Тема 9. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

9.1. Управление финансами

Управление финансами в Российской Федерации прежде все­го осуществляют высшие законодательные органы власти.

Это Федеральное Собрание и его две палаты — Государствен­ная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета Рос­сии и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Соб­рание рассматривает также законы о налогах, сборах и обяза­тельных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

• Важнейшим органом, осуществляющим управление финан­сами РФ, выступает Министерство финансов России и его орга­ны на местах.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

разработка и реализация стратегических направлений еди­ной государственной финансовой политики;

составление проекта и исполнение федерального бюджета;

обеспечение устойчивости государственных финансов и их ак­тивного воздействия на социально-экономическое развитие стра­ны, На осуществление мер по развитию финансового рынка;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных на­правлениях социально-экономического развития РФ;

разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

совершенствование методов бюджетного планирования, фи­нансирования и отчетности;

осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государ­ственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

участвует в работе по составлению долговременных и крат­косрочных прогнозов функционирования экономики, совмест­но с федеральными органами исполнительной власти определя­ет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между феде­ральным бюджетом и государственными федеральными вне­бюджетными фондами;

организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разраба­тывает проекты нормативов отчислений от федеральных нало­гов, сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;

разрабатывает с участием Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по со­вершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

принимает участие в определении ценовой политики;

принимает участие в работе по совершенствованию страхо­вой деятельности в стране;

разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних зай­мов РФ;

разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудниче­ство с международными финансовыми организациями;

разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ.

Важнейшими департаментами Министерства финансов Рос­сии являются: бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета; отраслевые департаменты фи­нансирования промышленности; строительства и строительной индустрии; транспортных систем и связи; сельского хозяйства пищевой промышленности и охраны природы; оборонного комплекса и др; иностранных кредитов и внешнего долга; на­логовых реформ; государственных ценных бумаг и финансового рынка и др. Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное управление федерального казначейства, от­вечающее за кассовое исполнение бюджета.

• Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевре­менностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Государственную налоговую службу РФ и ее органы на мес­тах — налоговые инспекции.

Налоговые инспекции обязаны:

действовать в строгом соответствии с законодательством;

осуществлять контроль за соблюдением налогового законо­дательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджет­ные фонды;

вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

проводить проверки налогоплательщиков;

ежемесячно представлять финансовым органам и органам федерального Казначейства сведения о фактически поступив­ших суммах налогов и других платежей в бюджет;

информировать Министерство финансов обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов;

осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

С деятельностью Государственной налоговой службы была тесно связана работа Департамента налоговой полиции РФ, соз­данного в июле 1993 г. Сфера Департамента налоговой полиции — предупреждение, выявление и пресечение налоговых престу­плений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за ис­полнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сот­рудников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Права и обязанно­сти налоговых полицейских определены Законом о федераль­ных органах налоговой полиции.

Налоговая полиция имеет право налагать административ­ный арест в установленном порядке на имущество лиц, укло­нившихся от уплаты налогов, и осуществлять проверки, оформ­ляя их актами.

В конце декабря 1995 г. Департамент налоговой полиции РФ был переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ, которая получила новые полномочия: право возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное следствие и передавать материалы непосредственно в суд. Это направлено на уменьшение числа правонарушений и преступ­лений в области налогообложения и должно повысить собирае­мость налогов.

• За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который обязан:

проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым та­моженными органами;

проверять все документы, связанные с исчислением и упла­той налогов, взимаемых таможенными органами;

приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

В целом таможенные органы осуществляют контроль за со­блюдением налогового законодательства при пересечении това­ров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой тамо­женных пошлин.

В условиях перехода на рыночные отношения исключитель­но важное значение имеет также эффективное управление ресур­сами предприятий различных форм собственности — финансовый менеджмент.

В условиях административно-командной системы, центра­лизованно планируемой социалистической экономики финан­совый менеджмент не получил должного развития. При перехо­де к рыночным механизмам финансовый менеджмент приобре­тает первостепенное значение.

В странах с развитой рыночной экономикой наибольшее воздействие на финансы акционерных обществ и предприятий оказывают интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и расширение приме­нения компьютерной техники.

Осуществление деловых операций в глобальном масштабе об­легчает условия воспроизводства данной корпорации и улучшает ее финансовое положение. Это в полной мере относится и к ком­паниям, специализирующимся в сфере оказания услуг, включая банки, рекламные агентства, бухгалтерские фирмы и т.д.

Конечно, всегда будут функционировать предприятия, ори­ентированные только на национальные рынки, но предприни­мателям следует иметь в виду, что наибольшие возможности для успешной деятельности имеют те предприятия, которые строят свой бизнес в глобальном масштабе.

В настоящее время происходит дальнейшее развитие компьютерной и телекоммуникационной технологий, резко изменяющие процесс принятия финансовых решений. Головные компании снабжены системой персональных компьютеров, связанных с локальной сетью, с компьютерами поставщиков и потребите­лей, что позволяет финансовому менеджеру постоянно обмени­ваться интересующей его информацией и принимать наиболее рациональные решения.

• Основная задача финансового менеджмента по мобилизации и использованию денежных фондов корпораций состоит в макси­мизации реальных пассивов и активов корпораций. При этом важ­нейшее значение имеют следующие кардинальные вопросы фи­нансового менеджмента.

1. Планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности корпораций. Финансовое управление корпорации разрабатывает финансовые планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации продукции, разви­тия научно-технического прогресса, внедрения новых управ­ленческих решений и финансовых ресурсов их обеспечения (на один год и пять лет). Такие финансовые планы определяются для каждого подразделения корпорации, т.е. для отдельных фирм в рамках корпорации и для отдельных отраслевых управ­лений (департаментов) внутри одной фирмы. Главные показа­тели в процессе финансового планирования: объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения.

2. Принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования крупных средств. Успешно функционирующая корпорация имеет быстро растущий объем реализации продук­ции, что требует новых инвестиций на расширение производст­ва (приобретение оборудования, проведение НИОКР и т.д.). Финансовый менеджер должен определить оптимальные темпы роста объема реализации, структуру привлекаемых средств, ме­тоды их мобилизации; способы инвестирования — за счет кре­дитов банков или путем выпуска собственных акций и облига­ций; в случае банковского кредита — долгосрочный или крат­косрочный.

3. Координация финансовой деятельности корпорации со всеми ее службами. Например, решения в области маркетинга влияют на объем реализации, что в свою очередь оказывает воздействие на размер прибыли и инвестиций.

4. Проведение крупных операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов, реализации собствен­ных акций и облигаций.

Национальные и транснациональные корпорации, имею­щие организационно-правовую форму акционерных обществ, имеют крупные финансовые управления. Так, финансовое уп­равление американской корпорации "Дюпон" включает девять отделов и 29 секторов. Главный менеджер по финансовым воп­росам является вице-президентом корпорации и непосредст­венно подотчетен ее президенту. Ему подчинены главный каз­начей и главный финансовый контролер корпорации.

Традиционные функции главного казначея состоят в следу­ющем: планирование финансовых ресурсов корпорации исходя из текущих и новых операций, финансирование этих операций, распределение выручки от реализации продукции по соответст­вующим фондам, управление кассовой наличностью, рыночны­ми ценными бумагами корпорации, планирование структуры капитала фирмы, т.е. соотношения основного и оборотного ка­питала, собственных и привлеченных средств. Кроме того, в ведении казначея находятся оплата управленческого персона­ла, а также формирование и использование пенсионного и ре­зервных фондов.

К традиционным функциям главного контролера относятся: разработка ежегодного отчета корпорации, включающего отчет о прибылях и убытках, отчетный баланс и другие документы. Главный контролер несет ответственность за ведение бухгал­терского учета и аудиторскую деятельность, за все вопросы на­логового обложения и информацию, предоставляемую государ­ственным органам.

Вице-президент по финансам с другими членами Совета директоров корпорации и ее президентом определяют важней­шие вопросы развития корпорации: крупные капитальные вло­жения, направления развития производства (включающие про­изводимые виды продукции, рыночную стратегию), цены, уро­вень заработной платы, займовую политику, проведение поли­тики в области дивидендов по акциям.

Руководство корпораций должно предусмотреть не только степень риска при новых крупных капитальных вложениях и сроки их окупаемости, но и форму поступления средств (в фор­ме наличных денег, коммерческого кредита, бартерной сделки). Особый вопрос состоит в том, каким образом новые инвести­ции скажутся на финансовых результатах деятельности корпо­рации, на движении курса акций и величине прибыли.

Таким образом, основными методами финансового управ­ления являются: прогнозирование, планирование, налогообложе­ние, самофинансирование, кредитование, система расчетов, систе­ма амортизационных отчислений, вопросы стимулирования, сис­тема финансовых санкций.

9.2. Финансовая политика

Государство в процессе своего функционирования осущест­вляет политическую деятельность в различных сферах общест­венной жизни. Объектом этой деятельности выступают эконо­мика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Совокупность государственных мероприятий по использо­ванию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Содержание финансовой политикидостаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

1) разработку общей концепции финансовой политики, оп­ределение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) создание адекватного финансового механизма;

3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесроч­ную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функци­онирования экономики и социальной сферы страны. Одновре­менно с этим государство осуществляет выбор текущих такти­ческих целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед госу­дарством, в области мобилизации и эффективного использова­ния финансовых ресурсов, регулирования экономических и со­циальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и от­раслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

• Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм — это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении дохо­дов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм — наиболее динамичная часть фи­нансовой политики. Его изменения происходят в связи с реше­нием различных тактических задач, и поэтому финансовый ме­ханизм чутко реагирует на все особенности текущей обстанов­ки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же фи­нансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государст­вом и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых плате­жей. При этом система налогов может включать различный пе­речень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабаты­вается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государ­ственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирова­ние, организация бюджетного устройства и бюджетного про­цесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся

система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансо­вых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений — агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затраги­вающем прямо интересы государства. Такая разновидность фи­нансового механизма характерна для организации внутрихозяй­ственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок исполь­зования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии по­сле уплаты налогов и других обязательных платежей, а пред­приятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную де­ятельность государства, связанную с практическим использова­нием финансового механизма. Эта деятельность осуществляет­ся специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозиро­вание, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение меро­приятий финансовой политики в текущей деятельности госу­дарственных органов, юридических лиц и граждан.

Итак, можно следующим образом сформулировать задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономи­ческих и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соот­ветствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Финансовая политика является составной частью экономи­ческой политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется об­щий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономи­ческих процессов.

В то же время финансовая политика — относительно само­стоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области обще­ственной деятельности.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международ­ной обстановки, реальные экономические и финансовые воз­можности страны. Учет текущих особенностей должен допол­няться изучением опыта использования экономического и фи­нансового механизма, новых тенденций развития, а также ми­рового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно ва­жно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими состав­ными частями экономической политики — кредитной, цено­вой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства ос­новывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, выте­кающих из поставленных целей и задач.

Типы финансовой политики.Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями теку­щего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоре­тическими концепциями, влияющими на экономический и поли­тический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы обществен­ных отношений.

Анализ применявшейся различными государствами финан­совой политики позволяет выделить три ее основных типа:

классическая;

регулирующая;

планово-директивная.

• До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее ва­риант. Такая финансовая политики была основана на трудах клас­сиков политэкономии А. Смита (1723 — 1790) и Д. Риккардо (1772 — 1823) и их последователей. Основное ее направление — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной кон­куренции, использование рыночного механизма как главного регу­лятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограни­чение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашению и управление. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания.

Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления — министерстве финансов (казначействе).

• Бурное развитие производительных сил поставило перед государством еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов нынешнего столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале были положены экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883 - 1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.

Большое внимание в финансовом механизме уделяется сис­теме государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению ис­точником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо едино­го органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, уп­равлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30 — 60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финан­сирования социальных нужд в большинстве этих стран.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим на­правлением экономической теории. Эта разновидность финансо­вой политики не отказывалась от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социаль­ную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необхо­димости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного де­фицита, стимулирования роста сбережений как источника про­изводственного инвестирования. Важная роль отводится нало­гам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Следует отметить, что различные разновидности регулирую­щей финансовой политики тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

• Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финанса­ми. Цель финансовой политики в этих условиях — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основ­ными направлениями государственного плана.

Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового меха­низма было создание инструментов, при помощи которых про­изводится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с госу­дарственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода (с последующими не­большими изменениями). Чистый доход государственных пред­приятий изымался в бюджет вначале при помощи налога с обо­рота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчис­лений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изы­мались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов пред­приятия за счет прибыли, то есть государство полностью регу­лировало весь финансовый механизм государственных пред­приятий. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода.

Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства насе­ления, помещенные в систему сберегательных касс, также на­правлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов приме­нялся для кооперативных предприятий.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников до­ходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10 — 15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, ус­тановленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отрас­лей народного хозяйства, "долгостроя", военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей социаль­ной сферы.

Управление финансами осуществлялось из единого центра — Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существо­вало.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, ког­да требовалась максимальная концентрация финансовых ресур­сов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хо­зяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования эконо­мики привело к отрицательным последствиям: снижению эф­фективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

Контрольные вопросы

1. Назовите органы, осуществляющие управление финансами.

2. Каковы функции Министерства финансов России?

3. Назовите основные функции Государственной налого­вой службы и ее органов на местах — налоговых ин­спекций.

4. В чем состоят полномочия Федеральной службы налого­вой полиции?

5. Перечислите функции Государственного таможенного комитета РФ.

6. Что вы понимаете под финансовым менеджментом?

7. Что представляет собой финансовая политика?

Наши рекомендации