Составляющие государственной финансовой политики

В реальности государственная финансовая политика реали­зуется при помощи шести ее составляющих (политик):

1) кредитно-денежная политика;

2)бюджетная политика;

3)налоговая политика;

4)инвестиционная политика;

5)социальная политика;

6)таможенная политика.

Охарактеризуем кратко эти составляющие и дадим им оп­ределение.

1. Кредитно-денежная политика государства представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и имеет целью обеспече­ние стабильных темпов экономического развития.

2. Бюджетная политика - это совокупность мероприятий ор­ганов государственной и местной власти, определяющая фор­му бюджетного устройства в стране и регламентирующая бюджетный процесс на всех уровнях бюджетной системы. Она основывается на Бюджетном кодексе РФ, нормативных актах Минфина РФ и конкретно может быть оценена структурой фе­дерального бюджета, решениями о распределении расходов между бюджетами разных уровней, выборе источников и спо­собов покрытия бюджетного дефицита, формах и методах уп­равления государственным долгом. По тому, как решаются эти вопросы, можно сделать выводы о социально-экономической на­правленности современной российской бюджетной политики.

3. Налоговая политика - это экономический инструмент рас­пределения и перераспределения ВВП (или НД).

Мировой практикой выработаны следующие принципы по­строения национальных налоговых систем:

· горизонтальное и вертикальное равенство при уплате налогов;

· нейтральность налогов;

· удобство взимания налогов для правительства;

· минимальный дестимулирующий ущерб от введения того или иного налога;

· трудность уклонения от уплаты налога.

Так, горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Вертикальное равенство предпо­лагает, что богатые налогоплательщики платят пропорционально большие суммы, чем бедные. Кроме того, мировой практи­кой доказано, что:

·налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению рас­ходов по сбору налогов, росту недоимок и штрафов;

·основной налоговой базы должны быть прямые налоги (на­логи на доходы, имущество);

·преобладание косвенной системы налогообложения приво­дит к увеличению налогового бремени основной массы на­селения с низким уровнем доходов;

·косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши;

·высокие налоги приводят к утечке капитала из страны;

·в кризисные для экономики периоды необходимо умень­шать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобили­зации внутреннего инвестиционного потенциала.

4.Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реаль­ный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть фи­нансовой политики реализуется на разных уровнях государствен­ного управления и оказывает управляющий эффект на финансы хозяйствующих субъектов. Эта политика должна обеспечивать вы­году от вложений денежных средств в экономику России, посто­янный приток, в том числе, иностранного, капитала в страну.

5.Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения.

6. Таможенная политика представляет собой симбиоз нало­говой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг, поощряя либо сдержи­вая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таможенная политика во многом предопределяет распределительные про­цессы не только между хозяйствующими субъектами и госу­дарством; но и между самими хозяйствующими субъектами, отраслями, регионами. В настоящее время таможенная политика России во многом зависит от бюджетной политики, на­правленной на увеличение сбора таможенных пошлин и плате­жей.

Наряду с государственной финансовой политикой существу­ет и финансовая политика предприятий, представляющая со­бой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению определенных целей.

Целями финансовой политики предприятия могут быть:

·выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;

·избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

·лидерство в борьбе с конкурентами;

·максимизация рыночной стоимости предприятия;

·устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;

·рост объемов производства и реализации;

·максимизация прибыли;

·минимизация расходов;

·увеличение рентабельности и т. д.

Наши рекомендации