Социально-экономическая сущность и роль бюджета

Тема. Бюджетная система.

Социально-экономическая сущность и роль бюджета

Бюджетная классификация

Особенности построения бюджетной системы в странах с различным государственным устройством.

Принципы бюджетной системы

Доходы бюджета

- Налоги в системе рыночной экономики

- Функции налогов

- Классификация налогов.

Состав и структура расходов бюджета.

Бюджетный дефицит, профицит

Бюджетная классификация

Важнейшим методом разработки данных государственного бюджета является систематизированная экономическая группи­ровка доходов и расходов бюджета по однородным признакам Проведение таких группировок обеспечивается наличием бюд­жетных классификаций, отражающих социально-экономическое содержание доходов и расходов бюджета. Бюджетные классифи­кации устанавливаются Минфином РФ в целях единообразного построения и учета, а также необходимого анализа исполнения государственного бюджета. Они имеют важное значение, так как позволяют объединить отдельные виды бюджетов в общие сво­ды, сопоставлять бюджеты одних республик, краев, областей и регионов с другими, составлять динамические ряды и анализи­ровать их структуру, динамику и ход исполнения бюджета, дают возможность характеризовать доходы бюджета по отдельным их видам и источникам поступлений, а расходы — по их направле­ниям. Являясь основным документом по формированию доходов и расходов бюджетов всех уровней, источников финансирования дефицитов этих бюджетов, бюджетная классификация обеспе­чивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и позволяет принимать решения при формировании бюджетов всех уровней на следующий год путем анализа их исполнения за пре­дыдущий год.

в настоящее время в РФ применяется единая бюджетная классификация, в которой объектам классификации присвоены группировочные коды.

Бюджетная классификация РФ включает:

• классификацию доходов бюджетов РФ;

• функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

• экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

• классификацию источников финансирования де­фицитов бюджетов РФ;

• классификацию видов государственного внешнего долга РФ;

• ведомственную классификацию расходов федерального бюд­жета.

Классификация доходов бюджетов РФ —это группировка до­ходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; основывается на законодательных актах, определяющих источники форми­рования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих кон­кретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ — это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной систе­мы; отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирова­ние реализации нормативных правовых актов, принятых орга­нами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления от­дельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ —это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономи­ческому содержанию (например: текущие расходы, оплата труда государственных служущих).

Классификация источников финансирования дефицитов бюдже­тов РФ— это группировка заемных средств, привлекаемых РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления для покры­тия дефицитов соответствующих бюджетов.

Принципы бюджетной системы

Бюджетный кодекс РФ дает следующий перечень принципов построения бюджетной системы:

- принцип единства бюджетной системы- основан на единстве правовой базы и форм бюджетной документации на всех уровнях бюджетной системы;

- принцип разграничения доходов и расходовмежду уровнями бюджетной системы. Это означает закрепление определенных видов доходов за федеральным Центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением;

- принцип самостоятельности бюджета.Это право различных уровней власти на самостоятельный бюджет и бюджетный процесс;

- принцип сбалансированности бюджета-доходы бюджета должна соответствовать расходам бюджета;

- принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетаи бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюдже­тах всех уровней в полном объеме;

- принцип достоверности бюджета,из которого следует надежность и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

- принцип гласностиозначает открытость для общества принятых законов о бюджетах, обязательное опубликование в средствах массовой информации

- принцип эффективности и экономности расходования средств.Означает, что при составлении и исполнении получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема денежных средств;

- принцип общего покрытия расходовпредусматривает, что все рас­ходы должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

- принцип адресности и целевого характера бюджета.Означает, что свободные средства, выделяемые в распоряжение конкретным получателям, могут использоваться только по целевому признаку.

Доходы бюджета

Под бюджетными доходами понимается централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет распределения и перераспределения части национального дохода для выполне­ния государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций. Экономическим содер­жанием доходов являются отношения государства с юридичес­кими и физическими лицами в процессе формирования этого фонда. При этом средства в фонд изымаются в безвозмездном и безвозвратном порядке.

Бюджеты образуются за счет трех видов доходов:

• налоговых доходов;

• неналоговых доходов;

• безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налого­вым законодательством РФ федеральные, региональные и мест­ные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Неналоговые доходы складываются из:

• доходов от использования имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности;

• доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреж­дениями;

• средств, полученных в результате применения мер гражданс­ко-правовой, административной и уголовной ответственнос­ти (штрафы, конфискации, компенсации), а также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного РФ, субъек­там РФ, муниципальным образованиям, и иных сумм при­нудительного изъятия;

• доходов в виде финансовой помощи, полученной от бюдже­тов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюд­жетных кредитов;

• иных неналоговых доходов.

Федеральные органы законодательной власти могут устанав­ливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изме­нять действующие после представления федеральными органа­ми исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ.

Собственные доходы бюджетов законодательно закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:

- налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюд­жетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов;

- неналоговые доходы:

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти;

- средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), средства, полу­ченные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы прину­дительного изъятия;

- финансовая помощь, полученная от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечис­ления.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств учитывается в доходах бюджета, являющегося их получателем

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанав­ливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств учитывается в доходах бюджета, являющегося их получателем

Функции налогов

Налогам присуща, прежде всего, фискальная функция – т.е. формирование бюджетного фонда государства, а именно обеспечение государства необходимыми ему для выполнения своих функции финансовыми ресурсами. Именно эта основная функция налогов характерная для всех государств, в бюджетах которых доля налоговых поступлений колеблется от 80-95%

Регулирующая функцияозначает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают существенное влияние, на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Эта функция неотделима от фискальной и тесно с ней связана;

Контрольная функциясоздает предпосылки для соблюдения стоместных пропорций в процессе образования и распределения доходов: различных субъектов экономики. Благодаря этой функции оценивается; эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость; внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику

Классификация налогов.

Существует несколько принципов классификации налогов:

1) по способу взимания налогов;

2) по субъекту налогообложения (налогоплательщику);

3) по объекту налогообложения;

4) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый пла­теж;

5) по целевой направленности введения налога.

В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. Различия между ними сводятся к следую­щему:

Прямые налоги Косвенные налоги
1. В правоотношения по поводу взимания налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними
2. Величина налогов непосредственно зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщика Величина налогов не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщика
3. Эти налоги подоходно-поимущественные Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг)

По субъекту налогообложения налоги делятся на:

1) налоги, взимаемые только с юридических лиц;

2) налоги, взимаемые только с физических лиц;

3) налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.

По объекту налогообложения налоги могут быть классифи­цированы на:

1) налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов), — налог на при­быль, налог на дивиденды, налог на доходы от долевого уча­стия в деятельности других предприятий и организаций;

2) налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (ра­бот, услуг), — налог на добавленную стоимость (НДС), ак­цизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-куль­турной сферы, сбор за использование наименований «Рос­сия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

3) налоги с имущества - налог на имущество предприятий. С определенной долей условности к этой классификационной группе налогов можно отнести налог с владельцев транспор­тных средств, так как транспортные средства также включа­ются в состав принадлежащего предприятию имущества, хотя непосредственным объектом обложения данным налогом выступает суммарная мощность двигателя транспортных средств, а также налог на приобретение транспортных средств, непосредственным объектом налогообложения которого вы­ступает стоимость приобретаемого имущества - транспорт­ного средства;

4) платежи за природные ресурсы - земельный налог и аренд­ная плата за землю, плата за воду, лесной доход;

5) налоги с фонда оплаты труда - налог на нужды образова­тельных учреждений, транспортный налог, сбор на содержа­ние милиции, благоустройство территории и другие цели;

6) налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат, - на­логи на рекламу;

7) налоги на определенный вид финансовых операций - нало­ги на операции с ценными бумагами;

8) налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имуще­ственного характера - госпошлина.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый пла­теж, налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Целевыми налогами являются сборы и пошлины.

Сбор — это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказанные услуги налогоплательщику. Ад­ресность сбора, как правило, содержится в его названии (целе­вой сбор на содержание милиции и др.). Сбор может быть безад­ресным платежом с определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности (сбор за право торговли, сбор за право проведения местных аукционов и лотерей и т. д.).

Пошлина — это денежный сбор, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действий и за выдачу документов, имеющих юриди­ческое значение. Государственная пошлина подразделяется, на таможенно-пограничные и внутригосударственные пошлины. Таможенная пошлина — это денежный сбор, взимаемый тамо­женными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара через таможенную границу государства. Внутригосударственная пошли­на — это денежная плата, взимаемая с физических и юридичес­ких лиц за совершение действий, имеющих юридическое значе­ние (госпошлина за предъявление иска в арбитражный суд).

Бюджетный дефицит, профицит

При дефиците бюджета— превышении расходов над доходами - долж­ны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источ­ников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать

Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления, и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный де­фицит составляет до 10% суммы доходов - это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов - это критический дефицит.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.

Качество самого дефицита может быть разным:

- дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

- дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий), когда обычных резервов становится недостаточно и приходиться прибегать к источникам особого рода;

- дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективносит финансово- кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране

Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результат этих изменений.

Возникновение дефицита обуславливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад производства, завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, массовый выпуск "пустых" денег. Особое значение среди них имеет спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы

Источниками финансирования федерального бюджета являются внут­ренние и внешние источники следующих видов:

1) внутренние источники в следующих формах:

- кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

- сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Основные задачи в области политики финансирования дефицита феде­рального бюджета РФ состоят:

- в увеличении доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения;

- в координации выпуска федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка.

Бюджет с профицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.

Тема. Бюджетная система.

Социально-экономическая сущность и роль бюджета

Бюджетная классификация

Наши рекомендации