджетных средств и т.д.
В зависимости от структуры бюджетных расходов может иметь социальную, экономическую или военную направленность.
В целом финансовая политика государства подразделяется на:
бюджетную;
налоговую;
денежно-кредитную;
инвестиционную (комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики);
таможенную (симбиоз налоговой и ценовой политики для ограничения или расширения доступа на внутренний рынок товаров и услуг);
социальную (решение задач финансового обеспечения прав граждан государства, определенных в Конституции; охватывает: пенсионную, эмиграционную, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения);
в сфере страхования (законодательное и нормативно-правовое регулирование страховой деятельности).