Методические рекомендации к выполнению курсовой работы
Г.А. Егоренков
УЧЕТ И АНАЛИЗ
(финансовый учёт, управленческий учёт, финансовый анализ)
Методические указания
для выполнения курсовой работы
для обучающихся по направлению
080200.62 «Менеджмент»
очной и заочной форм обучения
Череповец
СОДЕРЖАНИЕстр.
Введение | ||
Методические рекомендации к выполнению курсовой работы | ||
1.1 | Структура курсовой работы | |
1.2 | Определение темы реферативной части и варианта расчётно-аналитической части курсовой работы | |
1.3 | Задания к расчётно-аналитическому разделу | |
Правила оформления курсовой работы | ||
Список рекомендуемых источников | ||
Приложение: образец титульного листа |
Введение
В современной рыночной экономике бухгалтерский учет является инструментом бизнеса, одним из важных механизмов управления коммерческой деятельностью. Менеджеры всех уровней, занятые в самых различных видах деятельности, должны понимать язык финансового и управленческого учёта, уметь пользоваться возможностями, которые предоставляет современный бухгалтерский учёт для анализа хозяйственной деятельности, контроля и принятия управленческих решений.
Курсовая работа –форма контроля, нацеленная на развитие навыков самостоятельная работы, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать информацию, делать обоснованные выводы.
Основная цель курсовой работы по дисциплине «Учёт и анализ» – закрепление и развитие полученных знаний и навыков в области бухгалтерского финансового и управленческого учета.
Методические рекомендации к выполнению курсовой работы
1.1 СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа состоит из двух разделов: реферативного и расчётно-аналитического.
В реферативном разделе студент должен отразить результат исследования по выбранной теме. Реферативный раздел должна иметь введение, основную структурированную часть и заключение. Структура текста должна отражать логику исследования. Это предполагает разделение текста на отдельные логически соподчиненные части, каждая из которых снабжается кратким и ясным заголовком, отражающим ее содержание.
Изложение материала должно быть лаконичным, релевантным. Рекомендуется наряду с текстовой использовать табличную и графическую формы отображения информации. В реферативной части студент излагает результаты анализа и обобщения информации по заданной тематике.
Введение. Объем введения в курсовой работе обычно составляет 1-2 страницы машинописного текста. В данной части обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, его цели и задачи.
В основной части реферативного раздела курсовой работы обобщаются сведения из разных литературных источников по данной теме, излагается аргументированный авторский подход к рассмотренным концепциям, точкам зрения. Объём основной части реферативного раздела должен быть в пределах 15-20 страниц. В этой части последовательно раскрываются современные представления теоретиков и практиков по исследуемым вопросам бухгалтерского учёта.
Заключение содержит краткое изложение выводов по теме работы. Оно не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты исследования, выявленные проблемы. Заключение – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Объём этой части не должен превышать 2-3 страниц.
В расчётно-аналитическом разделе студент в соответствии с заданием и исходными данными осуществляет: формирование баланса, бухгалтерские записи, группировку затрат, калькулирование себестоимости продукции, определение точки безубыточности. В конце раздела студент должен привести выводы по результатам работы.
Список использованной литературы содержит наименование работ, источников, которые были непосредственно использованы автором в курсовой работой. В работе необходимо использовать нормативно-правовую литературу, особенно с последними изменениями и дополнениями, учебно-методическую литературу и периодические издания. Количество использованных источников в курсовой работе должно быть не менее 5 с датой издания не ранее 2010 года.
Приложения. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении. Приложения являются обязательным компонентом курсовой работы. Приложения могут быть различными: таблицы, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, копии постановлений, договоров и, отчетность, регистры бухгалтерского учета, первичные бухгалтерские документы, и т. п. Приложения не засчитываются в заданный объем курсовой работы. Количество приложений не ограничено в курсовой работе, но студенту необходимо исходить из принципа целесообразности.
1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНОЙ ЧАСТИ И ВАРИАНТА РАСЧЁТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Тема реферативного исследования определяется преподавателем с учётом мнения обучаемого. Перечень тем представлен в таблице 1.
Таблица 1
Перечень тем для реферативного раздела курсовой работы
№ п/п | Наименование темы | Вариант |
Сущность, назначение и характеристика финансового учёта. | 1аО | |
Учётный процесс. Автоматизация финансового учёта. | 2бО | |
Организация финансового учёта в коммерческой организации. | 3вО | |
Нормативно- правовое регулирование финансового учёта. | 1бО | |
Предмет финансового учёта. Состав и сущность объектов финансового учёта. | 2вО | |
Метод финансового учёта: состав и сущность элементов метода. | 3аО | |
Документирование и инвентаризация как элементы метода бухгалтерского учёта. | 1вО | |
Оценка и калькуляция как элементы метода бухгалтерского учёта. | 2аО | |
Счета и двойная запись как элементы метода бухгалтерского учёта. | 3бО |
Продолжение таблицы 1
Баланс и отчётность как элементы метода финансового учёта. | 1аА | |
Годовая финансовая отчётность: состав, назначение, основное содержание. | 2бА | |
Учёт расчётов: с персоналом, с бюджетом и внебюджетными государственными фондами. | 3вА | |
Учёт материально-производственных запасов. | 1бА | |
Учёт основных средств. | 2вА | |
Учёт собственного капитала и резервов. Учёт расчётов с учредителями. | 3аА | |
Учёт дебиторской и кредиторской задолженности. | 1вА | |
Учёт финансовых вложений. Учёт полученных займов и кредитов. | 2аА | |
Учёт производства и реализации продукции (работ, услуг) | 3бА | |
Учёт прочих доходов и расходов. Учёт финансовых результатов. | 1аБ | |
Анализ финансовой отчётности: назначение, основные направления и методы анализа. | 2бБ | |
Понятие и назначение аналитического баланса. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса. | 3вБ | |
Сущность, назначение, объекты и характеристика управленческого учёта. Сравнение финансового и управленческого учёта. | 1бБ | |
Себестоимость как объект управленческого учёта. | 2вБ | |
Калькулирование себестоимости продукции: понятие, методы. | 3аБ | |
Попроцессный, позаказной и попередельный методы калькулирования себестоимости. | 1вБ | |
Учет затрат и калькулирования себестоимости продукции по фактическим затратам и нормативным методом. Метод «стандарт-кост». | 2аБ | |
Учет затрат и калькулирования себестоимости продукции методом «директ-костинг». Калькулирование полной себестоимости. | 3бБ | |
Анализ безубыточности. Пример. | 1аО | |
Бюджетирование в системе управленческого учёта | 2бО | |
Особенности бухгалтерского учёта в торговле. | 3вО |
Каждой теме реферативного раздела соответствует вариант для расчётно-аналитического раздела курсовой работы (графа 3 таблицы 1).
1.3 ЗАДАНИЯ К РАСЧЁТНО-АНАЛИТИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛУ
ЗАДАНИЕ 1 Калькулирование полной себестоимости продукции
Теоретический аспект
Учет расходов основного производства
Согласно ПБУ 10/99 расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции (по обычным видам деятельности), группируются по элементам:
1. Материальные затраты;
2. Затраты на оплату труда;
3. Отчисления на социальные нужды;
4. Амортизация;
5. Прочие затраты.
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее создания природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.
По способу отнесения на себестоимость продукции все затраты организации делятся на прямые и косвенные.
Для учета прямых затрат предназначен счет 20 «Основное производство», для учета косвенных – счета 25 «Общепроизводственные» и 26 «Общехозяйственные расходы».
Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др.
С целью калькуляции себестоимости единицы продукции, прямые расходы необходимо распределять между видами продукции и учитывать на отдельных субсчетах к счету 20.
Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, списываются на счет 20 со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Потери от брака списываются на счет 20 с кредита счета 28 «Брак в производстве».
По кредиту счета 20 отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и услуг. Остаток по счету 20 на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.
Выпущенную продукцию можно учитывать по полной или сокращенной себестоимости.
Полная себестоимость (включает прямые и косвенные затраты)
При этом варианте все прямые и косвенные расходы в конечном итоге отражаются на счете 20 «Основное производство». Прямые расходы списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счетов10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению и др.
Косвенные расходы переносятся на счет 20 «Основное производство» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», потери от брака – со счета 28 «Брак в производстве».
Сумма накопленных за месяц общехозяйственных расходов при данном варианте в полном объеме списывается со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счетов 20 «Основное производство».
Суммы фактической производственной себестоимости продукции, работ, услуг переносятся с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» или 90 «Продажи».
В современной экономической литературе калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определятся себестоимость единицы продукции.
ЗАДАНИЕ
1. Заполнить недостающие данные в таблице 1 по строкам 1-38 в соответствии с назначенным вариантом.
Таблица 2.
Журнал регистрации хозяйственных операций за месяц
№ п\п | Содержание операции | Сумма, тыс. руб. по вариантам | Корреспон- денция счетов | |||
Д | К | |||||
Оприходованы на склад поступившие от поставщика сырьё и материалы для основного производства (без НДС) | 100,00 | 200,00 | 300,00 | |||
Учтён НДС по сырью и материалам | ||||||
Оплачены сырьё и материалы с расчётного счёта | ||||||
Выданы из кассы под отчёт работнику АХО денежные средства на приобретение канцелярских товаров и расходных материалов для офисов | ||||||
Оприходованы на склад поступившие от подотчётного лица канцелярские товары и расходные материалы для офисов (без НДС) | 30,00 | 30,00 | 30,00 | |||
Учтён НДС по канцелярским товарам и расходным материалам для офисов | ||||||
Сырьё и материалы переданы в основное производство | 100,00 | 200,00 | 300,00 | |||
Канцелярские товары и расходные материалы переданы со склада в цеховой офис | 10,00 | 10,00 | 10,00 | |||
Канцелярские товары и расходные материалы переданы со склада в головной офис | 20,00 | 20,00 | 20,00 | |||
НДС по всем переданным в производство и офисы материалам отнесён на расчёты с бюджетом | ||||||
Начислена задолженность поставщику за топливо и энергию потреблённые на технологические цели (без НДС) | 10,00 | 20,00 | 30,00 | |||
Отражён НДС по топливу и энергии | ||||||
НДС по топливу и энергии отнесён на расчёты с бюджетом | ||||||
На склад оприходованы возвратные материалы, поступившие из цеха | 30,00 | 20,00 | 10,00 | |||
Начислена заработная плата производственным рабочим | 300,00 | 200,00 | 100,00 | |||
Начислен НДФЛ по заработной плате производственных рабочих | ||||||
Начислены страховые взносы от ФОТ производственных рабочих | ||||||
Начислена заработная плата работникам цехового офиса | 100,00 | 100,00 | 100,00 | |||
Начислен НДФЛ по заработной плате работников цехового офиса | ||||||
Начислены страховые взносы от ФОТ работникам цехового офиса | ||||||
Начислена заработная плата работникам головного офиса | 200,00 | 200,00 | 200,00 | |||
Начислен НДФЛ по заработной плате работников головного офиса | ||||||
Начислены страховые взносы от ФОТ работников головного офиса во внебюджетные фонды | ||||||
Перечислен в бюджет НДФЛ по всем категориям работников за месяц | ||||||
Перечислены страховые взносы от ФОТ по всем категориям работников во внебюджетные фонды | ||||||
Начислена амортизация по основным средствам производственного назначения | 50,00 | 40,00 | 30,00 | |||
Начислена амортизация по основным средствам цехового офиса | 20,00 | 20,00 | 20,00 | |||
Начислена амортизация по основным средствам головного офиса | 30,00 | 40,00 | 50,00 | |||
Начислена плата за услуги аутсорсинга по содержанию и эксплуатации технологического оборудования (без НДС) | 10,00 | 10,00 | 10,00 | |||
Учтён НДС по услугам аутсорсинга | ||||||
НДС по услугам аутсорсинга отнесён на расчёты с бюджетом | ||||||
Начислена задолженность поставщикам за воду, отопление и прочие коммунальные услуги для основного производства (без НДС) | 30,00 | 20,00 | 10,00 | |||
Начислена задолженность поставщикам за воду, отопление и прочие коммунальные услуги для цехового офиса (без НДС) | 10,00 | 20,00 | 10,00 | |||
Начислена задолженность поставщикам за воду, отопление и прочие коммунальные услуги для головного офиса (без НДС) | 10,00 | 10,00 | 30,00 | |||
Учтён НДС по всем коммунальным услугам | ||||||
НДС по всем коммунальным услугам отнесён на расчёты с бюджетом | ||||||
Общепроизводственные расходы отнесены на счёт основного производства | ||||||
Общехозяйственные расходы отнесены на счёт основного производства | ||||||
На склад оприходована готовая продукция по производственной себестоимости |
2. Определить цеховую, производственную и полную себестоимость продукции - заполнить графу 3 таблицы 3, используя данные таблицы 2. Производственную себестоимость продукции отразить в строке n таблицы 2.
Таблица 3.
№ п/п | Статьи калькуляции | Един. измерения, тыс. руб. | |||
Общие расходы | Распределение | Продукция | |||
А | Б | ||||
сырье и материалы | 40 и 60% | ||||
покупные изделия и полуфабрикаты | нет | ||||
топливо и электроэнергия на технологические цели | 50 и 50% | ||||
возвратные отходы | 30 и 70% | ||||
основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих | 60 и 40% | ||||
страховые взносы (30% от ФОТ) | |||||
расходы на содержание и эксплуатацию технологического оборудования* | 50 и 50% | ||||
прочие прямые расходы | 50 и 50% | ||||
Ст | Технологическая себестоимость | ||||
расходы на подготовку и освоение нового производства | нет | ||||
цеховые расходы | В соотв. с вариантом | ||||
Сц | Цеховая себестоимость | ||||
общехозяйственные расходы | В соотв. с вариантом | ||||
Спр | Производственная себестоимость | ||||
коммерческие расходы | 10% от Спр | ||||
Спол | Полная себестоимость |
*- Аналитический учет расходов по содержанию и эксплуатации производственного оборудования можно осуществлять по каждому цеху (производству и др.) в отдельности по следующей номенклатуре статей:
1) "Амортизация оборудования и транспортных средств";
2) "Эксплуатация оборудования" (стоимость смазочных, обтирочных и прочих вспомогательных материалов, заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, отчисления на социальные нужды, стоимость потребленного топлива и всех видов энергии, услуги вспомогательных производств и т.п.);
3) "Ремонт оборудования и транспортных средств";
4) "Внутризаводское перемещение грузов";
5) "Прочие расходы".
3. Определить цеховую, производственную и полную себестоимость себестоимость продукции А и Б, используя данные таблиц 3 и 4.
Таблица 4.
Базы распределения косвенных расходов
Наименование расходов | Варианты | ||
а | б | в | |
цеховые расходы | Пропорционально технологической себестоимости | Пропорционально материальным затратам (стр.1) | Пропорционально заработной плате (стр.5) |
общехозяйственные расходы | Пропорционально заработной плате (стр.5) | Пропорционально технологической себестоимости | Пропорционально материальным затратам (стр.1) |
4. Определить производственную себестоимость единицы продукции А и Б, используя таблицу 5. Результаты отразить в таблице 6.
Таблица 5.
Объёмы производства и реализации продукции
Объёмы производства продукции | Варианты | ||
а | б | в | |
Продукция А | 300 тн. | 600 тн. | 200 тн. |
Продукция Б | 700 тн. | 400 тн. | 800 тн. |
Таблица 6.
Производственная себестоимость продукции. Вариант ____
Показатели | Себестоимость выпуска | Объёмы производства продукции | Себестоимость единицы продукции |
Продукция А | |||
Продукция Б |
ЗАДАНИЕ 2 Анализ соотношения прибыли, затрат и объема продаж
Теоретический аспект
Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» (CVP-анализ)построен на изучении и анализе поведения затрат. В его основе лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. CVP-анализ является инструментом управленческого планирования и контроля, поскольку с его помощью принимаются управленческие решения по установлению каналов распределения, заключению договоров, определению расходов на продажу и ценообразованию. Он обеспечивает обзор поведения затрат и выручки по отношению к запланированной прибыли, что может привести к изменению управленческой стратегии.
При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию, поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ «затраты – объем – прибыль» позволяет ответить на вопрос, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня деловой активности организации.
В основе CVP-анализа лежит деление затрат на постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные). Величина постоянных затрат не зависит от объёмов производства и реализации продукции (амортизация основных средств производственного назначения, общехозяйственные расходы и др.). Величина переменных затрат прямо зависит от объёмов производства и реализации продукции. К ним относятся: расходы на сырьё и материалы для основного производства, расходы на топливо и электроэнергию для технологических нужд, заработная плата производственных рабочих, страховые взносы во внебюджетные государственные фонды от этой заработной платы и другие затраты непосредственно связанные с производством продукции.
Маржинальный доход– это превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами, связанными с данным объемом продаж. Другими словами, маржинальный доход – это разница между выручкой от реализации и переменными затратами.
Критическая точка(точка безубыточности) может быть определена как точка, в которой маржинальный доход минус постоянные затраты равна нулю, или точка, в которой маржинальный доход равна постоянным затратам. С этой точки организация начинает зарабатывать прибыль.
Формулы для расчётов искомых величин:
Qкр(тн) = F / (P – Vед),где(1)
Qкр -критическая точка (объём продукции при котором прибыль равна нулю) в натуральных единицах измерения продукции;
F –постоянные затраты (общие); P –цена 1 единицы продукции;