Формирование и распределение прибыли предприятия
С точки зрения экономической теории, прибыль представляет собой разность валовых дохода и издержек фирмы:
где TC – валовые издержки, руб.;
TR – валовой доход, руб.
В экономической теории выделяют 2 разновидности прибыли:
· бухгалтерскую;
· экономическую.
Фирма получает экономическую прибыль, когда ее доход от продаж (TR) превышает ее явные (бухгалтерские) и неявные издержки, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих владельцу фирмы. Когда фирма только покрывает свои издержки, она получает нулевую экономическую прибыль.
Экономическая прибыль может рассчитываться в ситуации, когда требуется принять управленческое решение, например, при сравнении вариантов осуществления инвестиций. В целом же в хозяйственной практике данная категория используется редко. Предприниматели в своей деятельности исчисляют именно бухгалтерскуюприбыль.
Прибыль предприятия выступает как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над производственными издержками.
Прибыль выполняет две важнейшие функции:
· является главным источником финансирования производственного и социального развития предприятия;
· характеризует важнейшие финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений.
Основной принцип деятельности предприятия состоит в стремлении к максимизации прибыли, поэтому прибыль является важным показателем эффективности производства.
Любое предприятие, фирма, организация стремится максимизировать прибыль. Это возможно разными путями: через сокращение издержек, увеличение объема продукции, изменение цены и т.д. Полезным инструментом в процессе максимизации прибыли является анализ безубыточности.
Анализ безубыточности состоит в определении объема производства (в единицах и денежном измерении), при котором валовые издержки равны валовому доходу предприятия, и, следовательно, нет ни прибыли, ни убытков.
В анализе необходимы оценки постоянных, переменных издержек и дохода.
Доход – это функция объема производства (выпуска), предлагаемого рынку. Доход (выручка от реализации) возрастает с каждой проданной единицей и равен произведению количества проданной продукции в штуках и цены единицы продукции:
где p – цена единицы продукции (услуг), руб.;
Q – объем проданной продукции, ед.
Если фирма производит несколько продуктов или услуг, то общий доход (выручка от реализации) это сумма доходов по каждому виду продукции. Изобразим линию дохода, постоянные и переменные издержки на рисунке:
Анализ безубыточности
где AVC – переменные издержки на единицу продукции, руб.;
FC – постоянные издержки, руб.;
BEP (x), BEP (руб.) – точка безубыточности в шт. и в руб.
Пересечение линий валового дохода и валовых издержек – точка безубыточности, где TC = TR. Слева – "коридор убытков", где TC > TR, справа – "коридор прибылей", где TC < TR.
Чистая прибыль образуется после уплаты из налогооблагаемой прибыли налогов и других обязательных платежей. Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия.
Она может использоваться для технического совершенствования, расширения и социального развития производства.
Чистая прибыль подразделяется на:
· распределяемую;
· нераспределямую.
Распределяемая прибыль направляется на выплату дивидендов по простым и привилегированным акциям предприятия в соответствие с его учредительными документами.
Нераспределяемая прибыль направляется в фонды развития производства; социального развития; материального поощрения; на приобретение акций.
Абсолютный размер прибыли характеризует экономический эффект, но не эффективность работы предприятия.
Большой размер прибыли может достигаться ценой значительных затрат. Поэтому обобщающими показателями для оценки деятельности предприятия используются показатели рентабельности. Показатели рентабельности позволяют судить об экономической деятельности предприятия и о возможностях расширения и обновления производства за счет собственных накоплений.
В самом общем виде рентабельность производственной деятельности(окупаемость издержек) определяется отношением того или иного вида прибыли (валовой, балансовой, чистой) к сумме затрат реализуемой (произведенной) продукции.
1) Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Примером могут служить показатели:
а) общая рентабельность:
, |
где – балансовая прибыль, руб.;
– среднегодовая стоимость основных средств, руб.;
– среднегодовой остаток оборотных средств, руб.
б) рентабельность собственного капитала (ROE):
2) Показатели, характеризующие рентабельность издержек производства. Примером может служить показатель:
· рентабельность производства реализованной продукции:
– прибыль от реализации продукции (или балансовая прибыль), руб.;
– полная себестоимость реализованной продукции, руб.
3) Показатели, характеризующие рентабельность продаж. Примером может служить показатель:
· рентабельность продаж:
ЧП – чистая прибыль, руб.;
ВР – выручка от реализации продукции (реализуемая продукция), руб.
Под балансовой прибылью понималась валовая прибыль, уменьшенная на сумму убытков, полученных предприятием в результате производственной и коммерческой деятельности.
В целях получения налогооблагаемой прибыли необходимо было из валовой прибыли вычесть суммы льгот по налогу на прибыль, доходов, полученных по отдельным видам деятельности, дивидендов по ценным бумагам и др.
Учитывая то, что с принятием НК РФ практически все льготы по налогу на прибыль отменены, убытки (в пределах установленных НК правил) включаются в расходы предприятия, можно сделать следующие выводы (в приложении к исчислению показателей рентабельности):
· понятие "валовой прибыли" совпадает по смыслу с понятием "прибыли" по НК РФ;
· во многом тождественными являются понятия, "валовой прибыли", "налоговой базы", "налогооблагаемой прибыли" и "балансовой прибыли".
Однако следует учитывать, что у предприятия может быть несколько налоговых баз для различных видов деятельности, и в каждой из них будет применяться своя налоговая ставка.