Метод и технические приемы анализа деятельности предприятия

Метод анализа - это способ познания и изучения хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Он должен отвечать сле­дующим двум основным требованиям:

- каждое отдельно взятое явление (показатель) следует рас­сматривать и изучать во взаимосвязи и единстве с другими, участ­вующими в едином процессе. Например, при обособленном изуче­нии показателя прибыли без увязки с другими показателями его во­обще нельзя проанализировать. Можно только определить степень выполнения плана по прибыли, т. е. констатировать сам факт. Если же рассматривать показатель прибыли в совокупности с объемом реализации, уровнем себестоимости продукции, ее ассортиментом, суммой полученных и уплаченных штрафов и другими явлениями, то можно выявить все факторы и причины, положительно или от­рицательно повлиявшие на размер полученной прибыли, и разрабо­тать соответствующие мероприятия. Вышесказанное относится к любому показателю, характеризующему деятельность предприятия;

- все явления (показатели) должны рассматриваться в движе­нии, развитии. Например, если рассматривать размер полученной прибыли только за отчетный период, то нельзя определить, повыси­лась или снизилась эффективность работы предприятия. Сопостав­ление размера прибыли отчетного периода с предшествующими периодами позволит выявить стихийные изменения эффективности работы предприятия, определить причины этих изменений и наме­тить соответствующие мероприятия на будущее. Следовательно, деятельность предприятия рассматривается в прошлом, настоящем и будущем.

Технические приемы анализа деятельности предприятия - это совокупность способов, применяемых для обработки и использова­ния имеющейся информации о всесторонней деятельности пред­приятия. К ним относятся сравнение, группировка, расчленение, цепная подстановка, балансовая увязка, индексы, коэффициенты, средние величины, составление аналитических таблиц, графиков, диаграмм и т. д. Все технические приемы анализа являются стати­стическими приемами обработки показателей и подробно излагают­ся в курсе “Статистика”. Поэтому нет необходимости их подробно­го рассмотрения в данном конспекте лекций. Здесь же рассмотрим только самые важные приемы, используемые практически при ана­лизе любого вопроса.

Сравнение. Истина гласит: “Все познается в сравнении”. Исходя из конкретных задач анализа, отчетные данные сравнивают: с пла­новыми - в целях контроля за выполнением планов и оценки дея­тельности предприятия; с данными предшествующего периода или соответствующего периода прошлого года - в целях определения темпов развития (например, темпов роста производства, роста про­изводительности труда и т. д.), исследования закономерностей и тенденций в развитии предприятия, хода устранения недостатков, выявленных в предшествующем периоде; с показателями лучших передовых коллективов внутри предприятия и за его пределами для определения занимаемого места, выявления и распространения пе­редового опыта; с показателями конкурентов для определения кон­курентоспособности своего предприятия по определенным вопро­сам и т. д. Результаты сравнения выражают в процентах (процент выполнения плана, темп роста и т. п.), а также в отклонениях, обо­значаемых знаками “плюс” (+) или “минус” (-). При этом следует иметь в виду, что не всегда величина отклонения со знаком “+” яв­ляется положительным результатом, а “-“ - отрицательным. На­пример:

  План Факт Откл. (+, -) Примечание
Выпуск продукции, тыс. р -160 Факт отрицательный
Себестоимость продукции, тыс. р -20 Факт положительный

При сравнении тех или иных показателей необходимо всегда убеждаться в их сопоставимости. Нельзя сопоставлять показатели, имеющие различные единицы измерения, за неадекватные периоды и т. д. Например, несравним объем заготовок овощей в 3-ем и 4-ом кварталах.

Составление аналитических и расчетных таблиц. При анализе любого вопроса используется много цифрового материала. Этот цифровой материал целесообразно использовать в систематизиро­ванном виде, для чего составляются аналитические и расчетные таблицы. Порядок составления таблиц рассматривается в курсе "Статистика". С точки зрения анализа деятельности предприятия к составлению таблиц предъявляются определенные требования. Прежде всего таблица не должна быть громоздкой. Каждая таблица должна быть как можно меньше по числу показателей, но как мож­но более полно отвечать на один конкретно поставленный вопрос. Все расчеты должны быть вынесены за пределы таблицы и допол­нять ее. Таблица дополняется также необходимыми пояснениями.

Наши рекомендации