Вспомним также слова пророка Ибрахима, мир ему: «Который сотворил меня и ведет прямым путем, Который кормит меня и поит, Который исцеляет меня, когда я заболеваю» (26:78-80).

И он не стал говорить: «Когда Он делает так, что я заболеваю». Это проявление благовоспитанности по отношению к Аллаху.

Вспомним также слова аль-Хидра о судне: «Я захотел повредить его» (18:79).

И он не стал говорить: «Мой Господь пожелал, чтобы я повредил его».

А о двух мальчиках он сказал: «И твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста» (18:82).

Еще один пример – слова верующих джиннов: «Мы не знаем, зло ли желалось тем, кто на земле» (72:10).

Они не сказали: «… желал ли Господь им зла».

А потом они сказали: «или Господь пожелал направить их на прямой путь (72:10).

Но еще более наглядный пример – слова пророка Мусы, мир ему: «Господи! Поистине, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне» (28:24).

И он не стал говорить: «Накорми меня».

См. «Мадаридж ас-саликин»

ПРЕДПОЧТЕНИЕ ТВОРЦА

Имеется ввиду предпочтении Его довольства довольству других, предпочтение любви к Нему любви к кому-то другому, предпочтение страха перед Ним и надежды на Него страху перед кем-то другим и надежде на кого-то другого, предпочтение смирения перед Ним, покорности Ему, подчиненности Ему, благоговения и трепета перед Ним и стремления угодить Ему.

Сюда же относится обращение с просьбами, мольбами и своими потребностями к Нему вместо обращения с этим к другим.

Первый предпочел себе других рабов Аллаха в том, что он любит, а этот предпочел Аллаха всем остальным. А этот предпочел Аллаха и душе своей, - главному из «остальных», - что намного труднее. Он предпочел ей Аллаха и отказался от того, что любит она, ради того, что любит Он.

У этого предпочтения два признака.

Первый: совершение того, что любит Аллах и что душа ненавидит и от чего она бежит.

Второй: отказ от того, что ненавистно Ему и что любит душа.

Если эти два условия соблюдаются, то предпочтение действительно имеет место. Это предпочтение сопряжено с трудностями, потому что другие пытаются одолеть человека, и тяга привычек и натуры очень сильна.

Это тяжкое испытание и действие, требующее немалых усилий, и это очень трудно для души. Но рабу Аллаха не преуспеть и не обрести счастье без этого. И это легко для того, кому Аллах облегчает это. И этот путь в гору стоит того, чтобы раб Аллаха шел по нему, даже если восхождение будет трудным, и чтобы он упорно стремился к вершине, даже если на этот пути его ждут великие испытания, и подверг себя небольшой опасности ради обретения великой ценности и огромного преуспеяния, ибо поистине, плоды этого в этом мире и в мире вечном несравнимы с плодами всех остальных деяний. И малая толика этого возвышает и продвигает раба Аллаха так, как не возвышаются другие за долгое время. Это милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. И не бывает настоящей любви без этого предпочтения. А облегчает его рабу Аллаха следующее.

Во-первых, когда у него мягкая, послушная, гибкая натура, а не грубая и не черствая, - такая, что легко подчиняется ему.

Во-вторых, когда его вера тверда и убежденность его сильна, ибо это (предпочтение) – плод и результат веры.

В-третьих, это сила его терпения и стойкость.

Эти три качества помогают ему справиться с этой задачей и облегчают ему достижение этой цели.

А неполноценности этого предпочтения и уклонению души от него способствует следующее.

Во-первых, когда душа – застывшая, не сметливая, и напротив, медленная, с трудом понимающая суть вещей, и даже когда она понимает ее, приходят иллюзии, сомнения, ложные утверждения и вероятности, которые мешают человеку хорошо видеть и понимать суть вещей.

Во-вторых, когда природа у человека пылкая и сметливая, однако душа – слабая, ничтожная, увидев истину и правильный путь, она оказывается слишком слабой, чтобы предпочесть их, и обладатель ее ведет ее, как ведут обессилевшего больного, который останавливается после каждого шага. Или как ведут маленького ребенка, увлеченного тем, что ему нравится и привычного для него: он ведет его к правильному, а тот смотрит назад на свои развлечения и игрушки и следует за ведущим его против своей воли.

А когда у человека пылкая и притом послушная природа – такая, что если он велит ей прекратить, она прекратит, а если поведет ее, она покорно пойдет за ним – легко, быстро и без усилий с его стороны – и вместе с тем он обладает полезными знаниями и твердой верой, то делегации счастья потянутся к нему со всех сторон.

См. «Тарик аль-хиджратейн»

КАК УДИВИТЕЛЬНО!

Наши рекомендации