Социально-экономическая сущность и роль бюджета

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

Вопросы:

4.1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета

4.2 Функции бюджета.

4.3 Бюджетное устройство и бюджетная система

4.5 Принципы функционирования бюджетной системы РФ.

Социально-экономическая сущность и роль бюджета

Формирование бюджета.Во всех государствах в результате дея­тельности хозяйствующих субъектов создаются ВВП и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства наци­ональный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизо­ванный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой сис­теме страны. Он выражает часть распределительных отношений меж­ду государством, с одной стороны, предприятиями и населением, — с другой, которые связаны с формированием и использованием об­щегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

Формирование бюджета самым непосредственным образом свя­зано с развитием национального дохода страны и его перераспреде­лением. Основные финансовые методы перераспределения нацио­нального дохода:

• образование и использование денежных накоплений (прибы­лей, налога на добавленную стоимость, платежей в социальные вне­бюджетные фонды);

• организация налогов;

• финансирование отраслей народного хозяйства;

• формирование и использование общественных фондов потреб­ления, страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помо­щью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономичес­ких задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономи­ческую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет как один из основных инструментов обеспечения и непосредственно своей деятельности и проведения экономической и социальной политики.

4.2 Функции бюджета.Как экономическая категория бюджетные от­ношения составляют часть финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

1) перераспределение национального дохода;

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

4) контроль за образованием и использованием централизован­ных фондов денежных средств.

1. Распределительная функция бюджета проявляется через фор­мирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней пе­рераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, эко­номические отношения, направляя бюджетные средства на поддер­жку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом эко­номические отношения, государство способно целенаправленно ус­корять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и част­ных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно ста­дии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (расходы бюджета).

2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюд­жетных средств решаются задачи государственного регулирования эко­номических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета — это экономические отношения между государ­ством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и граждана­ми, — с другой. Одновременно с этим доходы бюджета — это денеж­ные средства, поступающие в распоряжение органов государствен­ной власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит импера­тивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государ­ства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприя­тий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами изъятия и размером изъятой в бюджет части прибы­ли предприятий и заинтересованностью последних в результатах ра­боты. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет ча­сти прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем ис­пользовании производственных ресурсов, повышении уровня рента­бельности и увеличении прибыли.

Расходы бюджета — это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями, учреждения­ми и гражданами, — с другой, в ходе использования централизован­ных фондов денежных средств.

Централизация в бюджете части финансовых ресурсов дает государ­ству возможность обеспечивать денежными средствами общегосударствен­ные потребности — ускоренное развитие прогрессивных отраслей на­родного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

3. Посредством бюджета национальный доход перераспределяет­ся по территории, а также из производственной в непроизводствен­ную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образо­вания, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспре­деляются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические райо­ны, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета осуществляется межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

4. Через государственный бюджет финансируются научные учреж­дения, осуществляющие фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, составляют основу развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь госу­дарства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется межтерриториальное распределение средств в широком масштабе, наделение необходимыми источника­ми доходов региональных и местных бюджетов, которые служат фи­нансовой базой территориальных органов власти, и тем самым ук­репляется их связь со всей экономикой страны.

В непроизводственной сфере бюджет служит главным источни­ком финансирования. Именно через государственный бюджет при­ходит финансирование социально-культурных мероприятий, управ­ления и обороны.

Наши рекомендации