Тема: Основной капитал и эффективность его использования
Тема: Продукция и товарооборот ПОП
Производственно-хозяйственная деятельность ПОП характеризуется целой системой показателей, среди которых основными являются выпуск продукции собственного производства и объем товарооборота.
Товарооборот предприятия общественного питания – это количественный показатель, характеризующий объем продаж. Состоит из:
– реализации продукции собственного производства;
– продажи покупных товаров.
Рисунок – 1. Состав товарооборота общественного питания
К продукции собственного производства относятся пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятиях общественного питания либо подвергшиеся здесь какой-либо обработке.
Классификация:
1) По степени готовности:
– готовые блюда и кулинарные изделия;
– полуфабрикаты.
2) по формам потребления и назначения в питании:
– обеденная продукция – это блюдо, реализуемое и потребляемое в залах и отпускаемое на дом. Блюдо – порция пищи, изготовленная из определенного набора сырья, прошедшего полную или частичную тепловую или первичную обработку, готовая к потреблению (обычно 75–80%).
– прочая продукция (бутерброды, горячие напитки, изделия, запеченные в тесте, мороженное собственного производства и др. аналогичная продукция, а также полуфабрикаты, изготовленные для продажи). Удельный вес оборота по продукции собственного производства зависти от типа предприятия питания и колеблется от 45 до 90%.
План реализации продукции состоит из производственной программы, которая определяет выпуск всех видов продукции собственного производства. План составляется в натуральных измерителях – блюдах, порциях, килограммах, штуках и т.п. на основе меню.
Покупные товары – готовая продукция, не требующая кулинарной обработки. Покупные товары поступают в готовом виде от других предприятий.
Розничный товарооборот предприятия общественного питания – это реализация продукции собственного производства, покупных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы, буфеты, кулинарные магазины и т.п.
Оптовый товарооборот – отпуск готовой продукции или полуфабрикатов другим предприятиям.
Значение товарооборота:
– является показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия общественного питания;
– по удельному весу товарооборота предприятия общественного питания в товарообороте региона, отрасли можно судить о доли предприятия на рынке;
– товарооборот на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;
– по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия общественного питания.
Анализ товарооборота.
Анализ товарооборота предприятия общественного питания позволяет оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота по видам и формам, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами. В результате анализа товарооборота изыскиваются неиспользованные резервы и разрабатываются конкретные мероприятия по улучшению работы предприятия с целью наиболее полного удовлетворения спроса потребителей на продукцию общественного питания и достижения высокой эффективности использования ресурсов.
Методика экономического анализа товарооборота:
1. Изучение объема товарооборота и его состава;
2. Анализ объема и структуры продукции собственного производства;
3. Анализ выпуска прочей продукции собственного производства;
4. Анализ продажи покупных товаров;
5. Исследование факторов, влияющих на объем реализации;
6. Выявление резервов роста товарооборота и разработка конкретных мероприятий по его увеличению.
Таблица 1 – Состав товарооборота предприятия общественного питания
№ п/п | Показатель | Базис. год | Отчетный год | % к предшеств. году | |||||
план | факт | % выполн плана | |||||||
тыс. руб. | Уд. вес,% | тыс. руб. | Уд. вес,% | тыс. руб. | Уд. вес,% | ||||
Товарооборот, в т.ч.: – по продукции собств. пр-ва; – по покупным товарам | 89,5 10,5 | 88,6 11,4 | 89,1 10,9 | 98,5 99,0 94,7 | 101,6 101,1 105,7 | ||||
Розничный товарооборот, в т.ч.: – по продукции собств. пр-ва; – по покупным товарам | 92,2 84,1 8,1 | 90,9 81,8 9,1 | 92,0 83,7 8,3 | 99,7 100,7 90,0 | 101,4 101,1 103,8 | ||||
Оптовый товарооборот, в т.ч.: – по продукции собств. пр-ва; – по покупным товарам | – | 7,8 7,8 – | – | 9,1 9,1 – | – | 8,0 8,0 – | 86,7 86,7 – | 104,0 104,0 – |
Анализ динамики товарооборота должен проводиться не только по сравнению с данными прошлого года, но и за ряд лет (в действующих и сопоставимых ценах).
Сопоставимые цены – это цены, применяемые для оценки объема продукции, произведенной в разные периоды. Используются для анализа динамики физического объема продукции, товарооборота и других стоимостных показателей. Сопоставимые или неизменные цены в основном устраняют влияние изменения цен на динамику сравниваемых стоимостных показателей. При использовании сопоставимых цен объем произведенной в разные годы продукции или реализованного товара оценивается в одних и тех же, одинаковых для этих лет, ценах. Применение сопоставимых цен позволяет объективно оценить развитие общественного производства, торговли, потребления товаров, особенно в условиях инфляции.
Можно дополнить анализ товарооборота данными по кварталам и месяцам. Это помогает установить, как ритмично развивается товарооборот. Наиболее простой коэффициент ритмичности рассчитывается как отношение числа периодов, в которых план выполнен (Nв), к общему их количеству (N).
Если план в отдельные периоды не выполнен, то выясняют причины и подсчитывают потери.
Если предприятие крупное и имеет структурные подразделения, то анализ товарооборота проводят по его структурным подразделениям.
Также можно изучить сезонные колебания по кварталам или месяцам, для этого рассчитывают удельный вес каждого квартала (месяца) в годовом товарообороте.
Анализ ассортимента покупных товаров также проводится в динамике.
На предприятии общественного питания проводится подробный анализ производственной программы, которая содержит показатели выпуска всех видов продукции собственного производства.
При анализе производственной программы изучаются натуральные показатели выпуска общего количества блюд, полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий.
Таблица 2 – Анализ выпуска обеденной продукции
Вид обеденной продукции (блюда) | Базис. год | Отчетный год | Изменение по срав-нению с прошлым | |||||
Кол-во, шт. | Уд. Вес, % | План | Факт | Изменение по срав-нению с планом | ||||
Кол-во, шт. | Уд. Вес, % | Кол-во, шт. | Уд. Вес, % | |||||
Первые | 24,0 | 23,9 | 23,8 | –40 | –20 | |||
Вторые | 44,5 | 44,6 | 44,7 | +170 | +505 | |||
Третьи | 13,8 | 13,8 | 13,9 | +47 | +177 | |||
Закуски | 17,7 | 17,7 | 17,6 | –22 | +38 | |||
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | +155 | +700 |
Таким же образом можно проанализировать выпуск обеденной продукции в стоимостном выражении и сопоставить с анализом в натуральных единицах.
Факторы, влияющие на товарооборот:
1. Обеспеченность товарными ресурсами;
2. Обеспеченность трудовыми ресурсами;
3. Состояние, эффективность использования основных фондов и материально-технической базы предприятия.
Обеспеченность товарными ресурсами определяют по формуле товарного (продуктового) баланса: О = Зн + П – В – Зк
Где О – реализация продукции и покупных товаров, тыс. руб.;
Зн – товарные запасы на начало периода, тыс. руб.;
Зк – товарные запасы на конец периода, тыс. руб.;
П – поступление сырья, полуфабрикатов, покупных товаров, тыс. руб.;
В – прочее выбытие товаров (помимо реализации), тыс. руб.
Таблица 3 – Продуктовый баланс по предприятию общественного питания
Показатель | Базис. год | Отч. год | Отклонение (+,–) | Влияние на динамику товарооборота |
Запасы сырья, п/ф, и покупных товаров на начало периода | –956 | –956 | ||
Поступление сырья, п/ф, и покупных товаров | +431 | +431 | ||
Прочее выбытие сырья, п/ф, и покупных товаров | –17 | +17 | ||
Запасы сырья, п/ф, и покупных товаров на конец периода | –1208 | +1208 | ||
Товарооборот | +700 | +700 |
Положительно на динамику товарооборота влияет рост поступления сырья и товаров, снижение прочего выбытия и сокращение запасов на конец периода…Завышенные товарные запасы в объектах общественного питания ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь, ухудшению качества и порче продуктов.
Обеспеченность трудовыми ресурсами определяют, используя формулу производительности труда (выработки одного работника)
Таблица 4 – Расчет влияния трудовых ресурсов на товарооборот
Показатель | Базис. год | Отч. год | Отклонение (+,–) | Влияние на динамику товарооборота |
Товарооборот, тыс. руб. | +700 | +700 | ||
Среднесписочная численность, чел. | – 8 | –6136,8 | ||
Выработка на одного работника, тыс. руб. | 766,6 | 855,4 | +88,8 | +6836,8 |
Чтобы определить влияние данных факторов на товарооборот, необходимо определить товарооборот при численности отчетного года и выработки базисного (59028,2 тыс. руб.=77*766,6), затем сравниваем это показатель с отчетным. За счет роста производительности труда товарооборот вырос на 6836,8 тыс. руб. (65865–59028,2). Вследствие уменьшения численности товарооборот снизился на 6136,8 (59028,2–65165).
Состояние, эффективность использования основных фондов и материально-технической базы предприятия анализируют на основании товарооборота на одно посадочное место.
Таблица 5 – Расчет влияния факторов, связанных с использованием МТБ, на товарооборот
Показатель | Базис. год | Отч. год | Отклонение (+,–) | Влияние на динамику товарооборота |
Розничный товарооборот, тыс. руб. | +842 | +842 | ||
Количество мест | +4 | +2111,4 | ||
Товарооборот на одно место, тыс. руб. | 528,6 | 518,4 | –10,2 | – 1269,4 |
Чтобы определить влияние данных факторов на товарооборот, необходимо определить товарооборот при количестве мест отчетного года и товарообороте на одно место базисного 65546,4 (124*528,6) затем сравниваем это показатель с отчетным. За счет снижения нагрузки на одно посадочное место товарооборот сократился на 1269,4 (65546,4–64277) . Вследствие увеличения количества мест товарооборот увеличился на 2111,4 (65546,4–63435).
В процессе анализа факторов, влияющих на объем товарооборота и выпуска продукции, могут быть выявлены следующие резервы:
– заниженные товарные запасы на начало периода;
– рост прочего выбытия сырья, п/ф и покупных товаров;
– потери в товарообороте и выпуске продукции собственного производства в связи с сокращение количества работников;
– потери в товарообороте в связи со снижением нагрузки на одно посадочное место и т.д.
Условия повышения объема товарооборота:
– изучение спроса потребителей;
– расширение и обновление ассортимента продукции собственного производства;
– проведение рекламных мероприятий и маркетинговых исследований;
– организация дополнительных мест для обслуживания посетителей в летний период;
– полная и ритмичная обеспеченность сырьем, товарами;
– увеличение пропускной способности обеденных залов за счет прогрессивных форм обслуживания, совершенствования режима работы;
– обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами, повышение квалификации работников;
– обеспеченность оборудованием и эффективное его использование;
– повышение культуры обслуживания;
– внедрение новых технологий приготовления продукции общественного питания и др.
Тема: Основной капитал и эффективность его использования
Основной капитал включает основные производственные средства (здания, сооружения, машины и оборудование), принадлежащие организациям общественного питания, а также арендуемые. Каждый вид основного капитала имеет определенное назначение и сферу применения. Основной капитал в натурально-вещественном виде представляет собой основные фонды предприятия, а в денежной оценке – основные средства.
Амортизация – это денежное выражение износа основных фондов. В общественном питании это плановое погашение стоимости основных фондов (по мере их износа) путем перенесения на изготавливаемую продукцию.
Норма амортизации может быть определена по формулам:
или
Где ОФ – первоначальная (восстановительная) стоимость основных фондов; А – размер амортизационных отчислений за год; Сс – срок службы основных фондов, мес.
Первоначальная стоимость – это сумма денежных затрат на создание ОФ в момент ввода их в эксплуатацию (затраты на строительства зданий, разработку проектно-сметной документации, покупку оборудования)
Остаточная стоимость – это первоначальная стоимость за вычетом начисленного износа (амортизации), предназначенного на полное восстановление.
Показатели, характеризующие структуру ОПФ:
Коэффициент обновления основных фондов: (показатель характеризующий степень обновления оборудования, процесса расширения производства, ввода в действие новых объектов и т.д.)
где Фп – стоимость вновь поступивших основных фондов; Фк – стоимость основных фондов на конец периода. Фк = Фн + Фп – Фв.
Коэффициент физического износа:
или
где И – сумма износа соответственно на начало и конец периода; Ф – стоимость основных фондов на начало и конец периода; Н – норма амортизации; Тэксп – срок эксплуатации.
Коэффициент годности:
Коэффициент прироста:
Коэффициент выбытия: (показатель воспроизводства ОПФ)
где Фв – стоимость выбывших основных фондов; Фн – стоимость основных фондов на начало периода.
Показатели эффективности использования основных фондов:
Фондоотдача определяется отношением валового товарооборота или продукции собственного производства к среднегодовой стоимости ОФ.
где Т – валовой товарооборот; ОФ – среднегодовая стоимость ОФ.
где – ПСП оборот по продукции собственного производства.
Фондоемкость – показатель, обратный фондоотдаче.
Фондооснащенность характеризует величину ОФ на одного работника.
где Ч – среднесписочная численность персонала
Фондовооруженность:
где Чп – среднесписочная численность торгово-производственного персонала.
Среднегодовая стоимость ОФ определяется:
Или
Где ОФ – стоимость ОФ на начало расчетного периода; ОФв – стоимость вводимых ОФ; ОФвыб – стоимость выбывших ОФ; К – количество месяцев функционирования в расчетном периоде.
Коэффициент эффективности использования основных фондов характеризует величину прибыли на 1 руб. ОФ:
Рентабельность основных фондов:
Инвестиции – денежные ресурсы, направленные на увеличение капитала.
Капитальные вложения (КВ) – это инвестиции, направленные на воспроизводство основных фондов.
Эффективность капитальных вложений определяется сопоставлением эффекта от их осуществления с их величиной. Цель определения эффективности КВ при проектировании и строительстве или реконструкции ПОП состоит в выборе и экономическом обосновании наилучших вариантов нового строительства или реконструкции объектов, в выборе новых видов техники, оборудования и т.д.
Коэффициент эффективности:
Где ЧП – чистая прибыль; КВ – сумма капитальных вложений
Капитальные вложения используются эффективно, если коэффициент эффективности больше или равен нормативу (для торговли и общественного питания 0,25).
Срок окупаемости – период, в течение которого полученная прибыль равна соответствующим затраченным капитальным вложениям, показатель обратный коэффициенту эффективности: