Стратегическое управление финансами
Все (за исключением НБУ и Счетной Палаты) органы государственной власти, о которых шла речь в этой главе, являются исполнительнымиорганами, относящимися к оперативно-тактическому уровню управления. Они «исполняют» управление централизованными финансами и регулирование отношений в сфере децентрализованных финансов в рамкахдействующего законодательства. В свою очередь, действующее законодательство, как мы уже договорились, является проявлением государственной финансовой политики.
А что делать, если «исполнение» в рамках действующих законодательных норм не позволяет достигнуть намеченной цели1? По всей видимости, нужно с этими «рамками» что-то делать — «раздвигать», «перемещать», «убирать». Иначе говоря, необходимо менять действующее законодательство (вносить поправки в законы, принимать новые).
' Например, в 2005 году рост ВВП планировался на уровне 8,2 %, а фактически получилось 2,6 %. |
В соответствии с Конституцией единственным законодательным органом Украины является Верховная Рада. Логическая цепь такая:
Глава 5. Управление финансами Украины 123
Обобщая изложенное, можно сказать, что если оперативно-тактический уровень предполагает управление финансовыми отношениями, то на стратегическом уровне речь уже идет об управлении финансовыми механизмами, посредством которых эти отношения реализуются.
Наряду с Верховной Радой, к стратегическому уровню управления относится Президент Украины:
— в рамках своей компетенции издает указы, обязательные к исполнению на всей территории Украины;
— подписывает Законы, принятые Верховной Радой Украины;
— имеет право накладывать вето на Законы, принятые Верховной Радой Украины;
— имеет право законодательной инициативы.
К стратегическому уровню управления относят и Кабинет Министров Украины (КМУ). Кабмин хоть и исполнительный, но — высший орган в системе исполнительной власти'. КМУ ответственен перед Президентом Украины и Верховной Радой Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины:
— Кабмин обеспечивает реализацию таких важных элементов стратегического управления, как стратегическое прогнозирование и планирование;
— Кабмин хотя и не определяет единую государственную финансовую политику (определяет Верховная Рада), но разрабатывает её и реализует (непосредственно или через подчиненные органы исполнительной власти);
— Кабмин имеет право законодательной инициативы;
— до принятия действующей Конституции Украины Кабинет Министров в начале 90-х годов издавал Декреты, которые имели силу закона. Некоторыми декретами даже вносились изменения в действующие законы2. Целый ряд декретов остаются в силе до сих пор. Правда, поправки в эти Декреты вносятся в настоящее время уже Верховной Радой.
Особое место в стратегическом управлении финансами отведено Национальному банку Украины. Не напрасно он
'См. Закон Украины «Про Кабінет Міністрів України» (Приложение 27).
2 Например, Декрет КМУ от 23.04.1993 № 36-93 «Про внесення змін до Закону
України «Про Єдиний митний тариф».
124 Финансы.UA
имеет статус особогоцентрального органа государственного управления. «Особость» положения НБУ заключается в том, что исключительно к его компетенции относится разработка и реализация государственной денежно-кредитной политики. НБУ — это своего рода «государство в государстве». Если можно так выразиться, Национальный банк един в двух ипостасях:
1) в соответствии с общегосударственной программой эко
номического развития и основных параметров экономического
и социального развития Украины Совет НБУ разрабатывает
«Основные положения денежно-кредитной политики» и вносит
их Верховной Раде Украины для информирования {обрати
те внимание, не для утверждения, а всего лишь для инфор
мирования, т. е. Совет НБУ самостоятельно выступает
в роли законодательного органав сфере денежно-кредитной
политики)'';
2) Правление НБУ (своего рода «Кабмин» НБУ), в соответствии
с Основными положениями денежно-кредитной политики, через
соответствующие монетарные инструменты и административные
методы банковского регулирования обеспечивает реализацию
денежно-кредитной политики (Правление НБУ выполняет
роль высшего исполнительного органав сфере денежно-
кредитной политики)2.
Половина состава Совета Национального банка назначается Президентом Украины, половина — Верховной Радой Украины. Глава НБУ («Премьер-министр» НБУ) назначается Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины. Такой баланс между Президентом и Верховной Радой и отсутствие видимого влияния на НБУ со стороны КМУ должны способствовать формированию и реализации денежно-кредитной политики в интересах всего государства, а не отдельных ветвей государственной власти.
1 Полный перечень полномочий Рады НБУ изложен в статье 9 Закона Украины
«Про Національний банк України» (Приложение 1).
2 Полный перечень полномочий Правления НБУ изложен в статье 15 Закона
Украины «Про Національний банк України» (Приложение 1).
Глава 6. Централизованные финансы 125
ГЛАВА 6.
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ
Да что тут предлагать...