Социально-экономическая сущность и роль бюджета.

Бюджет – это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок утвержденная в законодательном порядке

С помощью бюджета государство собирает, а затем перераспределяет часть произведенного в стране валового внутреннего продукта для выполнения политических, социальных и экономических функций. Реализуя свои политические задачи, государство обеспечивает национальную оборону и безопасность, государственное управление и деятельность законодательной власти. Создавая условия для деятельности систем образования, здравоохранения, оказывая социальную поддержку, заботясь об окружающей среде, развитии фундаментальной науки и культуры, государство выполняет свои социальные функции. Регулируя условия для развития бизнеса и обеспечивая функционирование государственного сектора экономики, государство поддерживает экономическое развитие. С помощью бюджета государство обеспечивает возможности повышения качества жизни населения, развития экономики.

Воздействие бюджета на различные социальные группы и отрасли экономики неодинаково. Взимание налогов с доходов работающих граждан и предприятий снижает уровень доходов граждан и сдерживает экономическую активность в стране. Однако при этом создаются возможности поддержки незащищенных слоев населения и реализации государственных программ развития, финансируемых за счет бюджетных средств. Выравнивание доходов региональных бюджетов за счет финансовой поддержки центра, которая способствует улучшению положения более бедных территорий, может оцениваться как не справедливое с позиции богатых регионов, являющихся донорами федерального бюджета. Поэтому при формировании государственного бюджета необходима выработка таких подходов, которые учитывают баланс различных общественных интересов.

Государственный бюджет- главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизован­ного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государ­ственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон.

Основными задачами бюджета являются:

- перераспределение ВВП;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление со­циальной политики государства;

- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Бюджету присущи следующие функции:

- образование основного централизованного фонда денежных средств(налоги, налоговые доходы, займы);

- расходование бюджетного фонда(конкретные направления бюд­жетных расходов по отраслям хозяйства, учреждениям социальной сфе­ры, экономическим регионам);

- контрольная функция(создает условия для контроля за поступле­нием доходов и целевым использованием бюджетных средств).

Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституция РФ государственный бюджетносит название федерального.

Бюджет государства— это консолидированный бюджет России, т.е. это федеральный бюджет плюс бюджеты 88 субъектов Федерации.

Бюджетное регулирование- это процесс распределения доходов иперераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней.

Бюджетная система России включает в себя бюджеты и внебюджетные фонды трех уровней. Федеральный уровень представлен федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов

К региональному уровню относятся бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, к местному – бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских внутригородских муниципальных образований городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, - а также бюджеты городских и сельских поселений.

Государственные и территориальные внебюджетные фонды являются частью бюджетной системы, но существуют отдельно от федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Главной задачей внебюджетных фондов является аккумулирование и распределение средств на специальные нужды. Таким образом достигается независимость внебюджетных фондов от бюджетов всех уровней и предотвращается возможность использования их средств для не соответствующих им целей.

В основе функционирования бюджетной системы лежат принципы разграничения источников доходов бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов, а так же разделения расходных полномочий федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления.

Бюджетная классификация

Важнейшим методом разработки данных государственного бюджета является систематизированная экономическая группи­ровка доходов и расходов бюджета по однородным признакам Проведение таких группировок обеспечивается наличием бюд­жетных классификаций, отражающих социально-экономическое содержание доходов и расходов бюджета. Бюджетные классифи­кации устанавливаются Минфином РФ в целях единообразного построения и учета, а также необходимого анализа исполнения государственного бюджета. Они имеют важное значение, так как позволяют объединить отдельные виды бюджетов в общие сво­ды, сопоставлять бюджеты одних республик, краев, областей и регионов с другими, составлять динамические ряды и анализи­ровать их структуру, динамику и ход исполнения бюджета, дают возможность характеризовать доходы бюджета по отдельным их видам и источникам поступлений, а расходы — по их направле­ниям. Являясь основным документом по формированию доходов и расходов бюджетов всех уровней, источников финансирования дефицитов этих бюджетов, бюджетная классификация обеспе­чивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и позволяет принимать решения при формировании бюджетов всех уровней на следующий год путем анализа их исполнения за пре­дыдущий год.

в настоящее время в РФ применяется единая бюджетная классификация, в которой объектам классификации присвоены группировочные коды.

Бюджетная классификация РФ включает:

• классификацию доходов бюджетов РФ;

• функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

• экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

• классификацию источников финансирования де­фицитов бюджетов РФ;

• классификацию видов государственного внешнего долга РФ;

• ведомственную классификацию расходов федерального бюд­жета.

Классификация доходов бюджетов РФ —это группировка до­ходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; основывается на законодательных актах, определяющих источники форми­рования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих кон­кретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ — это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной систе­мы; отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирова­ние реализации нормативных правовых актов, принятых орга­нами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления от­дельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ —это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономи­ческому содержанию (например: текущие расходы, оплата труда государственных служущих).

Классификация источников финансирования дефицитов бюдже­тов РФ— это группировка заемных средств, привлекаемых РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления для покры­тия дефицитов соответствующих бюджетов.

Наши рекомендации