Управление финансами. Объекты и субъекты управления. Органы управления финансами, их функции

Управление финансами – процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды фин ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

В ходе управления финансами они выступаю и как объект управления.

Под субъектами управления финансами в фин науке традиционно понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Органы управления финансами. Управление финансами на федеральном уровне. Фед Собрание РФ (рассматривают и утверждают проект закона о бюджете, отчет о его исполнении и пр документы) может (право законодательной инициативы) вносить на рассмотрение проекты фин законодат актов, поправки в действующее законодат-во. Гос Дума заслушивает отчет Правительства РФ об исполнении фед бюджета. Гос Дума и Совет Федерации формируют Счетную палату РФ – орган гос фин контроля законодат власти РФ. Участие Президента РФ в управлении финансами: определение целей и задач фин политики в посланиях Фед собранию, подписание законов по фин вопросам. Правительство РФ ответственно за разработку и реализацию фин политики РФ, составление и исполнение фед бюджета, осуществляет разработку др проектов законов по фин и связанным с ними вопросам. Минфин: осн задача Минфина: выработка единой гос фин, кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской, бух деят-ти, добычи, произ-ва, переработки драг металлов и камней, таможенных платежей.

Управление финансами на региональном уровне. Высшие органы законодательной власти субъектов РФ утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции (о введении рег налогов, о бюджете субъекта, отчете его исполнения и т.п.). Законодательные и исполнительные органы субъектов РФ обладают правом законодательной инициативы и по федеральным законам, в том числе в области финансов.

Управление финансами на местном уровне. Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, решения по др фин вопросам, относящимся к ведению муницип образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муницип фин политики, в т.ч. долговой, оставление и исполнение местного бюджета. В их составе обычно действуют местные фин или фин-казначейские органы. К исполнению дотационных местных бюджетов привлекаются органы фед казначейства и рег казначейств.

7. Финансовое планирование, его содержание и задачи в условиях рыночной экономики. Методы финансового планирования, их характеристика.

Финансовое планирование – совокупность мероприятий, проводимых органами гос власти и местного самоуправления, КО и НКО по планомерному формированию и использованию ден доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах соц-эк развития, бизнес-планах, документах, определяющих фин политику.

Цель фин планирования - обеспечение фин ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами соц-эк развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития.

Задачи, решаемые в процессе ФП:

- определение объема фин ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема фин ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

- определение объема и направлений использования фин ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

- обеспечение сбалансированности материальных и фин ресурсов, экономного и эффективного использования фин ресурсов;

- создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами гос власти и местного самоуправления, бюджетов гос внебюджетных фондов;

- определение экономически обоснованного размера фин резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе т перспективного к текущему планированию, от прогнозов – к планам, а также маневрировать ресурсами.

ФП охватывает ряд этапов: 1) анализ выполнения фин плана в предыдущих и текущем плановых периодах; 2) расчет плановых показателей; 3) составление фин плана как документа.

1) метод экономического анализа. Позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными.

2) методы расчета показателей фин планов:

- экстраполяции. Определение фин показателей на основе установления устойчивой динамики их развития.;

- нормативный. Плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов.

- индексный. Широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых фин показателей.

- программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, соц-эк развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах.

3)балансовый метод. Позволяет увязать фин ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза соц-эк развития, бизнес-плана, уставных документов. Метод оптимизации плановых решений: разработка нескольких вариантов фин плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.

8. Финансовое прогнозирование, его содержание и сферы применения. Виды финансовых прогнозов, их значение.

Фин прогнозирование – исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования фин ресурсов на перспективу. Фин прогноз – система научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состояния фин системы, отдельных ее сфер и субъектов фин отношений. Фин прогнозы могут быть краткосрочные (до 3), среднесрочные (5-7 лет), долгосрочные (10-15 лет).

На общегос и территориальном уровнях фин прогнозы составляются в форме: перспективного фин плана и баланса фин ресурсов.

Перспективный фин план – документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза соц-эк развития РФ, субъекта РФ, муницип образования и содержащей данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению гос или муницип заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Цели разработки: выявление необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области фин политики; комплексное прогнозирование фин последствий разрабатываемых реформ, программ, законов; определение среднесрочных тенденций развития эк-ки и соц сферы; отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременные разработка и принятие соответствующих корректирующих мер. Использование этих планов позволяет обеспечить стабильность бюджетного процесса, преемственность целей и задач финансово-эк политики гос-ва и прозрачность межбюджетных отношений на долгосрочный период времени.

Баланс фин ресурсов - прогноз формирования и использования фин ресурсов органов гос власти и местного самоуправления, субъектов хоз-я в рамках конкретной административно-территориальной единицы страны, региона, муниципального образования. Назначение этого баланса - обеспечение фин ресурсами мероприятий, предусмотренных прогнозом соц-эк развития, формирование фин резервов.

Представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета, бюджетов гос внебюджетных фондов, прибыли и амортизационных отчислений субъектов хоз-я на территории конкретной админ-территориальной единицы. 1 раздел – доходы, 2 раздел - расходы. Т.о. в Б фин ресурсов осущ-ся сопоставление доходов с расходами: превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) фин баланса и требует указания источников его покрытия (направлений использования).

Наши рекомендации