Когда очередь дошла до меня,(3) я написал не задумываясь: «Цветок – орхидея».
13. Среди предложений 19–23 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 28–32 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
15.1.
15.2.
15.3.
Вариант 149
(1)Среди жильцов нашего старого деревенского дома, кроме кривоногой таксы Фунтика, кота Степана, петуха, ходиков, музыкального ящика и скворца, были ещё приручённая дикая утка, ёж, страдавший бессонницей, и барометр, всегда показывавший «великую сушь». (2)Но самым необыкновенным обитателем в доме была лягушка! (3)Мы долго привыкали к ней, а потом приняли в нашу дружную семью.
(4)В длинные пасмурные дни, когда мирно шумел по крышам и в саду тёплый дождь, мы читали романы Вальтера Скотта. (5) От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой и прозрачной струёй из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зелёная лягушка. (6)Вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала.
(7)Когда не было дождя, лягушка сидела в лужице под рукомойником. (8)Раз в минуту ей капала на голову из рукомойника холодная вода. (9)Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.
(10)А потом лягушка стала приходить по вечерам в дом. (11) Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.
(12)Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал нашу лягушку. (13)Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. (14)Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зелёных мошек. (15) Должно быть, он казался лягушке большим алмазом, где, если долго всматриваться, можно увидеть в каждой грани целые страны с золотыми водопадами и радужными звёздами.
(16)Лягушка так увлекалась этой сказкой, что замирала и её приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе, под сгнившее крыльцо нашего старого дома, на ступеньках которого ухитрялись расцветать одуванчики.
(17)Так мы и жили. (18)Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые тёмные стены, законопаченные жёлтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина. (19)А из-под крыльца приветственно урчала наша маленькая зелёная любительница сказок…
(По К.Г. Паустовскому)*
*Паустовский Константин Георгиевич – русский советский писатель, публицист. Создал много очерков, рассказов, повестей о природе, о внутреннем мире человека. Написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко» и др.
2. Каково в тексте отношение лягушки к старому дому?
1) Лягушка воспринимала дом как обычное место обитания.
2) Лягушка считала старый дом своим, и другие обитатели этого дома её раздражали.
3) Старый дом привлекал лягушку светом и теплом, таинственностью и сказочностью.
4) Лягушка не любила одиночества, и её привлекала в доме возможность жить среди себе подобных.
В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему автор упоминает в тексте имя Вальтера Скотта?»
1) Имя Вальтера Скотта – автора исторических романов о Cредневековье – необходимо автору для того, чтобы передать особое настроение обитателей дома.
2) Вальтер Скотт изучал жизнь природы, в частности описывал жизнь животных, о которых много писал.
3) Автор упоминает имя Вальтера Скотта случайно, не придавая этой детали особого значения.
4) В книгах Вальтера Скотта тоже описывается, как во времена Cредневековья мучили лягушек.
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему обитатели старого дома «долго привыкали к лягушке, а потом приняли» её в свою дружную семью?»
1) Обитатели старого дома жили замкнуто и вторжения чужих в свой мир не любили.
2) Обитатели старого дома поначалу считали, что появление лягушки приносит ненастную погоду, но потом убедились, что это не так.
3) Обитатели старого дома полагали, что лягушки не живут в домах, однако настойчивость лягушки убедила их в обратном.
4) Обитатели старого дома долго не доверяли лягушке и только спустя какое-то время смогли рассказать ей о том, как любят свой дом.
Как характеризует атмосферу старого дома информация, заключённая в предложениях 1—2?
1) Старый дом был наполнен никому не нужными предметами, поэтому во всём чувствовалось уныние.
2) Старый дом объединил под одной крышей необыкновенные предметы и разных существ, которые жили в полном согласии друг с другом.
3) Старый дом был непригоден для жизни, поэтому жилым его назвать невозможно.
4) Атмосфера дома располагала к грусти, потому что дом был старым, так же как и те, кто его населял.
3. В каком предложении средством речевой выразительности является сравнительный оборот?
1) (2) Но самым необыкновенным обитателем в доме была лягушка!
2) (9) Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.
3) (13) Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку.
4) (18) Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые тёмные стены, законопаченные жёлтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина.
В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление?
1) (5) От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой и прозрачной струёй из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зелёная лягушка.
2) (6) Вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала.
3) (13) Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку.
4) (16) Лягушка так увлекалась этой сказкой, что замирала и её приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе, под сгнившее крыльцо нашего старого дома, на ступеньках которого ухитрялись расцветать одуванчики.
4. Из предложения 16 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение).
5. В предложениях 1—3 найдите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида. Выпишите найденное слово.
6. Замените разговорное слово УРЧАЛА в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание ДОЖДЕВЫХ КАПЕЛЬ в предложении 5, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
9. Среди предложений 15—19 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 2—4 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
10. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводной конструкции.
Он,(1) должно быть,(2) казался лягушке большим алмазом,(3) где,(4) если долго всматриваться,(5) можно увидеть в каждой грани целые страны с золотыми водопадами и радужными звёздами.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Напишите ответ цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединённымисочинительной связью.
От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях,(1) вода лилась тонкой и прозрачной струёй из водосточной трубы,(2) а под трубой сидела в луже маленькая зелёная лягушка. Вода лилась ей прямо на голову,(3) но лягушка не двигалась и только моргала.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.