Система финансовых рычагов и стимулов, используемая при организации и регулировании финансовых отношений

В каждой сфере, группе, звене финансовой системы эффективное функционирование финансового механизма возможно при научном подходе к принципам его построения.

Финансовый механизм в целом по стране, как и составные его части, может быть эффективным в том случае, когда соблюдены определенные принципы его построения.

Во-первых, каждая форма финансового отношения не должна противоречить другим формам финансовых отношений, входящих в данный финансовый механизм. Формы финансовых, отношений, входящие в финансовый механизм, должны быть согласованы между собой.

Во-вторых, финансовые механизмы, составляющие общий финансовый механизм страны, не могут противоречить друг другу и финансовой политике государства, построенной на соблюдении объективных экономических законов развития общества.

В-третьих, каждая форма финансовых отношений, входящая в финансовый механизм, должна быть финансовым рычагом. Финансовые рычаги – это формы финансовых отношений, являющиеся содержанием любого финансового механизм и предназначенные для экономического (материального) воздействия на интересы субъекта деятельности (государства, его регионов, предприятий, организаций, учреждений, отдельного работника).

Таким образом, те формы финансовых отношений, которые не отвечают данному требованию, не могут быть финансовым рычагами и включение их в состав финансового механизма бессмысленно.

В-четвертых, для того чтобы формы финансовых отношений реально, а не теоретически, являлись финансовыми рычагами, необходимо разработать научные методы их организации.

К методу организации форм финансовых отношений относится придание виду финансовых отношений определенных форм. Причем форм у вида финансовых отношений может быть несколько. Более того, эти формы могут изменяться органами, управления финансами, исходя из необходимости совершенствования финансового механизма.

Например, объективным видом финансовых отношений являются отношения государства с субъектами хозяйственной деятельности по поводу платежей в государственный консолидированный бюджет и финансирования из него. Формы же данного вида финансовых отношений, исходя из уровня политического и экономического развития государства, могут быть совершенно разными, с различными функциональными назначениями и методами осуществления. К примеру, в годы существования СССР были такие формы платежей в бюджет, как налог с оборота, отчисления от прибыли, плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, свободный остаток прибыли и др. Финансирование из бюджета также осуществлялось в различных формах.

В современных условиях формами платежей в бюджет хозяйствующих субъектов являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль и доходы, налог на недвижимость, экологический, чрезвычайный, земельный и др.

Финансирование из бюджета хозяйствующих субъектов весьма ограничено. Исключение составляет финансирование в отдельных случаях государственных предприятий – наделение форм финансовых отношений (финансовых рычагов) стимулами.

Финансовые стимулы – реальная возможность всех форм финансовых отношений (финансовых рычагов) материально воздействовать на деятельность субъекта с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы.

Для обеспечения данного метода организации финансового механизма необходимо наделить формы финансовых отношений (финансовых рычагов) нормативами. Финансовые нормативы – это весомость, размер, величина финансового стимула. Именно финансовые нормативы (особенно их научно обоснованная оптимальность) обеспечивают эффективность отдельных финансовых стимулов и всего финансового механизма в целом.

Если такое условие не будет обеспечено, то независимо от воли и желания органов управления финансами в экономике общества неизбежно появятся отрицательные последствия. Вот почему является особенно важным своевременное обнаружение отклонения финансовых нормативов от их оптимальности. Под оптимальностью финансовых нормативов понимается их возможность одновременно обеспечить экономические интересы государства, его регионов, отдельных предприятий, учреждений и работников. Это – сложнейшее условие для создания органами управления любого финансового механизма. Без его обеспечения невозможен эффективный путь хозяйствования и как следствие – невосполнимые потери в народном хозяйстве страны.

Функционирование финансового механизма невозможно без правового обеспечения, то есть без установления правовых норм, регламентирующих финансовые отношения в государстве. Эту функцию выполняет финансовое право – самостоятельная область права, включающая бюджетное право, налоговое право, валютное и таможенное законодательство и др.

Формой выражения финансового права являются издаваемые государством законодательные акты по организации финансовой деятельности. Основополагающие нормы финансового права содержатся в Конституции и законах.

ТЕМА 4. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИИЯ

4.1 Финансы предприятий и их место в финансовой системе

4.2 Функции финансов предприятий, их характеристика и направления реализации

4.3 Состав и основные формы финансовых отношений на предприятии

4.4 Принципы организации финансов предприятия

4.5 Финансовая служба в системе управления предприятием, ее функции и задачи

4.6 Роль финансового менеджмента в формировании финансовой стратегии предприятия

4.7 Основные виды финансовой стратегии

4.8 Тактический потенциал финансовой службы и реализации финансовой стратегии предприятия

Наши рекомендации