Управление финансами. Организация управления финансами в РК

Управление финансами – процесс воздействия на фин. и смежные эконо-е и соц-е системы с целью их совершенствования и развития. При этом исп-ся приёмы и методы целенаправленного влияния на объект для достижения необходимого результата. В фин системе управление осуществляется через финансовый механизм с помощью его методов, рычагов, стимулов и санкций. Следует различать два аспекта управления финансами: 1) гос-во использует финансы, их формы в качестве инструментов, рычагов управления экономикой и соц сферой и влияет тем самым на весь процесс общественного пр-ва; 2) сами финансы являются объектом управления: управляются формы фин отношений, фонды ДС, фин аппарат, т.е система фин учреждений.

В основе управления финансами лежат следующие принципы: демократизм в управлении; политический подход к финансовым ресурсам;оптимальное сочетание экономич и администр методов в управлении; научность управления; согласованность централизованного, отраслевого и территориального управления; ответственность в управлении; преемственность хозяйственных решений. Различают стратегическое и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами возложено Конституцией РК на высшие органы гос власти и управления: Парламент, Аппарат Президента, Правительство, Мин-во финансов, Мин-во экономики и бюджетного планирования.

Общегос финансы управляются гос уполномоченными органами – Министерством финансов и Министерством экономики и бюджетного планирования РК.

Мин-во финансов - центр исп-й орг РК, осущ-м руководство, и межотраслевую координацию в сфере исполнения и контроля за исполнением гос бюджета, управления, учёта и контроля за использованием гос собственности, контроля за проведением процедур банкротства и внесудебной процедуры ликвидации несостоятельного должника, регулирования системы БУ и аудита фин отчётности. Мин экон и бюджетного планирования - центральным исполнительным органом, осущ-м руководство, и межотраслевую координацию разработки основных направлений соц-экон развития РК, стратегических и индикативных планов соц-экон-го развития РК, управления гос финансами, формирования прогнозных показателей гос бюджета на среднесрочный период и проекта респ бюджета на финансовый год.

Парламент – объектом контроля явл гос расходы, правильность составления бюджета.

Правительство– осущ предварит контроль в процессе разработки и рассмотрения индикатив планов и программ развития сфер и секторов эк-ки.

Важнейшие функции по мобилизации доходов гос. выполняет налоговая служба. Нал.служба состоит из Нал. Комитета РК и налоговых комитетов областей, городов, районов. Таможенный комитет, осуществляя функции по защите экон-х интересов РК во внешнеэкономической деят, проведении таможенной политики, через органы таможенной службы организует взимание таможенных пошлин и платежей, составляющих значительную долю фин ресурсов гос

5.Финансовое планирование и прогнозирование. Методы и этапы финансового планирования.

Целью фин планирования явл достижение пропорциональности и сбалансированности хоз субъектов, систем, отраслей на основе оптимального соответствия мобилизируемых и используемых фин ресурсов.

Задачи: 1) опред-е источников формир-я фин ресурсов и их общей величины 2) установление оптимальн пропорций распреде-я ДС м/у централиз и децентрал отраслями нац хоз-ва и админ-тер подразделениями 3) опр-е конкрет направ-я исп-я ресурсов и создания необ резервов.

Объект – образование и распреде-е доходов и накоплений, формир-е и испол-е централ и децентрал фондов ДС.

Принципы: 1) сочетание централиз и децентрал подхода 2) принцип единства – взаимосвязь взаимозависимость фин планирования с экон и соц планированием 3) принцип непрерывности – предполагает тесную увязку перспективных и годовых фин планов.

В рыночных условиях ведения хозяйства финансовое планирование проводится в значительной мере как прогнозирование в связи с неопределенностью многих воздействующих факторов на намечаемые конечные результаты хозяйствования. Прогнозирование – разработка прогноза о конкретных перспективах развития какого-либо явления, объекта, процесса. В финансовом планировании используются следующие методы:

1. Метод экстраполяции (или коэффициентов) состоит в определении финансовых показателей на основе установления их динамики (темп роста, темп прироста).

2. Метод экспертных оценок предполагает использование опыта высококвалифицированных специалистов – экспертов для определения параметров состояния объекта планирования.

3. В соответствии с нормативным методом плановые финансовые показатели рассчитываются на основе установленных норм и нормативов.

4. Балансовый метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия,

5. Программно-целевой метод получит в условиях рынка развитие как один из методов финансового прогнозирования на базе научно-технических программ, осуществляемых на разных уровнях – общенациональном, отраслевом, первичном.

6. Многовариантность расчетов, выбор наилучших решений предполагают более широкое использование экономико-математических методов, ЭВМ для финансовых прогнозов на длительный период.

Составление финансовых планов осуществляется по этапам. I экономический анализ финансовых показателей за отчетный период. II - расчеты конкретных видов доходов и расходов на планируемый период III. Увязка в единое целое доходных и расходных частей. Если предусмотренные мероприятия и плановые задания не согласуются с денежными ресурсами, изыскиваются источники увеличения доходов и накоплений, определяются пути более эффективного их использования, а в некоторых случаях – прямое сокращение отдельных видов расходов.

Что представляет собой система финансовых планов.

Основным документом финансового планирования выступает финансовый план, представляющий план образования и использования денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, отраслей, систем, регионов и государства в целом. Финансовые планы показывают обеспеченность национального хозяйства финансовыми ресурсами. Система финансовых планов (балансов) включает разные виды планов, которые различаются широтой охватываемых отношений, а следовательно, объёмом планируемых к поступлению и использованию ресурсов. По этому признаку различают первичные и сводные финансовые планы. К первичным относятся фин планы хоз субъектов сферы материального производства; планы коммерческих и некоммерческих организаций непроизводственной сферы; сметы гос учреждений и организаций, расходы которых полностью или в основной части финансируются за счёт бюджетных средств. Сводные финансовые планы включают общегосударственные (гос и респ б-т), отраслевые (балансы доходов и расходов Министерств), территориальные (местные б-ты)..Различные виды финансовых планов связаны между собой: так, отраслевые объединяют планы подведомственных организаций; территориальные, как правило, являются частью общегосударственных или отраслевых.

В зависимости от периода : годовые, среднесрочные (3-5лет), перспективные. Важное значение имеет индикаивное планирвоание, гл целью к-рого опр-е предполагаемого объема и направления фин ресурсов для обеспечения прогнозируемого развития. Индикатив планы имеют обяз хар-р лишь к гос сектору.

Наши рекомендации