Система финансовых органов.
Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.
Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик (региональные бюджеты), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и пр. в пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ.
Правительство Российской Федерации согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства. Правительства Российской Федерации и республик издают постановления и распоряжения по вопросам финансов.
В Российской Федерации образованы государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной их функцией.
Так, в системе финансовых государственных органов главенствующее положение отводится Министерству финансов РФ.
Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации как звена финансовой системы являются:
- совершенствование бюджетной системы Российской федерации, развитие бюджетного федерализма;
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
- разработка проекта федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
- управление государственным внутренним и внешним долгом;
- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;
- разработка методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
- осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля.
В условиях усложнения финансовой деятельности государства появился ряд органов, специально занимающихся организацией финансов и контролем в области финансовой деятельности, наделенных определенными функциями. К ним, в частности, относятся Федеральное казначейство, государственная налоговая служба, Счетная палата и др.
Федеральная централизованная система органов Казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных управлений по республикам в составе РФ. Территориальные органы Федерального казначейства находятся в подчинении у своего вышестоящего органа, а Главное управление казначейства - в подчинении у министра финансов РФ.
Главными задачами органов Казначейства являются:
- организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам;
- управление доходами и расходами бюджета на открываемых в банках счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;
- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях;
- краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;
- разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений.
Государственным органом, занимающимся сбором налогов с юридических и физических лиц, являются Министерство РФ по налогам и сборам и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.
Для осуществления контрольных функций Федеральное Собрание Российской Федерации образовало также Счетную палату. Счетная палата действует независимо от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями, подчинена только Федеральному Собранию РФ.
Финансовое планирование. Методы и технология.
В процессе финансового планирования, одного из функциональных элементов управления финансами, субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Таким образом реализуется воздействие органов управления на финансы, финансовые процессы, финансовую деятельность как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях.
Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро, так и на макроэкономическом уровнях.
Значение финансового планирования для предприятия состоит в том, что оно воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов; служит инструментом получения внешнего финансирования.
Нормативный метод является наиболее простым методом расчета плановых финансовых показателей. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. В финансовом планировании используют общегосударственные, местные (региональные), отраслевые нормативы и нормативы предприятия.
Расчетно-аналитический метод применяют тогда, когда нормативы отсутствуют. В этом случае анализируют достигнутое в базисном периоде значение конкретного финансового показателя, определяют индекс его изменений в плановом периоде и рассчитывают плановое его значение. В основе расчетно-аналитического метода лежит экспертная оценка тенденций поведения, динамики и взаимосвязи финансовых показателей в планируемом периоде.
Особенно широко применяют балансовый метод. При этом путем построения балансов увязывают потребность в финансовых ресурсах и источники их формирования. Большинство финансовых планов составляют в виде различных форм балансов.
Метод оптимизации плановых решений состоит в определении нескольких возможных вариантов плановых расчетов и выборе по определенному критерию оптимального варианта. Наиболее часто этот метод применяют при выборе вариантов инвестиций, планировании капитальных вложений.
Метод экономико-математического моделирования состоит в определении количественного выражения взаимосвязи финансовых показателей и влияющих на него факторов. Экономико-математическая модель представляет собой математическое описание закономерности изменения конкретного экономического показателя при изменении основных факторов.